В 2001 году мы проанализировали состояние здоровья наших учеников и были поражены результатами: за три года количество хронически больных детей в школе возросло в три раза. Оказалось, что мы очень мало занимаемся воспитанием у ребят потребности в здоровье, не формируем глубокого научного понимания здорового образа жизни, его житейской ценности.
В марте 2001 года наш педагогический коллектив создал и единогласно принял на педсовете программу «Школа здоровья и развития». В 2002 году программа была утверждена на экспертном совете при управлении образования. Нам был присвоен статус районной экспериментальной площадки.
За четыре года работы общими усилиями педколлектива, родителей школьников и наших социальных партнеров удалось сделать многое. В школе стало уютно, красиво. В коридорах и холлах появилось много зелени. Вся школьная мебель промаркирована, подобрана по росту каждому ребенку. Тепловой, воздушный и световой режимы соответствуют требованиям СанПиНов.
По утрам ребята делают зарядку, а в течение учебного дня проводим физкультпаузы. В начальной школе введен дополнительный урок физкультуры, который обязательно проводится на свежем воздухе. Спортивный зал открыт для учеников каждую перемену, школьные коридоры оборудованы теннисными столами.
В обучении младших школьников используем здоровьесберегающую технологию Владимира Базарного. Сейчас по этой технологии занимаются половина малышей начальной школы. Особенно нас заинтересовала возможность коррекции осанки и зрения. Администрация школы приняла решение провести эксперимент в занковском классе.
Для профилактики близорукости мы используем методику «зрительных горизонтов» В.Ф.Базарного. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к близорукости. Чтобы этого не допустить, дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. В пространстве классной комнаты (на стенах, потолке, люстрах) располагаются карточки. На них – мелкие изображения предметов: буквы, цифры и т.д. Размер картинок от 1,5 до 3 см. По просьбе учителя дети отыскивают в классе нужное изображение.
Для выполнения тренажей с помощью зрительно-двигательных траекторий на стенах выше уровня глаз размещены плакаты размером 0,6х2,0 м с изображением фигур: овал, «восьмерка», волна, спираль (толщина линий 1 см). По просьбе учителя дети встают и изображают глазами, как кружится листочек, плывет по волнам кораблик, вьются снежинки и т.д. Глазки «пробегают» спираль или «восьмерку», тренируются.
Для каждого ребенка определена его индивидуальная зрительная рабочая дистанция.
Для коррекции осанки уроки проводим в режиме «динамических поз». На каждой парте стоит конторка, соответствующая росту ученика, с углом наклона 14 – 18 градусов. Дети стоят в носках на ковриках из естественной ткани. Используется звуковой сигнал – фрагменты из детских песенок и световой – под потолком расположены «бегущие огоньки». По сигналам дети встают. Учитель считает: «1 – 2 – 3 – 4». Дети фиксируют взгляд на соответствующей картинке, цифре и т.д., совершая движения головой, туловищем, глазами (на одно изображение отводится полсекунды). Продолжительность физкультминутки 1,5 – 2 мин. После этого дети переходят из статической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и наоборот.
Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного оптимально сочетается с принципами обучения по системе Л.В.Занкова. А главное – ее использование дает потрясающие результаты. В 2002 – 2003 учебном году лишь 40% учеников класса занимались в основной физкультурной группе, а в 2003 – 2004 учебном году состав основной группы увеличился на 10% за счет улучшения зрения.
После первого года работы по данной технологии практически все родители стали ее горячими сторонниками, потому что увидели, что их дети стали здоровее и веселее. Мамы и папы даже помогли нам изготовить конторки и коврики, строго следуя инструкции. К сожалению, нельзя говорить о полном соответствии требованиям технологии самодельной мебели, поэтому нашей мечтой остается приобретение специализированной «конторки доктора Базарного».
Важнейшим аспектом работы школы стала лечебно-профилактическая деятельность. Мы заключили договор о сотрудничестве с Центральной районной больницей. В школе работают медсестра и врач на полставки. Ежегодно проводится обследование функционального состояния и резервов здоровья детей, диагностика физической подготовленности, психофизиологического развития. На основании полученных данных оформляются индивидуальные паспорта здоровья учащихся. Сейчас такие «паспорта» имеют все ученики 1-5-х классов.
Серьезное внимание уделяется обеспечению психического и психологического здоровья школьников. Создана социально-психологическая служба. Стараемся снижать уровень тревожности, корректировать эмоциональное состояние учащихся. Работает кабинет психоэмоциональной разгрузки, в котором с удовольствием занимаются не только ученики, но и педагоги. Мы стараемся сделать нашу школу психологически безопасной и комфортной.
Ежегодно мы проводим мониторинг состояния здоровья учащихся. Рассчитывается «индекс здоровья» каждого класса, ведется динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка.
По результатам мониторинга можно отметить следующие положительные тенденции:
рост показателей физического развития учеников специальных медицинских групп;
уменьшение количества школьников с нарушениями зрения и опорно-двигательной системы;
повышение эффективности учебного процесса (успеваемость выросла на 10-15%).
Радует, что главными нашими помощниками и союзниками в борьбе за сохранение и укрепление здоровья стали дети и их родители. Результаты опроса показали, что 89% учеников среднего звена на первое место по важности среди жизненных ценностей ставят именно здоровье, а не материальное благополучие. А 86% родителей оценили работу школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся как эффективную и результативную.
Нина СОЛОВЬЕВА, директор; Ангелина СМИРНОВА, учитель начальных классов Любимской основной общеобразовательной школы, Ярославская область
Комментарии