search
main
0

Палата подводит итоги

В Московском городском педагогическом университете прошло пленарное заседание Московской городской палаты по образованию, на которое были приглашены первый заместитель руководителя Департамента образования Лариса Курнешова, начальник отдела образования Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы Н. Бортникова, консультант экспертно-консультационной группы Комитета общественных связей Марина Лучникова, начальник организационно-аналитического управления Департамента семейной и молодежной политики Ольга Карандашова. Члены палаты заслушали ежегодный доклад Общественной палаты по образованию в городе Москве, с которым выступил заместитель секретаря Общественной палаты Сергей Атанасян. Решение по первому вопросу: – Одобрить ежегодный доклад Общественной палаты по образованию в городе Москве. – В соответствии с п. 15 Положения об Общественной палате по образованию в городе Москве направить ежегодный доклад Общественной палаты по образованию в городе Москве в адрес: мэра города Москвы Ю.Лужкова; первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Л.Швецовой; руководителя Департамента образования города Москвы О.Ларионовой.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/ПросмотретьСкачать/ПросмотретьСкачать/ПросмотретьСкачать/ПросмотретьСкачать/Просмотреть (Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Введение

Система образования в Москве развивается в соответствии с целями и задачами, определенными в приоритетном национальном проекте «Образование» и в городской целевой программе «Столичное образование-5». Задачи, рассматриваемые Правительством Москвы как приоритетные, включают в себя создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования; комплексную и адресную поддержку одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершенствование содержания общего образования и внедрение инновационных форм организации учебной деятельности; сохранение, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение образовательного комплекса для особой категории детей.

Как показывает анализ, проведенный Общественной палатой по образованию, внешние обстоятельства, социально-экономические условия и культурные традиции, стремление Москвы соответствовать мировым стандартам по качеству управления, товаров и услуг оказывают сильное влияние на развитие системы московского образования, возможности и результаты обучения. Обновление системы образования связано с приобретением нового, практико-ориентированного содержания без потери его фундаментальности, с преодолением отрыва знаний от умений их применять. В этом прежде всего заинтересованы социальные заказчики: общество, государство, город, родительская общественность и сами ученики. Социум в своем заказе в конечном счете определяет набор ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник школы, колледжа и вуза. Основная проблема, стоящая перед столичной системой образования, состоит в необходимости удовлетворить все интересы участников образовательного процесса, интересы ученика, направленные на его самореализацию, и требования социального заказа на образование.

Общее образование

Дошкольное образование

Как научные исследования, так и результаты практической деятельности показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование наиболее результативны с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Все большую востребованность приобретают дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие различные направления развития воспитанников: детские сады с художественно-эстетическим, физкультурно-оздоровительным, этнокультурным приоритетными направлениями, центры развития ребенка. По-прежнему пользуются спросом детские сады компенсирующего вида, где осуществляются не только воспитание и обучение детей дошкольного возраста, но и коррекция их физического и психического развития. Получили развитие новые формы дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад. На базе дошкольных учреждений для проведения профилактической и коррекционной работы создаются оздоровительные комплексы, оснащенные новейшим медицинским оборудованием. В целях укрепления здоровья дошкольников стали использоваться привлекательные для детей виды физкультурно-оздоровительной деятельности. Обновилось содержание, увеличилось многообразие программ по физическому воспитанию дошкольников.

Самостоятельным элементом современной модели дошкольного образования становится система раннего развития детей (от рождения до 3 лет). В этой связи необходима активизация работы по педагогической поддержке раннего семейного воспитания и развития детей, сопровождению детей из семей группы риска, выявлению одаренных детей и детей с возможными трудностями в развитии. За счет повышенного внимания к раннему развитию детей следует добиться снижения числа обучающихся по коррекционным программам и значительного повышения результатов начального общего образования.

Среднее общее образование

Целенаправленно решается проблема обеспечения равенства возможностей детей в получении качественного среднего общего образования. Четко просматривается тенденция к увеличению количества центров образования, лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением иностранных языков и отдельных предметов, гимназических и профильных классов в общеобразовательных школах. Вместе с этим увеличивается потребность в развитии массовых школ и создании на их базе образовательных комплексов по месту жительства с разнообразными возможностями основного и дополнительного образования. Речь идет о формировании новой системы развивающего и многопрофильного образования в массовых школах, а также в образовательных учреждениях, которые наряду с общеобразовательными реализуют программы развития как для детей с повышенной мотивацией, так и для учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Все большее число школ и семей ориентируется на новые ценности – ценности образованности и развития, непрерывной учебы, детского здоровья и детских способностей, а также на единство действий детей и взрослых. Увеличивается внимание к формированию условий для раннего воспитания чувства личной ответственности у детей за свое здоровье, развитие своих интересов и талантов.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования стала ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания и принятия решений. При таком подходе существенно меняются роль и задачи изучения дисциплин социально-гуманитарного и естественно-научного циклов, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий и использования проектных методов, вовлекающих школьников в практическую деятельность, акцентированных на проведении исследований, выдвижении и проверке гипотез, решении аналитических и проектных задач. В образовательных учреждениях Москвы все более широкое распространение получают проектная и исследовательская деятельность школьников, увеличивается разнообразие ее форм и методов. Широко культивируется командно-групповая работа на уроках и во внеурочное время, поддерживается участие учащихся в управлении школьными делами, что способствует их лучшему развитию, формированию чувства ответственности. Происходит укрепление института учащихся-организаторов, активистов ученического самоуправления, ассистентов учителей и координаторов ученических групп.

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. В Санкт-Петербурге несколько дней назад закончил свою работу Экологический невский конгресс, на котором были поставлены вопросы скорейшего введения в практику обучения и воспитания школьников экологического образования и воспитания учащихся. Подчеркивалось, что этому вопросу не уделяется должного внимания не только в школах России, но и в большинстве стран участников конгресса. В образовательных учреждениях Москвы накоплен опыт оборудования экологических музеев, школьных дворов, пришкольных участков, создания учебных мест для работы ученических групп на открытом воздухе. Участие учащейся молодежи в озеленении дворов образовательных учреждений и прилегающих территорий позволит заметно увеличить количество зеленых насаждений в городе.

Активно внедряются в практику обучения современные методы, основанные на информационно-коммуникационных технологиях. Образовательные учреждения города в достаточной мере оснащены компьютерными, аудиовизуальными и телекоммуникационными средствами. Их использование в процессе обучения, в организационной и учебно-методической работе стало потребностью для педагогов и администраторов образовательных учреждений. Дальнейшее развитие и использование современных методов обучения потребует разработки как новых образовательных технологий, так и учебных материалов на основе использования информационно-коммуникационных методов обучения, обновления всех учебных программ и методики их преподавания на основе компетентностного подхода.

Организационно-управленческие модели

Существующая в Москве типология образовательных учреждений может служить основой для дальнейшего уточнения функционально-целевых особенностей и социальных контекстов их работы. Потребности как образовательного процесса, так и системы образования определяют существующее устойчивое видовое разнообразие организационно-управленческих моделей столичной системы образования.

Непрерывное развитие образовательного процесса, основой которого служат современные управленческие, методические, психологические подходы и реалии, – важнейшая сфера ответственности не только управленческого аппарата, но и общественно-профессионального сообщества. Без постоянной работы на уровне города экспертного сообщества, взаимодействующего с органами управления, родительской общественностью, методическими и аттестационными службами, решение проблем деятельности школы оказывается существенно обедненным. Они делятся на две группы. Первая представляет собой задачи, решение которых необходимо для достижения официальных результатов деятельности государственного образовательного учреждения, вторая связана с задачами его внутреннего развития, вторая группа проблем представляет собой сферу интересов профессионального сообщества и общественных организаций.

В результате непростых процессов наращивания бюджетного финансирования в области образования в Москве в последние годы сложилась ситуация, когда выделялись достаточные средства на деятельность сети образовательных учреждений. Сложилась практика финансовой поддержки процессов развития; системный характер стали принимать изменения инфраструктуры; наметились сдвиги в области дифференцированной оплаты труда. Сегодня, при невозможности сохранения уровня финансирования всех этих процессов, чрезвычайно важно не просто определиться с приоритетами, но также:

– сохранить или даже укрепить механизмы гарантированной поддержки приоритетов;

– обеспечить ситуацию, когда и для образовательного учреждения, и для системы в целом прозрачными и чрезвычайно значимыми становятся способы принятия решений в области организационно-финансовой поддержки пилотных проектов, развития инфраструктуры;

– систематически добиваться при меньших, целенаправленных вложениях ресурсов больших результатов можно в первую очередь за счет повышения уровня профессиональной культуры исполнителей (планирование, анализ, взаимодействие), здесь вновь встает вопрос о вовлечении общественно-профессиональных структур в процессы управления развитием образовательной системы.

Дополнительное образование

Дополнительное образование имеет огромное значение для развития способностей детей, их воспитания, сохранения здоровья и социальной адаптации. В Москве идет процесс непрерывного совершенствования возможностей дополнительного образования, отрабатываются технологии работы с одаренными детьми, интеграции задач основного и дополнительного образования, сочетания предметно-урочной и эмоционально-эстетической систем, использования творческих методов при изучении учебных дисциплин.

Новые задачи, стоящие перед дополнительным образованием в связи с реализацией московской программы «Строим школу будущего», разработкой федерального проекта «Наша новая школа» и решением проблемы развития технического творчества, могут успешно решаться при более активном привлечении творческих и профессионально подготовленных людей, способных к работе с одаренными и мотивированными детьми.

Важно продолжать развитие общегородских детско-взрослых проектных и творческих объединений по экскурсионному, журналистскому, научно-исследовательскому, театральному и другим основным учебно-воспитательным направлениям на основе взаимодействия центров дополнительного образования со студенческим и ученическим самоуправлением, целенаправленной подготовки школьного, колледжного и вузовского актива.

В решении новых задач могут помочь общественные и некоммерческие организации. Через партнерство с ними у государственных образовательных учреждений появляются возможности для повышения уровня и качества дополнительного образования, привлечения финансовых и иных средств на развитие и укрепление их учебно-материальной базы. Инструментом для развития дополнительного образования детей, особенно подросткового и юношеского возраста, могут стать разработка и внедрение франчайзинговых систем, позволяющих способствовать решению на практике таких задач, как:

– распространение новых образовательных методик;

– занятость детей;

– подготовка тренеров и педагогов;

– создание новых рабочих мест и развитие малого бизнеса в сфере предоставления услуг дополнительного образования;

– разнообразие форм и методов обучения.

Для этого необходимы государственная поддержка зарекомендовавших себя программ обучения, включение их в реестр социально значимых программ, установление городскими властями минимальной арендной платы в помещениях образовательных учреждений, совершенствование механизмов взаимодействия с некоммерческими организациями по вопросам взаимного сотрудничества.

Развитие спорта

В московском образовании уделяется особое внимание развитию спортивного движения. Спорт, здоровье детей, их физическое развитие, воспитание здорового образа жизни всегда находились в центре внимания педагогической общественности Москвы. Среди всех мероприятий, проводимых в этой области в Москве, следует особо выделить выездное заседание нескольких комитетов Совета Федерации, которое проводилось в Центре образования №1409 и в ходе которого были отражены достижения всей столичной системы образования в развитии спортивного движения школьников. Мероприятие имеет важнейшее значение, в частности, по той причине, что в нем приняли участие представители регионов, которым помимо достижений столичной системы образования в области физического воспитания были продемонстрированы современные методики развития спорта в школе. Департамент образования Москвы и Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания проводят большую и эффективную работу по развитию спортивного движения. Опыт этой работы заслуживает обобщения и распространения на все регионы Российской Федерации.

Развитие кадетского образования

С первых дней работы Общественная палата по образованию уделяет большое внимание решению проблем кадетского образования. Их значимость определяется необходимостью формирования национально ориентированной, патриотически воспитанной и профессионально подготовленной национальной элиты. Правительство Москвы хорошо понимает всю общественную значимость кадетского образования и уделяет этому вопросу большое внимание и средства. Сегодня наблюдается резко возросшая общественная востребованность и популярность учреждений кадетского образования среди жителей столицы. В то же время Правительство Москвы, выделяя огромные средства на функционирование их системы, не получает от этих учреждений должной отдачи в виде выпуска ими специалистов государственной гражданской службы в интересах столицы и, несмотря на явную необходимость, не осуществляет в кадетских корпусах их начальной профессиональной подготовки. Подбор и подготовка преподавателей и воспитателей для учреждений кадетского образования еще не достаточно эффективны. Возникает проблема с законодательными актами, регулирующими деятельность образовательной системы. Хотя законодательство Москвы регламентирует деятельность учреждений кадетского образования, но этого явно недостаточно, так как в федеральных законах, в частности в Законе «Об образовании», оно даже не упоминается. Таким образом, получается, что фактически кадетские корпуса в Москве и в стране есть, а юридически кадетского образования и кадетских корпусов нет. Требуются дополнения в федеральное законодательство, регламентирующее образовательный процесс, которые устранят это противоречие. Эти выводы сделаны на основании слушаний в Московской городской Думе, специально посвященных вопросу кадетского образования.

В Общественной палате по образованию на постоянной основе работает рабочая группа «Кадетское образование», которая предложила Основные положения Концепции кадетского образования, новые подходы по развитию кадетского образования в качестве системы начального профессионального образования государственной (гражданской и военной) службы, работает над созданием стандарта кадетского образования и внесла на рассмотрение в Правительство Москвы проект соответствующих поправок к Федеральному закону «Об образовании».

Олимпиадное движение в Москве

Как известно, олимпиадное движение служит хорошим стимулом для развития интеллектуальных способностей учащихся. Оно призвано определять и выделять одаренных детей, способствовать их развитию. Москва имеет многолетние традиции в проведении олимпиад, в подготовке ее участников на любом уровне. Например, в 2009 году московские школьники показали высокие результаты на Всероссийской олимпиаде по математике и программированию.

Тем не менее следует констатировать, что в истекшем же учебном году произошли существенные изменения в организации олимпиадного движения, повлекшие за собой резкое сокращение его участников. В соответствии с новым положением об олимпиаде школьников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, произошло резкое сокращение числа олимпиад, проводимых вузами Москвы. Условия включения в список олимпиад, результаты которых могут быть засчитаны вузами в качестве вступительных экзаменов, настолько завышены, что в их число не попала ни одна олимпиада, проводимая педагогическими вузами России. Из всех городских олимпиад, проводимых Департаментом образования Москвы, только 6 были включены в этот список. Такое положение недопустимо. Общественная палата по образованию будет способствовать решению этой проблемы.

Качество образования

Из всего многообразия текущих вопросов работы по улучшению качества образования учащихся, из всех новых требований, связанных с разработкой стандартов образования и введением ЕГЭ, следует выделить проблему реализации развивающего обучения, компетентностного и деятельностного подходов к реализации образовательных программ. Трудности, которые при этом возникают, связаны с отсутствием или неправильным внедрением необходимых образовательных технологий, что нередко приводит к подмене смыслов, к лозунговому планированию работы школы, к снижению заинтересованности школьников в обучении и соответственно снижению качества образования. Не в полной мере решается проблема перегрузки образовательного процесса формальными требованиями, что стало результатом монополии предметно-содержательных единиц и отсутствия комплексного подхода при планировании работы. При государственно-общественном управлении качеством образования необходимо использование качественных показателей достижения долгосрочных и краткосрочных целей и задач, оценки готовности учащейся молодежи, педагогических, ученических и студенческих коллективов к решению все более и более сложных задач, которые обеспечивают новое качество, с использованием принципа «ничего лишнего». При этом, как правило, учитываются параметры, имеющие чаще всего субъективную основу, ощущение улучшения школьной жизни, степень заинтересованности детей и взрослых, удовлетворенность результатами учебного труда, стремление продвинуться в своем развитии, уровень освоения общеучебных и жизненных навыков. В этом случае количественные показатели приобретают регулирующий характер.

В этой связи показательной и в то же время актуальной для московского образования становится проблема развития профильного обучения. Школа часто стоит перед выбором: ориентироваться в первую очередь на запросы учащихся или на собственные возможности. Решение принимается не всегда компромиссное и последовательное.

Следуя мировой практике, в городе складываются различные модели профильного обучения. В большинстве случаев осуществляется определенная подготовка по нескольким профилям, выбранным самими школами, нередко совместно с вузами и колледжами. Заслуживает внимания многопрофильный подход, построенный на основе сочетания учебно-проектной, общественной и профориентационной деятельности. Начинает применяться вариант распределения профилей внутри группы школ с учетом потребностей ученика при регулировании окружными управлениями образования. Вместе с этим возможности организации взаимодействия образовательных учреждений с некоммерческими и коммерческими структурами в интересах профильной подготовки школьников подлежат дополнительному изучению и проверке на практике.

Инновационные процессы

в образовании

Инновационная деятельность в системе Департамента образования Москвы имеет общую стратегию и необходимое обеспечение. Она характеризуется в целом управляемостью, комплексностью и должным качеством. В ходе ее осуществления уже имеется громадный арсенал инновационных разработок и нового опыта, заметно увеличиваются возможности для осуществления будущих изменений.

Последовательно продвигается формирование экспертных сообществ – городского экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности, включающего в себя ученых, управленцев разного уровня, специалистов в различных областях и сферах знаний. Среди форм экспертной работы подобающее место заняли такие, как научное обсуждение, публичный отчет, проведение итоговых конференций, проведение фестивалей результатов экспериментальной деятельности и педагогических чтений, организационно-деятельностная игра.

За последние годы сложилась норма – перед осуществлением инновации проводить экспериментальную отработку образовательных моделей и технологий. Для этого определяются уровень инновации в происходящем обновлении массовой школы, ее место и роль, согласованность с общими стратегическими линиями развития российской школы, условия и формы перехода образовательных учреждений к инновационной деятельности, показатели ее эффективности и успешности, условия и сроки внедрения, возможность продолжения развития в соответствии с выбранным направлением эксперимента.

Вместе с тем возникают трудности с распространением инноваций – не все инновации могут успешно передаваться и перениматься. Выход находится на пути организации инновационных сетей, которые способствуют налаживанию экспериментальной работы на следующей ступени развития. Развертываются сетевые инновационные площадки второго уровня в области изучения иностранных языков, мыследеятельностной педагогики, культуры проектной и исследовательской деятельности, развивающей среды в начальной школе, филологического образования, информатизации и по ряду других направлений. Инновационные образовательные учреждения, достигшие высоких результатов, способствуют интеграции экспериментально полученных результатов и отработанных инноваций в общую инфраструктуру развития московской школы.

Следует отметить городскую программу «Строим школу будущего», в которой определены технологические модули, реализация которых означает глобальные изменения в школе и переход на другие принципы в школьной жизни. К ним относятся содержание и качество образования, педагогический профессионализм, экономика и управление, детско-взрослая общность и уклад, русский язык и искусство, воспитание и мировоззрение, способности и компетентности, информатизация.

В московском образовании для разработки инновационных идей на базе образовательных учреждений создаются организационные структуры – методические и ресурсные центры. Этому инновационному процессу Общественная палата уделяет особое внимание. Он должен подкрепляться быстрой разработкой новых норм, организационным сопровождением и соответствующим материальным обеспечением. Остановка или замедление внедрения новых организационных форм происходит из-за жесткого управленческого контроля на всех этапах образовательного процесса, а не только по его результатам. Трудности возникают из-за стремления менять формы и методы не в целом, а по частям, путем фрагментарного подхода. Имеет значение также концентрация общественных усилий городского сообщества вокруг инноваций в образовании. Образцы созданы, например, это молодежные переговорные площадки с властными структурами на базе Западного округа, Школа юных генеральных конструкторов в Северо-западном округе и многие другие. Новые, проверенные экспериментальным путем изменения, в частности проектная, профильная и профориентационная деятельность, должны входить в основное образование.

Информационные технологии

В Московском образовании последовательно реализуется политика использования информационно-коммуникационных технологий. Совершенствуется система дистанционной поддержки образовательного процесса, ориентированной в первую очередь на детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения; одаренных и мотивированных к дальнейшему продолжению обучения детей, детей-соотечественников; педагогов, работающих с этими категориями детей, управленцев. Директора и учителя информатики образовательных учреждений сохраняют высокий уровень энтузиазма по отношению к применению ИКТ в учебном процессе. В то же время применение ИКТ в обучении не должно ограничиваться только изучением информатики. Остро ощущается необходимость разработки программного обеспечения по разным школьным предметам, подготовки и переподготовки учителей, улучшения инфраструктуры этого направления образования. Требуется создание базы цифровых информационных ресурсов московского образования, в том числе приобретение прав на цифровые копии музейных коллекций, адаптация образовательных ресурсов Российской академии наук, вузов и учреждений культуры федерального подчинения, к потребностям московского общего и профессионального образования.

Профессиональное образование

Среднее профессиональное образование. Реализуя городскую программу «Рабочие кадры» с учетом новых сверхжестких требований к технологической дисциплине и профессиональным качествам работников, которые предъявляются в социальной и экономической сферах, образовательные учреждения взяли курс на формирование у учащейся молодежи проектно-деловой ученической культуры, тесно связанной с развитием общеучебной подготовки.

Прием на обучение в 76 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – колледжи Департамента образования Москвы по программам начального и среднего профессионального образования начинает сокращаться. Существуют серьезные проблемы с трудоустройством выпускников по полученным специальностям. Более 20% выпускников продолжили обучение по программам профессионального образования более высокого уровня.

Высшее педагогическое образование. В Общественной палате по образованию неоднократно обсуждался вопрос перехода педагогических вузов столицы начиная с 2010 года на подготовку студентов по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Однако такой переход невозможно осуществить своевременно, так как еще не утверждены стандарты четвертого поколения по направлениям высшего педагогического образования. Ныне действующие образовательные стандарты, разработанные в 1994 году, нацелены на обучение специалистов в области научной педагогической деятельности, а не практических работников. Бакалавры и магистры, обучающиеся по этим стандартам, имеют недостаточную подготовку для работы в современных образовательных учреждениях.

В соответствии с принятой концепцией структуры стандартов четвертого поколения высшим учебным заведениям будет предоставлена возможность во многом самостоятельно определять структуру подготовки студентов. Около 60% дисциплин образовательной программы будет вводиться вузом. При этом основным критерием станет требование освоения студентами профессиональных компетенций. Ясно, что в этом процессе активная роль отводится работодателю, то есть Департаменту образования Москвы. Представляется важным уже в настоящее время органам управления московским образованием совместно с научно-методическими центрами и педагогическими вузами разработать требования к новым образовательным программам подготовки педагогических кадров.

В нынешнем учебном году прием абитуриентов, поступающих на первый курс, будет осуществляться по результатам единого государственного экзамена. Закончен эксперимент по его введению, принят закон о реализации ЕГЭ. При этом сама реализация закона, проводимая Министерством образования и науки Российской Федерации, не выдерживает никакой критики. Вместо того чтобы в начале учебного года четко определить порядок поступления в вузы, министерство смогло подготовить и согласовать все необходимые документы только к февралю 2009 года. Это произошло без учета демографической ситуации в Москве. Выпускники школ, их родители, приемные комиссии вузов находились в полном непонимании как относительно перечня вступительных испытаний, так и организации приема. Подготовка к поступлению была нарушена, что, несомненно, может сказаться на результатах приема и на выполнении его плана. Общественная палата по образованию Москвы совместно с органами управления московской системы образования должна вмешаться в эту ситуацию – ее повторение может привести к печальным последствиям.

Основная задача, стоящая перед системой высшего педагогического образования, – качество образовательного процесса и в конечном итоге качество знаний студентов. Следует констатировать, что неразумное увлечение тестированием как основной формой проверки знаний студентов и школьников, а также оценка труда педагога в зависимости от его результатов не приводят к улучшению качества образования. Необходима разумная пропорция сочетания традиционных и новых форм оценки как знаний учеников, так и труда педагога.

Истинная причина кризиса знаниевой парадигмы лежит глубже, а именно в существующем сегодня противоречии между укладом профессионального образования и современным бизнесом. Российская экономика давно перешла на рыночные рельсы, а профессиональное образование, осуществляющее подготовку кадров для рыночной экономики, все еще не стало рыночным. Оно остается государственным по форме, фундаментальным и академичным по содержанию. Скорейшему преодолению данного противоречия будет способствовать реформа высшего образования, проводимая в рамках Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

Высшие педагогические учебные заведения системы московского образования разрабатывают и обеспечивают научное сопровождение городских целевых программ развития столичного образования, работают над такими значимыми инновационными проектами, как «Школа будущего», «Детский сад будущего», «Развитие службы практической психологии в сфере столичного образования». Целесообразно поддерживать распространение опыта взаимодействия студентов с детско-взрослыми объединениями в школах, совместной разработки и осуществления образовательно-социальных проектов разного масштаба, в том числе и городских.

На базе городских вузов ежегодно проходят повышение квалификации более 37 тысяч работников образования и социальной сферы города. В настоящее время требуется переподготовка педагогических кадров по-новому, в плане – управления ученическими коллективами и командно-групповой деятельностью, взаимодействия с органами ученического самоуправления и родительской общественностью. Модернизация системы образования, внедрение в учебный процесс современных ИКТ и интернет-технологий требует перестройки системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Общественная палата по образованию считает, что в будущем году перед системой профессионального образования Москвы стоит задача эффективного перехода на многоуровневую подготовку студентов, решения всех вопросов, которые с ней связаны, и устранения возникающих при этом недостатков.

Обеспечение безопасности образовательной среды

В деятельности городских институтов важное место занимает решение проблемы обеспечения безопасности социальной среды, включающей в себя также и безопасность среды обучения (образовательного пространства). Социальная среда громадного мегаполиса, во многом пораженная насилием, содержит опасности, не в полной мере способствует обеспечению защиты прав участников образовательного процесса

В настоящее время в Южном, Северо-Восточном и Центральном учебных округах развернуто эмпирическое изучение проблем психологической безопасности образовательной среды, результаты которого могут лечь в основу разработки комплексного научного подхода, формирования единой концепции социальной и психологической безопасности детей в условиях мегаполиса. Исследования, проведенные Центром экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета, и апробация модельных проектов обеспечения безопасности позволяют выявить проблемы рисков и опасностей в школьной среде, связанных с насилием.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что:

– 70% подростков отмечают наличие фактов насилия и жестокого обращения;

– 17% подростков считают, что они подвергались психологическому насилию со стороны учителей, одноклассников и старшеклассников;

– более 30% работников образовательных учреждений считают, что помогать детям, подвергшимся насилию, – это не их задача;

– около 50% педагогов не знают, как помочь ребенку в таких случаях.

В системе образования следует активно распространять методы и опыт, используемые «Детским телефоном доверия», созданным по инициативе мэра Москвы, которые Общественная палата по образованию рассматривает как важное условие эффективной защиты прав учащихся в учреждениях образования и семьях, механизм экстренной помощи детям, попавшим в критическое положение.

За время работы психологи «Детского телефона доверия» приняли более 20 тысяч звонков от абонентов, причем количество звонков увеличивается. Обращения связаны с оказанием психологической, социальной и юридической помощи, озабоченностью детским здоровьем, конфликтами родителей с администрацией образовательных учреждений, слабой психологической и социальной защищенностью. Результаты деятельности «Детского телефона доверия» и окружных психолого-педагогических центров показывают, что во многих обращениях детей и родителей есть психологические и юридические аспекты (нарушения прав в области образования, насилие в семье, правонарушения, совершенные ребенком или в отношении ребенка). Вокруг этой службы образовался круг энтузиастов – студентов и преподавателей МГППУ, клуб детей и взрослых, имеющих проблемы внутри семей и классов, а также по вопросам психологии развития. Дальнейшее развитие инициативы возможно путем создания студенческих отрядов психологической помощи, школьно-семейных клубов и групп бесконфликтного общения. Для развития этого направления деятельности необходимо включить исследования и научно-практические разработки в области безопасности и рисков образовательной среды в число приоритетных направлений научных исследований Департамента образования и Комитета по делам науки и технологий города Мос

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте