«Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества», – утверждает Джеймс Харрингтон. В последнее время в средствах массовой информации появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости объективного оценивания результатов образовательной деятельности обучающихся.
Вспоминаю первое знакомство со своей школой. С того дня прошло уже почти два года. Значительная часть педагогов предпочитала привычное лучшему, отрицала наличие трудностей и проблем. Ответственность за низкие результаты учебного труда школьников педагоги возлагали на самих учеников, их родителей, материальное обеспечение школы. Виноваты были абсолютно все, но только не сами педагоги… Вопрос о необъективности оценок, выставляемых учителями, с треском опровергаемых ЕГЭ или ОГЭ, витал в воздухе и не находил ответа.Необходимо было не создавать видимость работы по контролю качества образования, а, в первую очередь изменив отношение педагогов к вопросам качества, работать и работать в соответствии с новыми требованиями. В школе была создана рабочая группа по контролю качества образования, в состав которой вошли неравнодушные члены педагогического коллектива, реально осознавшие, что проблема вовсе не в детях и родителях, что львиная доля вины за невысокий уровень знаний обучающихся лежит именно на плечах педагогов.На педагогических советах, работая в проектных командах, педагоги вносили в имеющуюся школьную систему оценки качества изменения, способствующие осмыслению каждым учителем степени соответствия реальных образовательных результатов, достигаемых школьниками, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Существенную помощь в разработке стратегии организации и функционирования внутренней системы оценки качества образования оказал Московский центр качества образования, предложивший набор независимых диагностик с очень удобным для анализа бланком результатов образовательных достижений обучающихся. Сбылась моя давняя мечта об учете индивидуального прогресса ученика, динамики уровня освоенных знаний, приобретенных умений и навыков. Детальный анализ результатов независимых диагностик, включая ЕГЭ и ОГЭ, проведенный рабочей группой по контролю качества образования, позволил получить целостную и объективную картину качества знаний наших учеников. Педагогам школы был предоставлен значительный простор в выборе средств и методов обучения, причем речь идет не только о массовой школе, детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечена возможность выбора условий освоения образовательных программ, соответствующих типу физических и интеллектуальных ограничений молодого человека. Главная задача педагогического коллектива школы – устранение образовательных тупиков, достижение высоких результатов абсолютно каждым ребенком.В этом году мы серьезно задумались над оценкой качества дополнительного образования. До настоящего времени все методики оценки, применяемые в данной сфере, сводились к хвастовству: педагоги в системе дополнительного образования собирали объемные папки грамот, сертификатов, кубков, газетных публикаций, статей и сообщений. Назрела насущная необходимость изменить сложившуюся ситуацию. Для оценки качества были системно и целостно выделены следующие критерии: навыки (в соответствии с образовательной программой), личностный рост и познавательная активность обучающихся, психологический климат, удовлетворенность всех участников образовательного процесса, сохранность контингента, условия оказания образовательных услуг, включающие информационное и материально-техническое обеспечение, информационное и методическое сопровождение, достижения школьников.Естественно, что в своем стремлении к достижению высоких образовательных результатов наша школа не одинока. Все школы Троицкого и Новомосковского административных округов, реагируя на запросы участников образовательных отношений, включилась в процесс формирования собственной внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО), оценить эффективность которой можно на основе независимых диагностик МРКО (в них активно участвуют все школы ТиНАО) и итоговой государственной аттестации. Управление качеством строится на основе ориентации на потребителя образовательных услуг. Каждый из потребителей образовательных услуг имеет свое представление о востребованном качестве образования, формулирует собственный заказ на него, поэтому современное понимание качества образования неотделимо от запроса, формируемого потребителями. Это регулярное, 2-3 раза в полугодие, проведение анкетирования среди учащихся, родителей и учителей. Анкеты содержат вопросы, касающихся всех сторон жизни образовательной организации: качества преподавания учебных предметов, объективности выставляемых оценок, состояния учебных кабинетов, работы библиотеки, мастерских, столовой, спортивных сооружений и других не менее важных факторов, характеризующих благополучие условий реализации школой ее основной функции. Следует особо подчеркнуть, что важным фактором успешного развития образовательной организации является широкое участие образовательного сообщества, населения, общественности в этих процессах. Одно из основных условий – прозрачность деятельности школы, полнота и доступность информации. Это и публичный аналитический доклад – для заинтересованных непрофессионалов, серия публикаций в СМИ – для каждого человека, прозрачность и открытость процедур оценки качества образования. Достижение качества образования становится реальностью, когда и деятельностью, и ресурсами образовательного учреждения управляют как непрерывным и цикличным процессом. Системный подход к управлению, выявление взаимосвязанных компонентов и элементов образовательного процесса, понимание и управление ими как системой обеспечивает эффективное достижение целей. Система оценки качества образования в округе развивается в направлении формирования стандарта качества образования, включающего не только оценку достижений обучающихся, но и оценку достижений педагогических работников.Оценка качества образования осуществляется посредством системы внутреннего контроля, общественной экспертизы, а также профессиональной экспертизы содержания образовательной программы, которую осуществляют специалисты Института проблем образовательной политики «Эврика» и Открытого института «Развивающее образование». Становится традиционным применение таких форм, как дебаты, решение метапредметных задач, образовательное событие. Конструирование традиционных уроков, а также оценка качества проведенных уроков осуществляется с позиции системно-деятельностного подхода.Мы отказались от измерения «средней температуры по больнице», не третируем педагогов заполнением таблиц по успеваемости, все отчеты выгружаются из электронного журнала, что позволяет быстро осуществить анализ результатов обучения. С сентября текущего года педагогические коллективы школ №2122 и №2065 отказались от единых аттестационных периодов по всем предметам. Мы измеряем индивидуальные достижения каждого обучающегося, организуя промежуточную аттестацию по модулям. Аттестация по содержательным модулям рабочих программ учебных предметов дает возможность увидеть уровень полученных знаний обучающихся по итогам пройденного раздела или пройденной темы, при этом нет жесткой привязки к единой дате аттестации, не аттестационные периоды формируют содержание программы, а наоборот.Возможность изменения индивидуальной образовательной траектории обучения каждого обучающегося в зависимости от потребностей самого ученика, а также возможность своевременной ликвидации пробелов, без сомнения, повышают учебную мотивацию школьника. В любой период можно улучшить показатели по пройденному модулю. График контрольных работ равномерно распределяется по всему учебному году, к итоговому контролю дети не измотаны.Не все так безоблачно… Конечно же, есть и сложности… Например, не совсем справедливо, что все учителя должны оценивать обучающихся по единым стандартам и критериям. Представления о результатах, на достижение которых должен ориентироваться школьник, по мнению педагогов, зачастую не совпадают с представлениями детей и родителей. Непросто организовать оценочные процедуры, так как школьные корпуса во многом отличаются друг от друга. Новая форма электронного журнала дает возможность уйти и от пятибалльной оценки. Над этим тоже серьезно задумывается большинство школ округа. Сегодня нам важны не общие цифры, а реальные показатели результатов обучения, оценивание по четким критериям, аттестация обучающихся по содержательным модулям, переориентирование на новые результаты. Все это позволит сформировать эффективную оценку качества образования.Совершенно очевидно, что в оценке качества предоставляемых образовательных услуг велика роль управляющих советов – органов общественно-государственного управления современной образовательной организации. Возросла роль проведения самообследования, предоставления публичной отчетности как эффективного инструмента оценки качества образования. Свобода, которая сегодня дана московской школе, в том числе и в вопросах оценки качества образования, подразумевает высокую ответственность. Качество образования в системе не может быть выше качества работающих в ней учителей. Именно поэтому в школьную систему оценивания включены: сдача ЕГЭ педагогами, прохождение аттестации администрацией, результаты участия в Метапредметной олимпиаде «Московский учитель» и других профессиональных конкурсах, самоаудит деятельности педагога. Я оглядываюсь назад… Прошло два года… Педагогический коллектив понял, что как прежде и привычно уже не будет. Создана единая информационная система, в которую собирается информация о результатах оценочных процедур и мониторингов. В процесс контроля качества вовлечены администрация школы, методические объединения педагогов, педагогический и управляющий советы, в зависимости от конкретной задачи создаются творческие проблемные группы учителей. Проходит апробацию технология проведения внутреннего педагогического аудита, корректируются критерии оценки и показатели оценивания. Школа – единый механизм, успешность функционирования которого зависит от слаженной работы всех участников образовательных отношений – обучающихся, их родителей, педагогических работников. Прошло всего два года. Школа из школы просящей превратилась в школу, ответственную за свою свободу!Алла ШУРУХИНА, директор школы №2122
Комментарии