search
main
0

Падчерица на крыше и високосные падежи

Три книжные новинки об учениках и учителях

На страницах каких книжных новинок проще всего найти героев-учителей? Думается, в первую очередь стоит обратиться к подростковым повестям, благо их сегодня выходит немало. Школа в жизни подростка, естественно, играет особую роль. Представить без ее упоминания книгу, центральным персонажам которой по 14-16 лет, попросту невозможно. И у каждого из таких героев непременно будут любимые и нелюбимые педагоги. В сегодняшнем обзоре три новые повести о подростках и их учителях.

 

«Фишку» педагог «сечет»

«Приступ оптимизма» Натальи Вишняковой – продолжение книги «Виолетта Фиолетовна», вышедшей в прошлом году и очень тепло принятой читающей публикой. Особенный ученик Даня переходит в десятый класс, индивидуальные уроки по русскому языку и литературе у подростка по-прежнему ведет легко находящая с ним общий язык Виолетта Фиолетовна.

У Дани дислексия. Персонаж путает слова и буквы, постоянно отвлекается, особенно при встрече с необычной лексикой. Повесть полна забавных языковых ассоциаций. Например, косвенные падежи старшеклассник называет високосными, а слово «вскользь» приводит Даню к любопытному наблюдению, ведь в конце этого слова действительно «два «ь» конвоируют «з». Отдельные сцены «Приступа оптимизма» вообще кажутся блестящими филологическими анекдотами. Так, на вопрос Виолетты Фиолетовны о значении слова «падчерица» ученик отвечает: «Это такое, знаете, на крыше лежит». Тут же представив лежащую на крыше падчерицу, учительница со стоном объясняет: «То, что кладут на крышу, – это черепица». И подобные смешные находки-созвучия есть почти в каждой главе повести, преподавателям словесности точно понравится. Есть в ней и познавательный элемент. «Приступ оптимизма» – это еще и занимательное языковедение. Наталья Вишнякова – учитель русского языка и литературы в одной из московских школ, и своими предметами заинтересовать мальчишек и девчонок она точно может. Как появилось слово «облако»? Чем лексически близки «бык» и «пчела»? Все ответы в диалогах Дани с Виолеттой Фиолетовной. А еще они рассуждают об особенностях расстановки знаков препинания в сетевой переписке и увлеченно спорят о модных неологизмах.

Виолетта Фиолетовна учитель прогрессивный, много читающий, способный придумать нетривиальные задания, работать по методичкам явно не будет. Написать сочинение она предлагает Дане, опираясь на цитату из блога поэта и колумниста «Учительской газеты» Дмитрия Воденникова. Если же подростку понравилось листать Словарь русского арго, учитель не станет отбирать у него книгу в страхе, что тот узнает плохие слова. Напротив, Виолетта Фиолетовна поддержит задумку мальчика «перевести» фрагмент пьесы Шекспира на молодежный сленг.

Столь вольное обращение с классикой, возможно, кому-то придется не по душе. Но педагогический ход-то отличный! Чтобы таким образом адаптировать литературное произведение, школьник должен его внимательно прочитать, вникнуть, понять суть. И это прекрасно! На уроках Виолетты Фиолетовны Даня узнает и о том, откуда взялся «штаб с капитаном», и о том, как, всего лишь изменив порядок слов, можно полностью перевернуть смысл предложения, и еще много о чем.

Хороший учитель, с фантазией, побольше бы таких.

 

Сложные неравенства

А вот таких педагогов, как Татьяна Трофимовна (она же Трыня) из книги Юлии Мазуровой «Особый случай», в нашей с вами реальности лучше бы не существовало вовсе. Учительница истории и классный руководитель 8‑го «Б», «традиционалист и консерватор. Человек, застрявший где-то в прошлом веке вместе с партией рабочих и крестьян и оттуда выдававший свои представления об истории». Это мнение ее ученицы Инги, глазами которой мы как раз и увидим большинство событий повести.

В классе появляется новенький – Игорь. Странноватый мальчишка, зачем-то крикнувший девочке в ухо «ка-а-ар-р!» при знакомстве. Причины необычного поведения Игоря выяснятся быстро. Он тоже особенный, как и подопечный Виолетты Фиолетовны Даня. Когда-то новенький учился в коррекционном учебном заведении, а затем родители Игоря решили перевести его в обычную школу, правда, при условии создания для ребенка специальных условий. Инклюзивное образование, проще говоря.

Игорь невероятно умный и одаренный паренек. Абсолютно честный, искренний, прямо говорящий то, что думает: «Он обладал такой прекрасной чертой, о которой Инга только могла мечтать, – совершенно не зависел от мнения других, вообще их не слышал и не думал прислушиваться. Ему даже если напрямую влепить – ты дебил! – и то нужной реакции не последует, придется еще несколько раз повторить и пояснить, что ты имеешь в виду». Не от мира сего, сказали бы раньше.

Педагоги приняли особенного ребенка радушно. Все, кроме Трыни, которая была решительно против. Что же касается учеников, то тут автор использует прием снежного кома, летящего с горы: маленький снежок, отправленный в путь с вершины, становится все больше и катится все быстрее, угрожая жизни стоящих внизу. Ерундовая проблема постепенно превращается в огромную беду. Сперва одноклассникам Игорь просто интересен, его хочется внимательно рассмотреть, как неведому зверушку, понять причины странностей. Затем новенького начинают испытывать на прочность. Для начала физически: как мальчик отреагирует, если каждый толкнет его на уроке физкультуры. После – психологически: на день рождения к Игорю пообещают прийти все, но придет в итоге одна Инга.

Конечно, педагоги заметят происходящее. Учитель литературы Олег Юрьевич, отметив высокие способности новенького, скажет, что «ему нужно просто адаптироваться. Сориентироваться». А математичка Татьяна Аполлоновна, «видимо, уловив недоброе настроение класса, как-то вместо объяснения новой темы вдруг разразилась прочувствованной речью о том, какие мы все разные и как надо уметь принимать друг друга. Все ее слушали не моргнув глазом и соглашались. А когда она вернулась к уроку и назвала тему «Сложные неравенства» – все засмеялись».

Слова, увы, действия не возымеют: «После дня рождения отношение к Инге и Игорю в классе резко изменилось, словно кто-то провел полосу отчуждения между ними и другими учениками. Одноклассники старались с ними не общаться, а если кто и обращался, то только с насмешкой, если не с издевкой. Теперь считалось ниже человеческого достоинства нормально ответить на заданный отверженными вопрос…» Дальше начинается совсем уж страшное, на ум сразу приходит ассоциация с сюжетом знаменитой повести Владимира Железникова «Чучело». Травля, или, как это чаще сегодня называют, буллинг. Юлия Мазурова сгущает краски, наши чувства обостряются, спокойно знакомиться с книгой становится невозможно, хочется ворваться в художественный мир, помочь Игорю и Инге, защитить их от зла, от детской жестокости. Когда же на главных героев обрушивается еще и жестокость взрослого, натурально хватаешься за голову от бессилия, от невозможности что-либо изменить. И в этом сила писателя, способного побудить читателя поверить в происходящее на все сто. Все-таки не зря «Особый случай» был отмечен призом детского жюри Крапивинской премии, заслуженно.

Жестоким взрослым, по сути, возглавившим травлю, становится та самая Трыня – Татьяна Трофимовна. Жуть! А ведь это учитель… Что же перед нами: профессиональное выгорание, слепое следование устаревшим стандартам или отказ развиваться и принимать вызовы времени?

К счастью, будущее не за такими педагогами. В повести Юлии Мазуровой обращает на себя внимание образ Георгия, дяди Гоши – студента педагогического вуза, пришедшего в класс Игоря и Инги на практику. Очень светлый и открытый человек, которому действительно хочется работать в школе, хочется быть другом для всех. Так пусть добро победит!

 

Быть или казаться

В книге «День откровений» Елены Трофимчук мы встретим двух значимых для сюжета учителей: классного руководителя 10‑го «Т» Юлию Борисовну и школьного педагога по актерскому мастерству Виолетту Сергеевну. В эпизодах два молоденьких педагога по сценическому движению Андрей Валентинович и Константин Юрьевич. Первого влюбленные в него девчонки между собой называют исключительно Андрюшей, второй же так для всех и остается Константином Юрьевичем. На принципе такого вот двоемирия повесть и строится.

Главное противоречие, разрывающее десятиклассницу Надю, от лица которой ведется повествование, заключено в сложном вопросе: что лучше – быть или казаться? Перед ней есть пример Юлии Борисовны, которая не «парится» из-за своего непривлекательного образа: «Жизнерадостность наша классная получила в обмен на внешность. Мне очень нравится Юлия Борисовна, но привыкнуть к ее внешности я не могу. Рост… не меньше ста восьмидесяти, вес – больше ста, лицо доброе, но все расположено на нем так, как будто и нос, и рот, и глаза занимали свои места наспех». При всем этом классная руководительница «умеет только радоваться. Кто-то там, кто отвечает за индивидуальный набор эмоций, не подключил ей способность огорчаться». Однако Надя просто радоваться каждому дню по примеру учительницы не желает. У нее в отличие от Дани из «Приступа оптимизма» и Игоря из «Особого случая» нет никаких ментальных нарушений. Обычная девчонка, обычная школьница, которой во что бы то ни стало хочется быть необычной. Надя жаждет стать заметной, мечтает всегда находиться в центре внимания. Потому и перевелась в класс «Т», то есть театральный. Правда, искомой популярности так и не нашла.

Автор ставит во главу угла злободневную тему. В эпоху социальных сетей многие пытаются создать себе идеальный образ. Порой нам хочется выглядеть в глазах других красивее, умнее и успешнее, чем мы есть на самом деле. То есть именно казаться, а не быть. Дети тут наиболее уязвимы. «Я хочу быть для НИХ красивой», – пишет Надя сводной сестре Вере, выделяя ключевое слово прописными буквами. И не вполне улавливает смысл Вериного ответа: «Для НИХ не бывает». Примеры популярных блогеров оказываются разрушительными: кажется, в гонке за успехом можно переходить любые границы. Героиня «Дня откровений» не живет, а лишь пытается играть в жизнь, чтобы привлечь одноклассников. Но те чувствуют фальшь. Вот характерный момент: Виолетта Сергеевна предлагает ученикам поразмышлять о собственных мечтах, каждый подросток начинает раскрываться, говорить о сокровенном, одна лишь Надя фальшивит – не делится личным, а придумывает искусственную историю, которая, естественно, оказывается никому не интересной.

Конечно, все никогда не поздно изменить. Когда героине срочно потребуется деятельная поддержка в решении настоящей, а не мнимой проблемы, весь класс придет к ней на помощь. Мораль проста: будь самим собой, и люди к тебе потянутся.

Не играй. Живи!

 

Наталья Вишнякова. Приступ оптимизма. Виолетта Фиолетовна возвращается. – М. : Пять четвертей, 2022.

Юлия Мазурова. Особый случай. – М. : Пять четвертей, 2022.

Елена Трофимчук. День откровений. – М. : Пять четвертей, 2022.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте