search
main
0

Ответственно – значит безопасно

Хотелось бы, чтобы эти навыки у будущих водителей стали хорошей привычкой

Обеспечение безопасности дорожного движения заявлено как важная государственная задача, которую решают через обучение учащихся грамотному участию в дорожном движении, профилактику дорожно-транспортного травматизма и воспитание культуры безопасности жизни.

 

 

Несмотря на пристальное внимание к проблеме безопасности в дорожно-транспортной среде, культура личной безопасности остается низкой и не является естественной потребностью.

Одним из условий ответственного отношения учащихся к вопросам безопасности является воспитание у них культуры безопасности жизни, в основе которой лежат общепризнанные нравственные нормы поведения. Подчеркнем особую сложность этой задачи, так как ее решение возможно только путем преодоления внешних и внутренних препятствий с помощью целе­устремленности и настойчивости характера. Только таким образом стиль поведения учащегося станет безопасным для него и для общества, сделает его способным управлять своим поведением в разных ситуациях.

Привычки, сформированные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных задач является воспитание культуры безопасного поведения на дороге.

В центре «Виктория» реализуются дополнительные образовательные программы «Юный водитель» и «Автолюбитель» и используется комплекс тематических мероприятий, ориентированных на воспитание культуры безопасности жизни. При этом воспитание заключается не в усвоении особых взглядов, а в развитии способности самостоятельно определять свои действия и поступки, то есть в развитии способности к саморегуляции и адекватному поведению.

В ходе реализации программ дополнительного образования педагоги решают следующие задачи:
– воспитать маленького пешехода, понимающего дорожную обстановку и способного адекватно оценивать риски для своей безопасности;
– развить способности самостоятельно справляться с познавательными и практическими задачами в различных сферах жизнедеятельности;
– привить ребенку понимание ответственности водителя за рулем;
– формировать у детей ответственное поведение за свои действия, желательно, чтобы они уяснили, что любая линия поведения на дороге и любая работа, связанная с ремонтом автомобиля, должны носить ответственный характер и выполняться качественно, потому что от этого зависит здоровье всех участников движения: водителя, пассажиров и пешеходов.

Шестилетний ребенок, пришедший заниматься в объединение «Юный водитель», – это маленький человечек, за которого стараются все сделать бабушки и дедушки, которому внушили, что любое действие опасно, либо это чрезмерно самоуверенный ребенок молодых амбициозных родителей. В любом случае группу, собравшуюся в сентябре, нельзя назвать коллективом.

Задача педагогов на первом этапе – уравновесить эмоциональный настрой детей. Убедить их в том, что занятия в объединении – дело серьезное, требующее внимания и терпения. Для этого существует беседа по технике безопасности, где детям в доступной форме объясняют, что:
– учебная техника – это хоть и маленькие, но настоящие автомобили;
– инструмент помогает только тогда, когда применяешь его по назначению, а водитель, пусть даже юный, должен научиться управлять своим автомобилем и уметь подготовить его к учебному вождению;
– управлять автомобилем не так просто, поэтому остальным ребятам необходимо соблюдать правила, ожидая своей очереди около учебной трассы.

Постепенно, от занятия к занятию, через увлекательные игры, ребусы и загадки ребята начинают осознавать необходимость предъявляемых требований. Учатся перед каждым занятием проверять давление в шинах карта, уровни технических жидкостей, исправность систем управления.

В результате у них формируются навыки культуры безопасности жизнедеятельности.

Еще один воспитательный момент наблюдается на занятиях старших групп. Для эффективности учебного процесса группы формируются не по возрасту и не по году обучения, а в соответствии с принципами наставничества:
группа, пришедшая на двухчасовое занятие, состоит из неопытных ребят первого года обучения и более опытных – второго года.
Это позволяет наладить обмен навыками и мотивировать менее опытных ребят за счет авторитета старших товарищей.

Поскольку в распоряжении объединения находятся разные по размеру учебные автомобили, то формирование разновозрастной группы позволяет использовать всю учебную технику. Очень важно во время групповых занятий по учебному вождению объяснить ребятам такие вещи, как взаимодействие водителей, соблюдение дистанции, подача предупреждающих сигналов, безопасное опережение. Хотелось бы, чтобы эти навыки у будущих водителей стали хорошей привычкой.

Теоретическая составляющая нашей программы «Автолюбитель» тоже преследует воспитательные цели. В ходе знакомства ребят с историей автомобилестроения, правилами дорожного движения, устройством и тенденциями развития автотранспорта важно привить обучающимся живой интерес к автомобилю. Это позволит им стать культурными водителями или увлеченными работниками автомобильной отрасли.

Анна ЗАМЫСЛОВА, Алексей БЕЛЯЕВ, педагоги дополнительного образования детско-юношеского центра «Виктория»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте