В семидесятые годы стране не хватало учителей, и по призыву газеты «Комсомольская правда» несколько лет подряд начиная с 1973 года в самые глухие и отдаленные школы приезжали молодые учителя и студенты, получившие право на такую комсомольскую путевку. Вот и мне, студентке математического факультета Кировского педагогического института, было дано такое право.
Поселок Пелес на Кайской земле (административно в Кировской области) стал родным на целых полгода. Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика. Шестые и девятые классы, наверное, не сразу в моем лице приобрели настоящего учителя. Мы учились вместе: я – у них, они – у меня. Мне, несомненно, помогали молодость и любовь к детям. А еще я приехала не одна. «Десант» состоял из четырех педагогов: трех студентов Кировского пединститута и выпускницы Харьковского института Валентины Владимировны Колодяжной.
Студентки, подружки, альпинистки Аля и Тамара преподавали биологию, химию и географию, были всегда жизнерадостны и целеустремленны. Валюша, романтичная и душевная, заботливая и внимательная, преподавала русский язык и литературу. А я, самая младшая, преподавала математику. Жили мы в учительском доме. Общая кухня, печь, на которой готовился украинский борщ, жарилась картошка и заваривался душистый чай. Вечера с разговорами по душам иногда продолжались до утра. Мы верили в то, что у нас будет общая школа, школа нашей мечты. Сколько интересных дел с нашими воспитанниками было придумано этими вечерами! Праздник всех республик: песни, танцы, костюмы, национальная кухня…
А когда 31 декабря 1974 года Валентина Владимировна провожала нас вместе со всеми учениками, да что школьниками – вместе со всеми жителями поселка, мы мечтали только о том, чтобы вернуться в Пелес…
Валентина Владимировна после Пелеса работала секретарем райкома комсомола Верхнекамского района, затем возглавила среднюю школу №1 поселка Лесной.
До сих пор храню письма-откровения, письма-поддержки, письма настоящего друга, учителя…
Я же по распределению приехала в Синегорскую школу и проработала в ней 33 года. Могла ли я тогда в юности предположить, что эти годы будут такими счастливыми.
Сама я окончила городскую школу, поэтому с уверенностью могу говорить, сельская школа – особая школа. Здесь царят теплые отношения, искренность, сопереживание, правдивость. Разного рода трудности всегда с тобой разделят и помогут преодолеть коллеги. Синегорская школа стала школой моей мечты.
По прошествии 36 лет хотелось бы встретиться с нашим «десантом», несмотря на границы, на расстояния. А если не суждено встретиться, то хотя бы получить весточку.
О «десантах» молодых учителей в дальние уголки в те годы часто писали газеты. Одна из статей «Письмо из будущего» заканчивалась словами: «Кто знает, может, сойдутся когда-нибудь пути наших посланцев – тех, кого породнили вначале встречи в редакции, а затем – схожие и такие разные судьбы в далеких сельских школах. И если будет так, непременно найдется место для необычной летописи: страничек из дневников, писем в редакцию и друг к другу, разработок новых форм работы, первых научных наблюдений молодых учителей… И эти нехитрые документы станут прологом их педагогических поэм».
Отзовитесь, друзья!
Татьяна КУЛИКОВА, директор средней школы, с. Синегорье, Нагорский район, Кировская область
ОТ РЕДАКЦИИ. Предложение Татьяны Ивановны КУЛИКОВОЙ о перекличке учителей-«десантников» семидесятых-восьмидесятых годов теперь уже прошлого столетия очень интересно. Думаю, что читатели «УГ» откликнутся на призыв педагога из поселка с красивым названием Синегорье и пришлют свои письма. Ждем!
Комментарии