search
main
0

Оживающая классика

​То, что в гимназии №1503 праздник книги, видно сразу. Открываешь дверь с улицы – большое объявление о «Живой классике». На программе, изданной по всем правилам жанра, – эмблема конкурса: маленькая фигурка человечка, с помощью книги плывущего по реке жизни. Весьма точный символ.

Пожелав детям счастливого плавания в море прозы, заведующая библиотечным центром Галина Машкова открывает сегодняшний праздник. В жюри – писатель, библиотекарь, педагоги и «заслуженные дети школы», как их представил ведущий. Это ребята, удостоенные звания «Читатель года», победители других литературных конкурсов; золотая медалистка прошлых лет. Тур начался и завершился музыкой: исполняли две «Песни без слов» – Мендельсона и Гольденвейзера, а между ними были слова без песен – десять прозаических отрывков разных авторов.«Живая классика» понимает классику достаточно широко. По мнению организаторов, это хорошая, даже современная литература. Важно, чтобы это был не книжный мусор, которым полны сегодня торговые развалы. Хотя и высокая классика здесь тоже была представлена: «Нищий» Ивана Тургенева, «Толстый и тонкий» Антона Чехова, «Война и мир» Льва Толстого. У гостей конкурса были сомнения: пора ли детям читать такую недетскую литературу? Судя по тому, как объясняли свой выбор юные исполнители, не только можно, но и нужно.Валя Кретова ходит с мамой на литературные концерты в филармонию. И услышав там «Великое противостояние» Льва Кассиля, решила, что может попробовать исполнить то же сама, отложив до времени уже намеченную «Барышню-крестьянку». Степа Степанский отважился прочитать Василия Шукшина, мальчик побывал на спектакле в театре, и ему оказался по душе житейский юмор писателя, кстати, со Степой и самим не соскучишься. Никита Терехов читал Рея Брэдбери. Он любит его слог и его героев, совершающих поступки, из которых потом складывается характер. Никита убедительно прочитал «Все лето в один день», пронзительную школьную историю об отверженной девочке, непохожей на других, и о детской жестокости, которая особенно подчеркнута тем прекрасным летним днем, когда происходит событие. Андрей Браженко взялся за «Белого Бима» Гавриила Троепольского, имея при этом в виду привязанность одного живого существа к другому.Привязанность, одиночество, благородство – каждый из 12-летних людей выбрал свой сюжет. И думали они о чем-то своем, о чем необязательно должны узнать другие. Но точно выбранные и прочувствованные пятиминутные отрывки явно подарят минуты небезразличия и слушателям. А таких в гимназии будет много, здесь эти истории услышат не раз. В гимназии с конкурсного поля намерены снять серьезный урожай: будет выпущен «золотой диск», который как раз сейчас в процессе подготовки, на диске останутся «золотые» голоса гимназистов разных лет, в том числе и сегодняшних чтецов, будут и публичные выступления – оживающая классика очень важна для слушателей. Пусть ровесники знают, что не один лишь Интернет существует на свете.Пока жюри ломает копья над итогами (почти вся десятка читала вровень), мы переходим в литературную гостиную и продолжаем разговор. В споре о том, уступит ли когда-нибудь книга место компьютеру, эти ребята единогласны: «Нет!» В гимназии систематически делают замеры, что читают ребята, где берут литературу. Компьютер ни разу не одержал победу над привычной книгой, притом что 20-30% ребят электронными книгами пользуются. Юные собеседники приводят вполне осознанные и даже недетские аргументы: «Холодной цифре никогда не заменить живую книгу. Букридер нужен в дороге, а для жизни (представьте, даже этим мальчишкам и девчонкам!) важны объем, цвет, запах книги, шелест страниц, которых касалось время».О книге эти ребята знают много, потому что их этому учат. Они наперебой рассказывают о театре книги, который есть в их гимназии, о музее книги, который создан в соседней школе, о своих семейных книжных историях – 47 таких сюжетов собраны в этой гимназии под одной обложкой – «Книга с историей». Кто-то отыскал под книжной обложкой завещание прадедушки, который оставил для своих потомков слова о важности любви и понимания в семье; кто-то нашел в доме «раненую» книгу – пробитое снарядом отверстие в томике Лермонтова, который прадед носил с собой всю войну, где-то реликвией считают книгу, которую дед-хирург читал перед ответственнейшей операцией. А вот история уже девичья: потрепанный томик «Алых парусов», который читали все девушки в их роду. Бабушка даже показывала внучке поворот в деревне, из-за которого она сама, ее мама, потом ее дочь ждали свои паруса. «В общем, Грин добился того, чтобы на свете стало больше мечтателей», – завершает свой рассказ Полина Ролдугина, на конкурсе она читала отрывок из «Войны и мира».Мы говорили с ребятами и вдруг подумали: хорошо, что конкурс привел нас в эту гимназию. Здесь забываешь то, о чем обреченно говорят во многих школах: растет нечитающее поколение. Нет, выходит, с книгой, как и везде: кто хочет – ищет возможность, кто не хочет – причину. В этой гимназии ищут и находят множество способов, чтобы дети любили читать. К примеру, им дают задание рассказать о себе как о читателе, их учат вспоминать свои встречи с литературой – было ли в доме заведено семейное чтение, что читала мама, читал ли ты младшей сестренке, какая первая книга осталась в памяти, давно ли был в последний раз в книжном магазине, какие книжные сайты знаешь. Или твоя любимая книга: почему именно она?Об умении сделать ребенка настоящим читателем здесь говорят даже стены. В центре литературной гостиной висит большое красивое панно: найденная в Интернете и увеличенная работа французского художника Дени «Девять муз в каштановой роще». Каштановой рощей именуется, кстати, и эта гостиная. С противоположной стены на девять муз взирает десятая – «муза детства»: лица бывших и настоящих гимназистов. Это стена почета, фотографии тех, кто в библиотеке свой человек. А поднимешь глаза и тоже не сразу отведешь: стеклянный верх литературной гостиной, что называется, тематический. Не просто витражи – экслибрисы с начертанным гимназистами объяснением: «Собрание экслибрисов читателей почтенных, в разные времена мудрость из книг черпавших». Цитата? Нет, сами придумали. Тоже не само по себе сложилось: опросили всех читающих знакомых, изучили литературу по теме, побывали в музее экслибриса. Последнее окошко под потолком пока пустое, ждет их собственного знака – читательского символа гимназии №1503. Ребята как раз сейчас трудятся над его разработкой, ищут точный образ.О книгах эти ребята готовы говорить еще и еще. Но пора на подведение результатов – итогов работы системной и конкретно «Живой классики». Даже в таком продвинутом учебном заведении над подготовкой к конкурсу юных чтецов пришлось потрудиться немало. Сначала выбирали книги, вдумчиво искали отрывки из них, порой до вечера вместе с библиотекарем вникали в суть, думали об акцентах, выстраивали паузы. Артистизм чтеца тоже не последнее дело. Особенно нелегко давалось это Расиму Акчурину. Тем ценнее его сегодняшняя победа.Кроме него победителями стали мальчик со сломанной рукой, Никита, и несбывшаяся «барышня-крестьянка» Валя, читавшая Льва Кассиля. Одну награду сверх программы – приз зрительских симпатий – получил Степа Степанский.За победу каждому торжественно вручили книгу. Вспомнилось забытое: «Книга – лучший подарок». Подарки были по-настоящему щедрые. 150000 книг предоставило издательство детской литературы «Махаон» (издательская группа «Азбука-Аттикус»), выступившая генеральным партнером I Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Член оргкомитета конкурса Аркадий Витрук, генеральный директор издательской группы «Азбука-Аттикус», объяснил щедрость издательства так: «Этот проект сегодня не имеет аналогов в России по широте охвата аудитории. Поэтому мы решили поощрить призами всех победителей школьного этапа. Ведь чтение играет важную роль в развитии воображения, творческого мышления ребенка. У героев литературы наши дети сами учатся быть героями, а значит, мы должны поддерживать интерес к чтению и поощрять стремление ребенка».Истинно верно. К тому же, заметим, правильно стратегически. Такими акциями, как «Живая классика», закладывается не только интеллектуальное будущее страны, будущее книжной индустрии также. Сегодня этим ребятам 12 лет. У них растут братья и сестры, и недалеко то время, когда придут в мир их дети, те самые, что примут от нынешних конкурсантов эстафету – любовь или нелюбовь к книге. Если не воспитать читателя сегодня, выпускать книги завтра будет не для кого.Понятно, этим ребятам повезло: их гимназия находится в Северо-Восточном округе, который носит титул самого читающего округа Москвы. Повезло, что заведует библиотекой Галина Машкова, дважды получавшая титул лучшего библиотекаря Москвы. Однако конкурс уверенно набирает обороты и в других учебных заведениях столицы. «Я бы назвала «Живую классику» самым массовым конкурсом, – завершает разговор член жюри Вера Грунина. – Нас обрадовало и удивило то, что желающих выступить оказалось больше обычного – 70-80 заявок поступило от каждой школы. Были даже такие ребята, которым учителя состязаться не советовали, а они все равно пробовали».В общем, и Брэдбери, и братьям Стругацким, и даже высокородному Тургеневу было бы приятно побывать на этом, пока еще школьном туре «Живой классики» и увидеть, что растут дети, которым они нужны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте