search
main
0

Отягощенные ларингитом Может ли школа разрушить наше здоровье?

Побеседовать со мной об учительском здоровье и о том, какое внимание ему уделяется сейчас в России, согласилась врач-профпатолог, доктор медицинских наук, сотрудница Института гигиены имени Эрисмана Оксана Рушкевич.

– Скажите, пожалуйста, Оксана Петровна, какие заболевания чаще встречаются у преподавателей. И какие из них, в частности, относятся к профессиональным недугам?
– К тем недугам, которые мы, врачи, называем профессиональными, относятся только поражение голосового аппарата, хронический ларингит.
– То есть проблемы, связанные со зрением, сосудами, суставами, сердцем, не связаны с трудовой деятельностью?
– Нет, сердечно-сосудистые заболевания не могут носить профессиональный характер. Это касается любой работы, необязательно преподавательской, этому подвержены и административные работники. Поэтому вопрос о здоровье сердечно-сосудистой системы учителя вследствие трудовой деятельности отпадает еще при поступлении в педагогический вуз.
– Разве учитель не мог ослабить или даже разрушить свою нервную систему, работая в школе?
– Мог, конечно, мог. Но с юридической точки зрения связи с профессией здесь нет. Эмоциональную нагрузку испытывает любой человек, который несет ответственность за выполняемую работу, а если он отвечает за детей, то психическая нагрузка возрастает. И причиной таких отклонений чаще всего становится несоблюдение режима труда и отдыха. Серьезная ответственность, стрессы, проверки, ненормированный рабочий день, который зачастую продолжается и дома… Социальный фактор становится первопричиной расстройств функций организма. И, кстати, не только психических. Ослабление нервной системы так или иначе сказывается на здоровье сердца и сосудов. Я не сказала бы, что инфаркты и инсульты – более частое явление у педагогов, чем у людей других профессий. Есть данные, что у сельского населения это происходит реже, чем у горожан. Сама природа формирует уклад жизни, оберегая человека от болезней.
– Какие еще заболевания встречаются в педагогической практике?
– Заболевания желудочно-кишечного тракта, язвенная болезнь, гастрит, все это происходит из-за нарушения режима питания. Рабочий день не нормирован, расписание, по всей вероятности, составляют так, что нет ни времени, да и условий для нормального приема пищи, горячее питание не налажено. Поэтому нарушение пищеварения у учителей – явление довольно распространенное. Но оно встречается не чаще, чем, например, у медиков, инженерного состава, служащих, бухгалтеров…
Часто преподавателей беспокоит вегетососудистая дистония. С возрастом может ослабевать опорно-двигательный аппарат, возникнуть артриты, но не чаще, чем у других. Ну и, конечно, поражение голосового аппарата, хронический ларингит. В силу своей профессии учителям приходится много говорить на повышенных тонах, эмоционально – ведь мы так привыкли, да и ученики тоже… На состояние связок оказывают влияние простудные заболевания, заболевания верхних дыхательных путей, частые ОРЗ, гриппы. Для того чтобы этого избежать, нужно проводить профилактические меры.
Как распознать надвигающийся ларингит? По его первым симптомам: к концу дня периодически садится голос, часто болит горло, возникает чувство першения. Все это может вызвать хронический ларингит. Значит, обязательно нужно проводить курсы лечения – ингаляции и полоскания с травами, использовать физиотерапевтические методы лечения, применять общеукрепляющие средства.
– Существует ли для преподавателей понятие “производственная травма”?
– Это понятие применимо к любой профессии. Если учитель идет на работу, поскользнулся, упал, сломал руку – травма при следовании на работу. Есть определенные правила заполнения актов, и такие случаи должны фиксироваться. В зависимости от степени тяжести повреждения пострадавшему выплачивается определенная сумма. Если в результате травмы учитель лишается работы по причине инвалидности, это компенсируется в обязательном порядке. Производственным травмам наиболее подвержены преподаватели физики, химии и технологии. Чаще всего это происходит из-за нарушения правил техники безопасности. А вот наказывать в этом случае будут начальника – директора школы.
– Что вы можете сказать о психическом здоровье детей преподавателей? Считается, что они уязвимее, чем другие дети, хуже учатся, слабее психикой…
– Нет, нет. Это издержки воспитания и не более того. Преподаватели всегда относились к интеллигенции. Может быть, поэтому их дети более избалованные. Но здесь все зависит от конкретной ситуации. Во всяком случае никакой связи с профессией мамы или папы здесь нет.
– Как вы считаете, достаточно ли внимания уделяется охране здоровья учителей?
– Нет, категорически мало! Диспансеризации недостаточно эффективны. Ведь как они обычно проходят? “Здорова?” – “Здорова!”. У учителей слишком мало времени, чтобы по врачам ходить. При проведении ежегодной диспансеризации основное внимание должно уделяться состоянию голосовых связок. Когда к нам обращается педагог, первое, что мы обследуем в плане профессиональности, это состояние верхних дыхательных путей, голосовой аппарат. Если у него обнаруживается ларингит, мы начинаем выяснять, с чем это может быть связано. Если это связано с профессиональной деятельностью, то мы выясняем степень голосовой нагрузки в течение определенного отрезка времени и в зависимости от степени нагрузки определяем характер лечения. Учителя, часто болеющие респираторными заболеваниями (ОРЗ), попадают в группу риска, то есть в группу людей, у которых может развиться заболевание связок. А главная задача Министерства здравоохранения – позаботиться о повышении эффективности диспансеризаций. Потому что промах медика, проводящего осмотр, и нераспознанная вовремя болезнь могут косвенно отразиться на школьниках, на их успеваемости, на их знаниях.

Алена СТЕПАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте