«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем» – эту детскую игру знает каждый из нас. При помощи рук мы получаем большую часть информации об окружающем мире.
Да-да, именно поэтому пальчиковая гимнастика так популярна в различных направлениях дефектологии, нейропсихологии и даже неврологии. Особенно широко используется эта уникальная методика в современной логопедии. С помощью нее специалисты по развитию речи помогают ребенку развивать мелкую моторику и воображение.
Пальчиковая гимнастика улучшает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять эмоциональное напряжение и снизить уровень стресса. Чаще всего подобные упражнения вызывают у детей улыбку, интерес, желание повторить за взрослым то или иное действие. А это в целом благоприятно сказывается на формировании мышления и мировосприятия ребенка.
Пальчиковая гимнастика помогает не только профессионалам, но и родителям. Она сближает мам и пап с детьми, создает или восстанавливает доверие между ребенком и его родителями. Ведь в этом случае используется самая понятная и доступная для малыша форма общения – игра. Все остальные факторы становятся второстепенными.
Простой пример – пальчиковая гимнастика с элементами сказки. Здесь пальчики ребенка становятся героями того или иного сюжета. Это упражнение, как правило, вызывает эмоциональный отклик у юного слушателя. Он стремится быть похожим на понравившегося ему персонажа, копируя черты характера героя. У ребенка формируется представление, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а что нет.
Еще одним вариантом пальчиковой гимнастики является игра с элементами массажа и постукивания по основанию ладони и подушечек пальцев. Этот способ хорошо стимулирует приток крови, улучшает самочувствие и укрепляет тонус мышц. Следующим видом можно назвать игры-манипуляции. Для разнообразия используются пальчиковые игрушки. По-другому такие игры называют кукольным театром.
Некоторые упражнения можно делать под стихотворные строки, это повышает ритмичность их выполнения. Например:
«Пейзаж»
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну).
Твоя ладошка как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка).
Твоя ладошка как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем нарисовать кружок и др.).
Твоя ладошка как окно,
Помыть его нужно давно.
Твоя ладошка как дорожка,
А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать одним или несколькими пальцами по ладошке малыша).
«Фонарики»
Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (Пальцы растопырены.)
Вдруг погасли фонари (пальцы сжаты в кулак),
Ты скорей домой беги! (Руки спрятаны за спину.)
«На прогулку»
Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу),
А вторые – догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев),
Третьи пальчики – бегом (движения средних пальцев в быстром темпе),
А четвертые – пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу).
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола).
Напоследок гимнастика для мозга. Выполняя эту серию упражнений, дошкольник или младший школьник должен быть очень внимательным и сконцентрированным, так как здесь взаимодействуют обе руки, следовательно, работают одновременно оба полушария головного мозга. Упражнение отлично развивает разные типы интеллекта.
Подводя итоги, можно сказать, что пальчиковая гимнастика – это уникальная техника, которая позволяет добиться невероятных успехов как в развитии речи, так и всех психических процессов в целом. А еще она является отличным способом ознакомить ребенка с невероятным и в то же время прекрасным миром.
Алла ТАЛАНЦЕВА
Комментарии