search
main
0

Ожившее озеро, или Почему вернулись лебеди

Есть в Воронеже свое лебединое озеро – небольшое, окруженное разросшимися старыми деревьями. Лет, наверное, 15 назад стояли на воде в центре озера два деревянных домика, а их жильцы – белые лебеди не спеша, солидно охотились за рыбой, в изобилии населявшей сей диковинный для города водоем. По утрам к лебедям присоединялись рыбаки – из окон проходящих мимо трамваев и троллейбусов видны были только верхушки шляп и длинные удилища, изящным частоколом окружавшие водную гладь. Ну и лебедей, разумеется, тоже видно было. Говорят, одно время там даже черные водились.

После экономических и всяких других перемен, всколыхнувших нашу страну, не только лебеди пропали, но и рыба в озере перевелась. Долгие годы оно так и стояло – брошенное, одичавшее, заселенное одними лишь лягушками, тиной да жуками-плавунцами. А насчет исчезнувших птиц грустный такой слух прошел, что это все “новые русские” виноваты, что, мол, вконец от бурных возлияний обалдели да и отловили лебедушек на шашлык.
Имена героев этой истории (если, конечно, она в реальности имела место быть) не сохранились. Как и не афишируется особо имя другого человека, который два года назад пришел в стоящую по соседству с озером воронежскую школу N 68 и попросил ребят помочь в расчистке многострадального водоема и прилегающей территории. Когда дело было закончено, по волнам поплыл белый лебедь! Пока один, но в планах купить ему пару, чтоб не улетал почем зря. А то недавно всю школу взбаламутил – пропал! Отыскали потом аж на Воронежском водохранилище! Галина Васильевна Плешкова, учитель биологии 68-й школы, говорит, что это ребята первыми заметили отсутствие своего любимца и подняли тревогу.
Думаю, не случайно именно в 68-ю школу пришли за помощью, когда возникла идея воссоздать былую красоту лебединого озера. А в том, что ребята не остались равнодушными, ленивыми созерцателями, есть заслуга и Галины Васильевны. 27 лет руководит она работой школьного экологического кружка, и уже 15 лет как существует при нем экологический музей. Несколько тысяч экспонатов – от богатейших коллекций минералов до чучела бобра.
– Хотели нам еще и кабана подарить, но, боюсь, мальчишки его заездили бы! – смеется Галина Васильевна. – Наш музей располагается в классной комнате, и там проходят занятия. Есть у нас постоянные стенды и экспозиции: “Река Усманка”, “Времена года”, “Воронежский заповедник” и другие. Почти каждое воскресенье ходим в походы, много путешествовали, побывали в разных городах. При музее работает экологический лекторий, 15 старшеклассников – наши постоянные экскурсоводы, и лекции они сами готовят, в библиотеках собирают материал, а потом младшим рассказывают о природе и экологии.
Кстати, не только ребят призывают беречь природу экологи из 68-й, но и взрослых тоже – расклеивают в районе листовки, проводят всевозможные акции и сами пример показывают: свой очередной поход в Рамони (Воронежская область) начали с того, что собрали мусор вокруг турбазы. В кружке постоянно занимаются человек тридцать из шестых-седьмых классов и плюс уже упомянутые старшеклассники. Это основная группа, есть еще многочисленные “сочувствующие”.
По окончании школы многие выбирают профессию по профилю. Выпускницы Галины Васильевны, к примеру, работают научными сотрудниками в Ленинградском зоопарке. А Андрея Ельчанинова, занявшего 17-е место на Всероссийской олимпиаде по биологии (было 3,5 тысячи участников!), Плешкова сама отвела в десятый класс 28-й воронежской школы:
– Хоть и жалко расставаться, но знаю, что там он получит больше. Его ведь даже в МГУ приглашали поступать! Пока выбрал нашу медицинскую академию, а у 28-й школы с этим вузом давнее тесное сотрудничество.
Сама Галина Васильевна – человек неординарный, учительскую профессию познала, считай, с пеленок: трудовой стаж их педагогической династии – более 500 лет! Бабушки, дедушки, родители, тети и дяди – одним словом, вся семья учительская. Причем за пять веков консерваторами не стали. Пример тому – история создания экологического кружка. Галина Васильевна рассказала, что началось все в 74-м году, когда ее ученики заняли первое место на районной олимпиаде, а на областной – ничего! “Мы, – говорит, – тогда с детьми даже Менделя штудировали – это была новинка, очень авторитетные высказывания”. А на областной олимпиаде дали вопросы краеведческого плана о местной флоре-фауне. Потому и “пролетели”! Выпустила она своих тогдашних одиннадцатиклассников, а пятый взяла, и начались походы, сбор экспонатов для музея, потом экологическая работа. Оказалось, что детям так еще даже и интереснее, нежели с Менделем. Кому нужно будет, проштудируют, а школа, наверное, главное, когда у каждого ученика остаются в памяти свои лебеди, свое озеро с зеркально чистой водой и кусочек леса, освобожденный тобой самим от мусора и хлама.
Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте