search
main
0

Палка о трех концах. или Единство и борьба противоположностей

Если положить медаль или монету на стол, то окажется, что ее аверс и реверс соединены едва заметным ободком, гуртом. Так и проблема золотых медалистов: все ее «за» и «против» связаны настолько крепко, что, если однозначно поддержать какое-либо решение, это неожиданно может привести к реализации самых заветных чаяний его противников.

Аверс

Что, собственно, такое медаль? Маленький металлический кружочек, фактическая ценность которого многократно завышена обществом. Почему? Не потому ведь только, что медали являются предметом коллекционирования и антикварной торговли. В конце концов и старые утюги люди коллекционируют, и пивные пробки. Но медали все-таки стоят дороже. Потому что изначально это еще и награда. Знак отличия, дающийся человеку, которого по каким-то причинам выделяют из общей массы.

В древние времена такого человека звали героем или мастером. Сегодня его принято называть лидером. Может ли общество прожить без лидеров? Сможет ли оно отказаться от необходимости их поощрения? Может ли лидер прожить без награды? Возможно ли, чтобы вручение награды не влекло за собой определенных льгот? Вопросы более чем риторические.

Можно, конечно, утверждать, что наградой лидера в первую очередь должны служить его собственные успехи, а не какие-то там льготные грамоты, но это дешевая софистика. Вне зависимости от того, будет ли вручена какая-нибудь вещь победителю промышленной выставки или кинофестиваля, он все равно получит самые выгодные предложения и контракты. Медаль или статуэтка – лишь символ его победы. Но символ общезначимый, позволяющий рассказать о победе самым несведущим людям, живущим спустя много лет за много тысяч километров от места состязания.

Все это имеет самое прямое отношение к российским отличникам. Лишите их видимого, значимого для всех стимула работать над собой, быть лучшими в учебе, и половина из них откажется от борьбы. Другая половина, более вдумчивая и упорная, борьбу, разумеется, продолжит, но результаты ее рискуют остаться неизвестными для большинства сограждан. Утопическая мечта о том, как лучшие ученики должны в каждом новом месте всякий раз с нуля доказывать, что они являются лучшими, на деле приведет потенциальных Ломоносовых к нервному срыву. Ведь если всякий встречный сомневается в твоих способностях, поневоле и сам начнешь в них сомневаться. Куда разумнее предъявить окружающим хоть какое-то заранее заготовленное формальное свидетельство своей незаурядности. Тем более что такое свидетельство им тоже очень нужно.

Когда в школах отменяют оценки, радуются только халявщики. Другие дети, их родители, учителя и все остальные не успокаиваются до тех пор, пока место пятерки не займут разноцветные флажки, звездочки или грибочки. Награды незаменимы.

Реверс

Однако, когда достижение медали становится самоцелью, а содержание и результаты проделанной работы отходят на задний план, награда превращается в фетиш. Символ, форма которого священна, а содержание – несущественно. Если восхождение к цели начинает оправдывать блат, подлог или подкуп, то невольно задумываешься: «А стоящая ли это цель? Реально ли то, что обещает ее достижение?».

В обществе, живущем гонкой за показателями, реальность не в почете. Но победа тут опять-таки не главное. Главное то, что люди в подобном обществе устали от сути и смысла вещей. Можно не быть героем или победителем, но нельзя не иметь наград. Это просто неприлично. Ордена и дипломы в таком случае уже не свидетельствуют о действительных победах, они лишь элемент этикета и принадлежности к особому кругу избранных.

В итоге школьник в таком обществе стремится к тому же, что и его родители: не знать, а уметь подать свои знания. А если нет знаний, сойдет и их видимость. Главное – как подать. Можно и в виде медали. Огорчится ли он, если отнять у него такую возможность? Навряд ли. Ведь роль медали с успехом сыграют сертификат заграничного колледжа, значок престижной гимназии, клубная карта… То есть все те же пресловутые флажки, звездочки и фантики.

Можно, разумеется, выработать сложную процедуру оценки качества флажков, прозрачности раздачи звездочек, попытаться жестко отделить фальшивые фантики от настоящих… Но если общество само не захочет приблизиться к реальности, все эти меры также будут носить исключительно косметический характер. Показуха неистребима.

Гурт

Так что же все-таки представляет собой нынешняя школьная золотая медаль: бессмысленный фетиш или реальную награду? Наверное, и то, и другое. Правильнее было бы сказать: то одно, то другое. В зависимости от того, как наше общество в целом относится к школе и получаемым в ней знаниям. В конце концов медаль – это символ, который нельзя рассматривать в отрыве от породившего его общественного сознания.

Разумеется, любой символ можно счесть устаревшим и попытаться уничтожить. Как мы уже могли видеть, общество довольно-таки нервно реагирует на подобную «рационализацию». Внешний вид награды люди, может быть, и не станут отстаивать с пеной у рта, но уж упрямо выдвигать и закреплять на месте утраченного символа какой-то аналогичный будут наверняка. Создайте ситуацию, при которой замена окажется невозможной, и общество… заболеет. Потому что, как бы ни казался пуст или лжив реформированный обычай, он все-таки создавал у людей ощущение преемственности и стабильности, устойчивости и надежности. Возможно, это была ложная стабильность, но что лучше: ориентация и движение в сторону ложной цели или унылое бесцельное блуждание?

Реформаторам, желающим сегодня свести к минимуму, а то и вовсе упразднить традиционные школьные награды, стоило бы всерьез задуматься: что мы можем дать школьникам взамен отнятых у них золотых медалей? Надеюсь, то, что такая замена необходима, уже не вызывает у читателей сомнения. Какой же она должна быть? Во всяком случае адекватной. Нельзя забывать, что наградные медали как-никак существуют в России уже более трех столетий, а обычай награждать отличившихся золотыми предметами и того старше.

«Всякая наша личная прихоть, а еще более всякая полудетская мечта о каком-нибудь улучшении, выдуманная нашим мелким рассудком, дают нам право отстранить или нарушить всякий обычай народный, какой бы он ни был общий, какой бы он ни был древний», – писал когда-то Алексей Хомяков. Прислушаемся же к голосу разума прежде, чем очертя голову бросаться ломать очередную «замшелую», неоднозначную, но все-таки не такую уж бессмысленную школьную традицию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте