Жизнь – удивительная штука. Когда-то ты, будучи подростком, пытаешься отвергать все старое, придуманное и опробованное до тебя. Тебе кажется, что никто не испытывал, не переживал тех эмоций, с которыми ты сталкиваешься. Никто не решал таких глобальных проблем: выбор университета, будущей профессии, может быть, даже города для жизни. Ведь только твой опыт уникален.
А потом в приемной комиссии университета ты встречаешь ребят, таких же уникальных и неповторимых, но с такими же испуганными глазами. И понимаешь, что, наверное, ты не так одинок в своем поиске будущего верного пути.
Ощущение инаковости – двояко по своей сути. С одной стороны, приятно ощущать себя не таким, как все. Приятно думать, что ты особенный. Но, с другой стороны, погрузившись в это состояние, можно стать заложником неприятия тебя миром и мира тобой. А из этих ощущений довольно сложно выбраться.
Как же быть? Ведь это абсолютная правда, что мы все уникальные и неповторимые… Но такие ли мы разные? Разве нас всех не волнуют поиски счастья, самореализации, не беспокоит здоровье близких нам людей? Разве нас не сближают те главные человеческие ценности, которые и едины для всех нас? Ответы на эти вопросы я продолжаю искать в себе и своих учениках.
Мой опыт мне казался всегда необычным – работать в той школе, где когда-то училась. Лишь позже, пообщавшись с коллегами, поняла, что очень многие, как и я, спустя годы возвращаются в свою самую первую школу, которую полюбили еще учениками. А кто-то сразу идет туда, где впервые осознал трепетное отношение к детям и желание их учить. Мы тянемся к своим корням, к тем людям, которые повлияли на нас, дали почувствовать себя сильными, смелыми, готовыми идти вперед и совершать новые открытия.
Школьные традиции дают возможность ненавязчиво, бережно формировать вектор развития ребят, те ценности, с которыми они пойдут дальше по жизни. Каждый учитель понимает, как важно не только научить детей своему предмету, а тонко и филигранно направлять ребят в моменты, где им требуется личная поддержка.
Дети и взрослые проходят через уроки – сначала школьные, потом те, которые приготовила для нас жизнь. И очень часто то, что мы определили для себя как единственно возможный вариант, идет не по плану. Ученики часто удивляют меня, придумывают необычные решения возникших задач. Желание оградить их от ошибок, указать на более простой и короткий путь, когда они только отрывают для себя новое, я стараюсь сдерживать. Хотя, признаюсь честно, это бывает крайне непросто… Но моя задача – помочь, тонко направляя, не отнимая радости собственного открытия у каждого ребенка.
И в этой свободе особенно важными связующими линиями становятся традиции, ценности, то, что передается от учителя к ученику, от старших ребят к младшим. Мне не страшно, когда мои ребята ошибаются, когда они задаются вопросом, как правильно. Потому что я понимаю, что мы вместе каждый день по маленьким кирпичикам строим не только их знания по предмету, но и их представление о том, что действительно ценно, что сближает нас, таких непохожих, и делает нас намного ближе. Мы вместе создаем мост в будущее, по которому каждый сможет пройти, сохранив внутренние ориентиры добра и правды, заложенные еще в школе.
Валерия КАРАБАНОВА, учитель английского языка школы «Глория»
Комментарии