Однажды редакция “УГ” не отказала в просьбе выслать газету школе-интернату N 9 Санкт-Петербурга. Так и повелось: один бесплатный номер попадал в город на Неве. Но всякое заочное знакомство когда-нибудь должно закончиться встречей. Следуя этой закономерности, я отправилась в Калининский район города. Очень уж хотелось увидеть, с кем мы так замечательно дружим.
Школа расположилась недалеко от знаменитого Пискаревского мемориального кладбища, на проспекте с героическим названием Непокоренных. Не монументальна, не величава. Три этажа, простенький серый типовой колор новостроек 60-х. Но часы, проведенные в ней, кажутся мне нежно-желтыми, солнечными.
– У нас детки такие, – радостно соглашается с ощущением света директор Валентина Ивановна Мирошниченко. – Мы их забрали из дома и отворили двери в окружающий мир, а они отворились нам. И стало ярче на земле на 185 жизней.
Жизней непростых. Инвалидных. Все ученики школы имеют группу, все с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Правда, эти ребята в отличие от детей, обучающихся в еще двух похожих школах Петербурга, обслуживают себя сами. То есть могут передвигаться с помощью костылей, ходунков, палочек.
– По сути у нас не одна, а три школы, – рассказывает Валентина Ивановна. – Основная массовая, для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с отставанием умственного развития. Ребята поступают к нам по направлению городской психолого-медико-педагогической комиссии. Эта рекомендация служит основой для распределения по трем образовательным программам. Впрочем, на выходе мы даем тот же документ. Просто в программе для детей с ЗПР поменьше дополнительной информации, материал в ней тщательно отобран. И знаете, то, что дети с разным интеллектом учатся в одном здании, участвуют во всех общих внеклассных мероприятиях, дает свой положительный эффект. Есть динамика интеллектуального роста. Кроме того, дети дружат и, значит, учатся относиться друг к другу добрее.
Расширяет возможность общения еще и то, что пять дней в неделю дети могут из школы не уезжать. Особенно те, что живут на другом конце города. Они здесь кушают, спят, занимаются во всевозможных кружках, получают лечение. На выходные родители их забирают. Есть дети, которые не могут долго находиться в детском коллективе. Таких родители забирают каждый день.
К месту прозвучал бы вопрос: отчего дети, обслуживающие себя сами, не учатся в обычной школе? И Валентина Ивановна отвечает, словно угадывая его:
– Видите ли, у наших детей несколько иной процесс восприятия учебного материала. Он может протекать более медленно. Нарушения работы центральной нервной системы влияют на речевое развитие, а речь – это освоение материала, общение. Поэтому 153 ребенка из 185 обязательно ходят на занятия к логопеду. У нас наполняемость классов не тридцать человек, а 5-10. Существуют коррекционные занятия, цель которых не дополнительный объем информации, а развитие психической сферы ребенка на материале данного предмета. Обычная школа вряд ли сможет уделить столько внимания ребенку-инвалиду. У нас ведь в сетке занятий и лечебная физкультура, и массаж, и бассейн. Машинопись как урок, имеющий важное социальное значение. У многих детей очень неразборчивый почерк, многим тяжело удерживать ручку, поэтому письменные работы они выполняют, печатая. Знаете, врачи говорят: если нет ухудшения, это уже хорошо. Так вот, ухудшения нет. Напротив, радостно констатируем улучшение.
Но школа – это еще не все, – Валентина Ивановна прерывается, и я выжидательно смотрю на нее. – У нас еще есть детский дом. Сейчас в нем 12 человек и в основном это отказники.
Валентина Ивановна с трогательной гордостью сообщает, что за прошедшие восемь лет практически всем выпускникам детдома удалось найти родителей. Принцип поиска прост: набор телефонного номера, что указан в документах. И номера оказываются действительными, и на том конце телефонного провода замирают, а потом дрожат голоса. Эти голоса объясняют, что столько-то лет назад им сказали врачи: ваш ребенок не жилец, и они поверили. Но добро, как известно, порождает добро. И все отказавшиеся родители хорошо принимают своих взрослых детей.
– А сами дети?
Валентина Ивановна отвечает прямо:
– Не скажу, что они бегут в семью. Наши ребята привыкли без нее, но все-таки легче жить на свете, зная, что у тебя есть родные. Отношения устанавливаются, конечно, разные, но к выпуску стараемся всем найти родителей. Что бы ни говорили, а ребенку всегда хочется увидеть мать. Только до шестнадцати лет мы поисками не занимаемся. Рано. А когда молодому человеку уже двадцать (у нас десятилетняя основная школа и два года старшей), он готов воспринять волнующую информацию.
– Валентина Ивановна, но ведь тяжело, наверное, каждый день видеть этих трудноходящих, трудноговорящих детей?
– Ничего подобного! Это только первое впечатление. Я до директорства работала заведующей роно, и когда ко мне приходили и говорили про дискотеки, изумленно восклицала: “Какие у вас дискотеки?!” А появилась здесь, вижу – ждут. Да еще как! Недавно ребенок из второго класса интересовался, когда будут танцы. Наши дети живут нормальной, обычной жизнью молодых людей. И влюбляются, и ссорятся. Вот была история: трое девчонок влюбились в одного парня. Завраждовали. Что вы, до драк доходило! Помощники воспитателей стали жаловаться. Пришлось проводить беседу, объяснять, чего нельзя допускать по отношению друг к другу. В итоге выпустили прекрасных девчонок… Мальчишки? Мальчишки у нас не дерутся. Они – спокойные… Да все они у нас чудесные! Нам экскурсоводы спасибо говорят за таких детей: и вопросы по существу задают, и ведут себя воспитанно. Они у нас самостоятельно взяли шефство над восстановленным блокадным колодцем. Наши дети никогда не станут плевать и свистеть в театре, не будут ломать качели. И это не только из-за доверчивости и послушания, свойственного им, но и благодаря усилиям многих и многих изумительных педагогов, врачей, воспитателей. В таком коллективе и проблемы решать легче.
Это точно, согласилась я с Валентиной Ивановной. Все преодолимо, когда есть цель повесомее: отворение мира маленькому стоику. И за его счастливый визг и плеск в бассейне, за его быстрое и уверенное “дважды два – четыре!” можно перетерпеть поросший бурной травой стадион.
Правда, можно перетерпеть не все, подумала я. Будто подтверждая мысль, Валентина Ивановна рассказывает о том, что в начале учебного года в школу-интернат заглянул губернатор Яковлев с гостями – генеральными директорами “Петрохолода” и кондитерской фабрики им. Самойловой. То-то радости было при виде спонсорского мороженого и конфет с печеньем! А еще подарили трехлитровую банку меда.
– Только вот не знаю, как его распределить на всю школу, – смеется директор. – Ну а если серьезно, то обещали существенно помочь в ремонте здания. Да и десятилетний автобус требует замены, и четыре неухоженных гектара территории. Надеемся, что сбудется наша мечта о детском городке.
Несколько лет мы совсем не финансировались, многое пришло в упадок. Восемьдесят процентов наших детей – из малообеспеченных семей, остальные двадцать – из многодетных и опекаемых. Так что родители в материальном отношении нам совсем не помощники. Кое-как выкарабкивались. Сейчас вздохнули свободнее. На деньги, выделенные из президентского фонда по программе “Дети-инвалиды”, отремонтировали бассейн, душевую, спортзал. Полы на всех этажах перестелили, а то дети задевали ногами.
Пахнущий свежей краской спортзал, новый линолеум показали и мне. Мало того, я даже увидела, что такое “сухой бассейн”, где вместо воды много-много маленьких шариков. В них, как в розовых пузырьках, “плавала” девочка.
Но больше всего мне запомнился мальчик, в упоении кувыркавшийся, фыркавший, хохотавший в теплых водах настоящего “мокрого” бассейна. Казалось, ничто не в состоянии остановить его безудержный восторг. Он, как птица, перелетал с одного места на другое и вовсе не замечал посторонних. Невольная улыбка возникла на лице. Я глянула на Валентину Ивановну, и вдруг стал понятным ее решительный жест на вопрос, почему ушла с поста заведующей роно. “Надоело руководить!” Захотелось быть сопричастной. Не к бумаге, а к чьей-то конкретной судьбе. Отворить мир.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии