Сегодня, 30 июня, в Общественной палате прошло общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы».
Речь шла о поправках в закон «Об образовании», которые предложил думский комитет по просвещению. Как отметила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, законопроект был разработан в связи с запросом родителей и учителей по укреплению единого образовательного пространства. Она подчеркнула, что детям должна даваться единая база знаний. Это нужно для того, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок, переходя в другую школу оказывается в другом мире. То есть в старой он учился по одним учебникам, а в новой – по другим.
Казакова подчеркнула, что ответственность за содержание учебника должна лежать не на учителе или директоре, а на федеральном министерстве, которое ведет государственную политику в области образования.
По мнению директора департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Максима Костенко, говорить о едином учебнике невозможно без создания единого образовательного пространства. При этом важно понимать, что это не унификация всех школ. Он отметил, что в каждой учебном заведении работают уникальные учителя, но должно быть регулирование деятельности коллективов.
Сегодня возникает множество интерпретаций подходов, что не всегда приводит к повышению качества образования, добавил Костенко. Он отметил, что единое образовательное пространство – это комплексный подход к тому, чему учить, и к содержанию образовательных результатов.
«Сегодня очень важен вопрос доверия», – заявила председатель комиссии Общественной палаты по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко. Она пояснила, что если будет прозрачный и понятный механизм создания этого «золотого стандарта», если будут известны люди, которые будут отвечать за содержание, а также механизм влияния на это содержание, то большая часть вопросов будет снята.
Важно продумать, чтобы введение федеральных образовательных программ не ограничивало школы в их развитии, а «золотой стандарт» не превратился в «золотой шаблон». Такое мнение высказал руководитель департамента образования и науки Москвы Александр Молотков. Он пояснил, что при разработке федеральной методической программы нужно оставлять зазор по часам. Так у школы появится возможность реализовывать программы сверх стандарта.
С таким предложением согласилась зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева. Она отметила, что рабочая программа не должна охватывать все часы учебного плана. Поскольку так не останется возможности для самостоятельной работы школы. По поводу учебников она высказала мнение, что формировать учебники должны высокопрофессиональные ученые, хорошо подготовленные кадры.
Комментарии