Владимир ГАЙВОРОНСКИЙ, преподаватель и председатель студенческой комиссии профсоюзной организации Южного федерального университета, считает, что система студенческого самоуправления еще очень далека от идеальной и студенты пока не могут решить многих задач, за которые они хотели бы взяться.
– Какими вы видите основные проблемы студентов в настоящее время?- В основном это проблемы, касающиеся социальной поддержки. Вопрос студенческой стипендии остается самым главным и очень спорным, поскольку ни студенты, ни правительство не могут определиться, какая стипендия нужна и нужна ли она вообще. Иногда высказывается мнение, что стипендия – это не зарплата и студентам она не нужна. Но студенты воспринимают ее именно как зарплату, поскольку учеба – это студенческий труд.Также для студентов очень важны проблемы трудоустройства. Зачастую люди приходят в вуз только для того, чтобы просто где-нибудь учиться, и выбирают свою будущую специальность случайно. Это усложняет поиск работы после вуза. К тому же карьерные ожидания студентов часто не совпадают с тем, что есть на рынке труда.- Можно ли доверить студентам самостоятельно распоряжаться стипендиальным фондом?- На самом деле в перспективе вполне можно это сделать, но пока, к сожалению, в большинстве российских вузов студенческое самоуправление к этому не готово. У студентов еще нет опыта в распределении стипендиальных средств, их нужно потихоньку вовлекать в этот процесс и давать им возможность самим определять, какая стипендия, в каком размере и кому нужна в первую очередь, а кому не нужна совсем. Отдельные талантливые, но бедные студенты вынуждены подрабатывать, что сказывается на их успеваемости. В то же время есть ребята из обеспеченных семей, которые неплохо учатся, и им эти копейки от государства не нужны.- Каким должно быть студенческое самоуправление для того, чтобы его можно было назвать эффективным?- Функционирование студенческого самоуправления связано с отдельными личностями – лидерами. Зачастую, как показывает практика, пока есть лидер в отдельно взятом учебном заведении или его структурном подразделении, самоуправление существует. Активная личность формирует вокруг себя команду, и самоуправление прекрасно работает. Как только лидер заканчивает вуз и уходит, работа прекращается. Поэтому главная задача студенческого самоуправления – воспитывать новых лидеров и устанавливать преемственность. Иначе органы студенческого самоуправления вначале развивают бурную деятельность, а потом затухают. Пока такая преемственность существует только в студенческих профкомах.- Как можно решить проблему трудоустройства?- Возможно, увеличение срока обучения в средней школе приведет к более осознанному выбору будущей профессии. Естественно, необходима профориентация, система дополнительного образования. Если человек уже выбрал свою будущую профессию, ему нужно посещать соответствующую школу, например юного физика. Если он занимается в этой школе весь 11-й класс, у него есть время подготовиться. Но в то же время, если в процессе он разочаруется в физике, он может изменить свой выбор. Что касается трудоустройства после вуза, то здесь важна занятость студента по специальности уже на 4-5-м курсах.- Как организовать работу студента по специальности, чтобы она не мешала учебному процессу?- В первую очередь необходимо заключать договоры с потенциальными работодателями, чтобы студентов привлекали на практику. В рамках этих договоров возможна корректировка образовательных траекторий. К примеру, ректор нашего университета недавно ездил в юго-западное отделение Сбербанка и спросил: «Какие банкиры вам нужны?» Ему ответили прямо: «Нам нужны банкиры с сельскохозяйственным уклоном». Это связано с тем, что банк активно занимается кредитами для агробизнеса и ему нужны специалисты, которые могли бы оценить потенциал отдельно взятой агрофирмы. С банком договорились о студенческих практиках. В результате ребята, которые пошли на эту практику, выбрали дополнительные курсы обучения на других факультетах, чтобы постичь азы сельского хозяйства. В нашем вузе студенты до некоторой степени вольны варьировать учебную программу в зависимости от своих интересов.- Студенты могут еще как-то поучаствовать в повышении качества образования в вашем вузе?- Студенческие профсоюзы в первую очередь стараются оградить студентов от учебных перегрузок, контролируют аудиторную нагрузку. Что касается качества образования, у нас есть направление, которое соединяет оздоровление и дополнительное обучение студентов. Это направление называется «Умный отдых». Например, наши биологи ездят в Никитский ботанический сад в Крыму, астрофизики посещают Крымскую астрофизическую обсерваторию, психологи в таких поездках познают новые методики проведения тренингов и т. д.- Что вас побуждает заниматься студентами? Как вы сочетаете общественную деятельность и научную работу?- И преподавательская деятельность, и общественная работа для меня больше хобби, чем работа. Вы ведь знаете зарплаты преподавателей. Со студентами интересно, мне нравится быть в центре событий, в центре студенческой жизни.
Комментарии