search
main
0

Ответы экспертов года

В «УГ» от 11.01.05 подводились итоги прошлого года в образовании. Звание «Человек года» было присуждено Елене СОБОЛЕВОЙ и Виктору БОЛОТОВУ. «Политиком года» стала Галина МЕРКУЛОВА. Сегодня наши эксперты отвечают на вопросы читателей.

Виктор БОЛОТОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: Пишите, будем разбираться

– Отменят ли льготы по золотым и серебряным медалям при поступлении в вуз в 2006 году?

– Поправки к законопроекту об отмене льгот по золотым и серебряным медалям при поступлении в вуз подготовлены. Однако когда этот закон будет приниматься, то будет специальная оговорка, что нынешних учеников 10-х и 11-х классов отмена не коснется.

– Согласны ли вы с тем, что ЕГЭ не должен быть единственной формой проверки знаний при поступлении в вузы? Если эксперимент по ЕГЭ завершится успешно, будет ли выпускникам школ оставлена возможность сдавать экзамены в традиционном виде?

– Единый государственный экзамен не может быть единственной формой проверки знаний при поступлении в вузы. Поэтому будут и олимпиады, и конкурсы. При поступлении на творческие специальности, безусловно, останутся и творческие испытания.

– Управление образования, по сути, направляет работу педагогов района. Учителя со стажем, а именно из них должен состоять штат работников управления, не хотят работать в информационно-методическом центре, так как в школе их зарплата намного выше. Почему всегда забывают о роли методиста, ведь она далеко не последняя в образовании? Предполагается ли какой-то выход из этой ситуации?

– Вы абсолютно правы. Тарификация методиста не позволяет привлечь на эту работу опытных учителей. Поэтому, во-первых, повышение статуса методиста заложено в проект отраслевой тарифной сетки. Во-вторых, в большинстве субъектов Российской Федерации информационно-методические центры активно вовлекаются в хозрасчетную деятельность, связанную с приобретением учебно-методической литературы, оказанием платных дополнительных услуг и т.д. И в настоящее время большинство органов управления образованием до принятия отраслевой ЕТС работают именно в этом направлении.

– Почему в связи с предлагаемыми вариантами финансирования идет процесс практического разрушения средней школы? На селе закрываются малокомплектные школы, из средних школ делают основные, из основных – начальные. Почему наш министр и правительство допускают это?

– Насколько мне известно, при введении нормативного финансирования учитывают условия, в которых работает та или иная школа. При этом во многих школах при любом финансировании качество образования все равно остается низким. Что касается закрытия сельских школ, то оно может произойти только по решению сельского схода. Если вам известны случаи, когда сельские школы закрывали без такого решения, то пишите в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки по адресу: Чистопрудный бульвар, 6/19, Москва, 101990, и мы будем разбираться.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки: Отпуск никто не отменял

– У нас упорно ходят слухи, что оплачиваемый отпуск для учителя будет только один месяц. При этом второй месяц отпуска можно взять за свой счет или работать. Так ли это?

– Слухи о сокращении для учителей оплачиваемого отпуска безосновательны. В соответствии со ст. 37 Конституции лицам, работающим по трудовому договору, гарантируется установленная федеральным законом продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. В Трудовом кодексе, ст. 334, сказано, что педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства от 1 октября 2002 года №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» в зависимости от типа образовательного учреждения, а в отдельных случаях в зависимости от его вида или занимаемой должности, основной отпуск педагогическим работникам образовательных учреждений установлен продолжительностью либо 42, либо 56 календарных дней.

Учителям, воспитателям и другим педагогическим работникам общеобразовательных учреждений ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней.

Елена СОБОЛЕВА, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров: Час занятий сегодня принесет успех завтра

– Всегда хотела работать в школе, но у меня нет педагогического образования. Окончила в 1994 году Московский энергетический институт. Могу ли я преподавать в школе математику или физику?

– Насколько я знаю, вы можете преподавать в школе. В условиях дефицита молодых и квалифицированных кадров, знающих свой предмет, вы вправе рассчитывать на положительное решение директора любой школы, где есть вакансия. Вам предстоит поучиться на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

– Как отразится сокращение продолжительности обучения (в связи с введением бакалавриата) на численности научно-педагогического состава и научных школ вузов?

– Не думаю, что введение бакалавриата впрямую повлияет на численность научно-педагогического состава вузов. Демографические тенденции и общее сокращение приема в вузы скорее скажутся на этом показателе. Речь ведь не идет о переводе всех вузов только на программы бакалавриата, будут и более гибкие программы подготовки специалистов по ряду направлений и подготовки магистров. Так как эти программы имеют более индивидуализированный характер, соотношение преподаватель-студент изменится. Преподаватели, имеющие опыт творческой работы, ведущие активную научную работу, будут в первую очередь привлечены к их реализации. А больший объем индивидуальной работы со студентами в полной мере компенсируется некоторым снижением учебной нагрузки на стадии базового образования (бакалавриата). Если же говорить о научных школах, то введение многоуровневой подготовки должно только позитивно отразиться на их развитии и пополнении молодыми кадрами, поскольку наличие научной составляющей, например в программах подготовки магистров, является обязательным и очень важным условием.

– Как вы считаете, не следует ли вернуться к ранее существовавшей системе обязательного распределения выпускников вузов, в том числе педагогических?

– Система административного распределения не может быть сегодня реализована в прежнем виде, поскольку она не предусмотрена действующим законодательством. В то же время вы абсолютно правы, подчеркивая важность данной проблемы, особенно для педагогических специальностей. Одним из ее решений может быть обучение в вузе с использованием образовательной субсидии и заключением договора, в котором прописаны обязательства отработать по специальности в течение нескольких лет после окончания вуза. В случае нарушения условий договора средства, затраченные на обучение, должны быть полностью возвращены. То есть речь идет о формировании новых, рыночных механизмов.

– Как заставить ученичков-увальней учиться?

– Вы очень правильно ставите вопрос, несмотря на то что в нем звучат нотки отчаяния. Не все зависит от вас. По сути, учителя, школа, система образования могут лишь создать условия, а учиться нужно ребенку.

По-моему, это вопрос не только к системе образования. Каждый ребенок и его семья должны знать, что потраченный сегодня час на занятия в школе завтра принесет успех в жизни, доход ему и его семье.

– Когда вы, высокопоставленные люди, которым доверено будущее, разумно отнесетесь к системе образования в нашей великой России? Вообще-то, может быть, и не нужно ВАМ беспокоиться, когда оклад твердый?

– Как я понимаю, мы с вами оба люди с высшим образованием. Следовательно, сначала мы учились, затем сами учили. Необязательно в студенческой аудитории или школьном классе, но учили. И пенять нам с вами, полагаю, не на кого. На ваш вопрос уже давно ответил великий Омар Хайям:

Пока на Школу не назначена цена,

Просить у Власти хлеб она должна.

Наверно, Школа плохо Власть учила,

Раз милостыней жить обречена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте