search
main
0

Ответственность за слова и поступки

У нас в Ярославской области до сих пор нет системы подготовки и переподготовки учителей для преподавания курса “Граждановедение”. Большинство педагогов не в состоянии вести такие занятия из-за отсутствия концепции. Многие директора по-прежнему придерживаются авторитарного стиля руководства и не помышляют о переходе к новым демократическим отношениям с учителями, учащимися, родителями. Атмосфера сотрудничества, включение в учебный план курсов человековедения и обществоведения, демократический стиль жизни в школе – это скорее исключение, чем правило, в Ярославле. Вузы к этому не готовят своих студентов. Лишь отдельные учителя сами по себе исповедуют демократические ценности.
Существует целый спектр проблем: образовательных, воспитательных, организационных, психологических, которые тормозят процесс превращения гражданского образования в одно из основных направлений гуманитарной образовательной школьной программы.
Идея создания универсального обществоведческого учебного курса зародилась в научных и педагогических кругах на заре перестройки. Тогда и появились первые этико-политические и социально-правовые модули типа “Право и политика”, “Человек и общество”, “Мир человека”. и др. С 1991 г. в экспериментальных школах России наметились первые шаги в изучении курса “Граждановедение”.
Коллегия Министерства образования РФ уже в 1994 г. признала гражданское и правовое образование приоритетными направлениями в развитии обществоведческого и исторического образования. К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса “Граждановедение” являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы. Материалы курса регулярно издаются в “Социально-политическом журнале” и в приложении к “Учительской газете”. Однако, несмотря на эти весьма удачные достижения и многочисленные попытки, концептуально проработанного, оснащенного полным комплектом федерального курса по гражданскому образованию с 1-го по 11-й класс еще нет. Граждановедение для преобладающего большинства историков российских школ по-прежнему остается “чужеродным телом” и “головной болью”. Дело отчасти заключается в том, что этот курс – интегративный. Он требует хорошей гуманитарной подготовки, знания философии, социологии, политологии, психологии и других обществоведческих наук. Многие учителя, закончившие вузы двадцать и более лет назад, не изучали этих предметов, а заниматься самообразованием не желают из-за отсутствия времени и стимула. К тому же не секрет, что их базовое образование представляет слишком рыхлый фундамент для новых мировоззренческих конструкций.
Многие учителя выражают сомнение в необходимости изучения граждановедения, так как отсутствие в России подлинно гражданского общества и правового государства превращает задачу формирования “нового человека” в наивно-утопическую: нельзя построить гражданское общество в одной школе, в одном городе, в одном регионе. Кроме того, школа как наиболее инерционная организация всегда выполняет социальный заказ государства, воспроизводя из года в год стандарт знаний, ценностей и норм поведения.
Школьная среда, взаимоотношения администрации с учащимися и учителями часто авторитарны по существу и по форме, что не может создать благоприятной среды для прививания демократических принципов, открытости и терпимости к противоположному мнению.
Начетнический характер некоторых новых гуманитарных курсов, оторванность от реальных проблем российской демократии, недостаточная погруженность в контекст реальной жизни детей – вот далеко не полный перечень проблем, возникающих на пути широкого внедрения нового гуманитарного образования.
Нельзя забывать и о том, что Россия – страна с продолжительным авторитарно-тоталитарным режимом, с совсем небольшим демократическим опытом.
Преподаватели исторического факультета нашего университета, осознав, сколько времени, усилий, терпения потребуется для внедрения региональной модели гражданского образования, решили сделать ставку не на уставших от жизни и проблем учителей, а на студенческую молодежь, будущих педагогов, для которых гражданское образование должно стать новой стратегией социального поведения.
Тогда же пришло осмысление в необходимости помощи зарубежных специалистов. Без содействия Британского совета, к примеру, активно содействующего реформированию образования в России, невозможно было бы издание материалов международных семинаров, программ и курсов по подготовке и повышению квалификации специалистов по граждановедению. Усилия зарубежных коллег, направленные на решение проблемы социализации личности и ее органического включения в политическую жизнь, также заслуживают похвалы и одобрения. Кроме того, и сама идея гражданского образования как политической силы поддержания правового порядка и социального согласия, преодоления ксенофобии, шовинизма, политического экстремизма не может оставить равнодушными”
людей, причастных к образовательным и воспитательным процессам и в Российской Федерации, и за рубежом.
Вот поэтому преподаватели исторического факультета педагогического университета выступили с инициативой создания регионального курса “Граждановедение”, заручившись поддержкой педуниверситета имени А.И.Герцена, координирующего усилия специалистов всех социальных наук по созданию единого образовательного пространства по гражданскому образованию в России.
Первой задачей региональной экспертной группы стала выработка концепции гражданского образования, определение целей и содержания учебного курса по граждановедению. Наиболее сложной проблемой, как показала практика общения с экспертами Северо-Западного и Центрального регионов РФ, явилось осмысление концепции гражданского образования. Преодолевая искушение пойти по наиболее легкому пути в выработке понятийного аппарата, который предлагали зарубежные организаторы семинаров и представители проектной группы из школ Санкт-Петербурга, когда понятие “гражданин” подменялось неоэтатическим определением “нравственный человек”, а “гражданское образование” сводилось либо к модели “political building”, либо к правовому образованию, региональная ярославская группа приняла иное решение.
В образовательном процессе мы признаем равнозначными основные модули гуманитарного образования: право, историю, политологию, экономику, человековедение, этику, экологию. В связи с тем, что гражданское образование охватывает все сферы формирования личности, ее социализацию, модели нравственного поведения, механизмы взаимодействия с партийно-государственными структурами, от которых во многом зависит создание демократического государства, где будут признаваться права личности, а ценность каждой человеческой личности будет выше социального заказа и общегосударственных интересов, мы выделили пять групп понятий, направленных на формирование личности и способов ее социализации: личность в культурно-образовательном контексте; личность и власть; личность и бизнес; личность и социум; личность и природа.
Таким образом, по нашему мнению, гражданское образование – это новое направление образовательной политики России, это система знаний интегративного и обобщающего характера. Центром такой модели образования должны быть ценности человеческого существования в его гармонии с социумом и миром природы. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей: критического мышления, широты и видения мира, и признания, отсюда следует признать равноправными и равноценными любые точки зрения, взгляды на мир; умения сочетать свою философию с культурным и национальным плюрализмом, стремления видеть личностный смысл в любой деятельности; способности защищать свое достоинство, обладать гражданским самосознанием, быть ответственным за свои слова и поступки.
Михаил НОВИКОВ,
доктор исторических наук;
Наталья БАБУРИНА,
кандидат педагогических наук;
Татьяна ПЕРФИЛОВА,
кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте