Пресс-конференция министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования столицы Исаака Калины «Московская школа. Общие возможности – успех каждого» состояласьв четверг, 23 июня.
В разговоре с журналистами в Информационном центре Правительства Москвы также участвовали директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова, директор школы №1194 Анатолий Ващилин, директор лицея №1564 имени Героя Советского Союза Афанасия Белобородова Татьяна Смирнова, директор школы №2107 Олеся Лукашук.- Не скрываю, что сегодня пресс-конференция проходит с чувством грусти, – предварил диалог руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. – За 12 лет это первая пресс-конференция, когда нет Виктории Николаевны Молодцовой. Я благодарен ей за ее очень грамотные, требовательные вопросы, на которые приходилось отвечать.А еще министр столичного правительства подчеркнул: Департамент образования максимально открыт для получения информации всегда, а не только во время проведения пресс-конференций.И все-таки сегодняшняя пресс-конференция об успехах, о блистательных результатах, кропотливой работе и планах на следующий учебных год.- Я хотел бы отметить, – прокомментировал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, – что вся информация об успехах наших ребят, школ на олимпиадах есть в Интернете. Это позволяет увидеть, что каждый московский школьник в каждой школе талантлив и может достигать успеха. Главное, что нам удалось достичь в этом году, – это не число побед (а победителей и призеров 699 человек, школ, вырастивших победителей, 214 на заключительном этапе), а то, что в общественном сознании все больше укрепляется мысль, что ты можешь достичь успеха, стоит только найти эти возможности и встретить учителя, который поможет тебе раскрыться. В московских школах таких возможностей огромное количество. По результатам опросов среди ребят мы видим: количество факторов, которые повлияли на их успех, много. И хочется выделить один из них – взаимодействие школ. И еще произошло осознание, что олимпиады – это не конкуренция между ребятами, школами. Это работа всей системы для каждого московского ребенка. В сентябре начинается следующий сезон, в московских школах пройдет первый школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Пока он, к сожалению, не привлекает такого внимания прессы, как заключительный, но, поверьте, для ребенка именно он главный. И хочется, чтобы журналисты писали о нем побольше.В конце сентября пройдет одно из самых массовых многопредметных соревнований – турнир имени Ломоносова. Более 50 площадок интеллектуальных состязаний будет в Москве на базе школ и вузов. Вся информация есть в Интернете. Задания прошлых лет есть на сайте «Олимпиада.ру». Вернувшись с летнего отдыха, кто-то может открыть для себя интерес в каком-то предмете и потом достигнет в нем успеха. Очень здорово, считает Иван Валерьевич, ощущать радость от выбора, возможно, дальнейшего жизненного пути.- Мы только что говорили о том, что наши дети получают хорошее образование, участвуют в олимпиадах, – подхватила председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова. – Это замечательно. Мы, родители, задумались о том, что еще очень хочется, чтобы они выросли хорошими, чуткими, понимающими людьми, умеющими помогать и сопереживать. На нашем селекторном родительском собрании часто присутствует Игорь Степанович Марчак, руководитель проектного офиса «Школа новых технологий». Он рассказывает о том, какие конкурсы школа новых технологий регулярно делает для детей. И родители сказали: «Давайте мы тоже что-то сделаем для детей!» Так родился конкурс «Дети – детям». В школы приходят разные дети. И школьники должны понимать, что к ним могут прийти дети с особенностями развития, которым могут понадобиться помощь, поддержка. Они захотели сделать для своих сверстников что-то такое, что окажется им полезным. Например, в многопрофильном лицее №1799 есть слабовидящие дети, для них девятиклассники изготовили специальный тактильный учебник по биологии (модель растительной клетки). Ребята рассчитали себестоимость таких учебников, и еще до окончания конкурса эти пособия работали. К сентябрю они будут выпущены. Школа №1349 сделала очень интересный проект для слепых и слабовидящих детей. Это 3D-навигатор, с помощью которого слабовидящий человек может пройти в тот или иной класс. Дети сами говорили, что узнали жизнь своих товарищей лучше, поэтому у них получились отличные пособия. Этот конкурс получился таким правильным и важным для детей и родителей, а главное – с продолжением. Здорово, что они не только учатся у нас, но и получают такое воспитание. Зарождаются отношения даже более важные, чем дружба. Я разговаривала с родителями этих детей. Разработки приносились домой, проблема обсуждалась с мамами и папами. Над этими пособиями работали все вместе. Воспитание – это не школа, а дом, родители. Если дети будут делать что-то особенное вместе с родителями и школой, у нас получатся другие дети – умные, сочувствующие. Они и сейчас хорошие, но мне кажется, что подход к жизни у них должен быть многообразным. – Лицей №1564 имени Героя Советского Союза Афанасия Белобородова, – вступила в разговор директор образовательной организации Татьяна Смирнова, – активно участвует во всех конкурсах Департамента образования, Правительства Москвы. У нас есть и инженерный, и медицинский класс – каждый из этих проектов дает уникальную возможность для развития наших учеников. Нет ученика с 1-го по 11-й класс, который не принял бы участие хоть в одном из них. Инженерный класс позволяет нашим ребятам поработать на высокотехнологичном оборудовании Университета «СТАНКИН» и МГТУ имени Баумана. Проект «Медицинский класс» позволяет понять, что такое профессия врача. Очень сильно помогают родители-врачи, которые организовывают мероприятия. Мы участвовали в замечательном проекте «Дети – детям». Наши ребята создали пособие с баснями Крылова, мы его тоже представляли на этом конкурсе. В Москве для образования предоставлены колоссальные возможности, представляющие собой целостную и продуманную систему мероприятий. Например, проекте «Дети учат взрослых». Это проект, который вошел в школу новых технологий. Он стал мотивационным толчком для участия во всероссийском проекте, где мы заняли 2-е место по результатам голосования граждан. По Москве мы заняли 1-е место. Кроме того, мы представили нашу работу на межрайонном фестивале. Наш проект сплотил педагогические коллективы, родителей и ребят. В лицее создана образовательная среда, позволяющая получить достойное образование любому ученику. У нас реализуется программа по 6 профилям. Кроме того, каждый может проявить себя в любой интересной сфере. В этом году ребята из физико-математических, инженерных классов и на информационно-технологическом профиле выбрали информатику. Ее сдавали 118 выпускников 9-х классов из 224. Результат – 90 процентов четверок и пятерок. Это итог нашего труда, труда наших ребят и педагогов. Мы получили свыше 500 баллов за проведение мастер-классов, открытых мероприятий в школе новых технологий за счет таких интересных мероприятий. В физико-математических и инженерных классах в этом году выбрали профильную математику все 100 процентов учеников. 40 процентов ребят получили балл от 70 до 94. Это очень хороший результат.- Мы говорим о достижениях наших ребят, образовательных организаций, – добавила Татьяна Владимировна. – Но я бы хотела сказать о проектах, которые Департамент образования столицы в этом году реализует для директоров. Проект «Эффективный руководитель» уникален. Это колоссальная школа для административных работников образовательных учреждений, которые вырастают в менеджеров высочайшего класса. Один из элементов этого проекта – это встреча директоров в Клубе директоров с министрами Правительства Москвы. Огромное спасибо департаменту за это! Сейчас делается огромная системная работа, и результат дает о себе знать.- Государственное бюджетное образовательное учреждение №1194 сегодня – это многопрофильный комплекс, – отметил директор школы Анатолий Ващилин. – Это солидная образовательная организация с единым образовательным пространством для всех участников образовательного процесса, расположенная по 9 адресам. В нашей школе обучаются 2736 человек. Большая школа имеет больше возможностей для использования финансовых, кадровых, методических ресурсов. Ученики могут выбирать профиль обучения, учебный план, талантливых учителей, множество общеобразовательных программ. Мы имеем уникальную возможность открывать различные профили подготовки – технические, медицинские, кадетские и так далее. Дополнительное образование активно интегрируется в программу основного образования. Обучение по профильной подготовке проходит на качественно новом уровне. Сегодня в нашей школе действует свыше 150 объединений дополнительного образования.- Отдельно хотел бы остановиться на детях с особенностями развития, – сказал Анатолий Сергеевич. – В больших школах намного проще создать условия успешного обучения, открывать специальные классы, обучать в подгруппах, организовывать занятия со специалистами, создавать программу внеурочной деятельности. Уже второй год подряд в 1-й класс к нам приходят ребята с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе в инвалидных колясках. Они успешно социализируются и обучаются вместе со своими сверстниками в массовых классах. В большой школе, если по какой-либо причине учитель, узконаправленный предметник, не может выйти на работу, абсолютно нет никакой сложности обеспечить квалифицированную замену ему на уроках. Таким образом, мы не нарушаем образовательный процесс. Единое образовательное пространство, единый подход, единая цель позволяют осуществить практически незаметно для родителей переход с одной ступени образования на другую. В нашей школе методическое объединение учителей начальных классов активно взаимодействует с воспитателями подготовительных групп дошкольников. Более 85 процентов дошкольников переходят в 1-й класс нашей образовательной организации. Уже на дошкольной ступени образования дети могут постоянно находиться в стенах школы и потом туда перейти. Участвуя в различных проектах Департамента образования, в частности, «Медицинский класс», в рамках которого мы сотрудничаем с множеством организаций, таких как медицинские колледжи, Академия имени Сеченова, больницами, поликлиниками, создается единое образовательное пространство по направлению обучения. Постепенно приходит понимание как у учащихся, так и у учителей, что образовательная среда – это не только стены родной школы, но и все образовательное пространство, включая социальных партнеров, и детям необходимо включаться в это пространство. Отсюда волонтерское движение. Сегодня каждый одаренный ученик найдет своего талантливого учителя в стенах нашей школы.- Я директор большого образовательного комплекса пять месяцев, – поделилась директор школы №2107 Олеся Лукашук. – Такая работа – это сверхсложная, но безумно интересная задача. Департамент образования Москвы реализует интереснейший подход не только к подготовке и аттестации руководителей столичной школы, но и к подготовке управленческих команд. Недавно была конференция по вопросам образования, в которой участвовали директора из разных регионов. Мы затем работали на круглом столе с директорами Санкт-Петербурга. Обменивались мнениями и опытом. Один из директоров сказал, как было бы интересно обменяться на месяц управленческими командами. Он обратился ко мне и спросил, приму ли я 8 его заместителей. Я удивилась – 8? Ну у нас же школа большая – 18 зданий: 4 школы, 9 дошкольных отделений, и некоторые школы имеют несколько зданий. В Санкт-Петербурге 1 школа и 8 заместителей директора! Я говорю: «У меня нет стольких кабинетов для заместителей. У меня только два кабинета. У меня два заместителя и два исполняющих обязанности». Это всех заинтересовало, но не удивило, потому что за работой департамента в плане подготовки управленческих команд следит вся Россия. Это открытая работа, и на сайте департамента размещены все заседания аттестационных комиссий. Их смотрят все директора из разных регионов. Управление большим образовательным комплексом иное в профессиональном понимании. Мои заместители и исполняющие обязанность сейчас проходят аттестацию на должность «руководитель». Совсем недавно мы приняли участие в проекте департамента по формированию управленческих команд. Были выбраны не случайным образом 40 сотрудников школы, потенциально готовых к управлению столичными школами. Работа была интереснейшая. В результате этой работы 50 процентов сотрудников уже направлены на аттестацию по должности «руководитель». Сегодня столичные школы в управленческой команде имеют 4 важных направления, которыми управляют заместители. Это заместитель директора по содержанию образования, заместитель по контролю качества, заместитель по управлению ресурсами и заместитель по воспитательной работе и дополнительному образованию. Это профессионалы, которые умеют работать в сквозном режиме от детского сада до вуза. Важно, что мы перешли от системы локального управления конкретными подразделениями. Сегодня Москва взращивает специалистов, которые занимаются содержательной работой, содержательной работой контроля качества всего процесса образования, начиная с дошкольной ступени до момента выпуска. Это большая заслуга столичной системы, за которой следят все регионы.В завершение двухчасового рассказа журналистам об общих возможностях и успехах каждого спикеры озвучили самые яркие черты, которые, на их взгляд, характеризуют московское образование сегодня.Татьяна Смирнова: творчество.Анатолий Ващилин: качество.Олеся Лукашук: открытость.Иван Ященко: успех.Людмила Мясникова: надежность.- Не одно слово, а несколько, – улыбнулся наконец министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. – Мне кажется, что самая сложно формируемая способность человека – это способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Чтобы помочь ученикам сформировать ее, школа должна сама обладать такой способностью. Я уверен, что таких школ с каждым годом в Москве становится все больше. Значит, и жителей Москвы с такой способностью будет становиться все больше. Я бы назвал это качество ответственной свободой отвечать за свои слова, действия. Думаю, что я бы охарактеризовал московскую школу двумя словами: ответственная свобода.СтатфактВ рамках проекта «Университетские субботы» в 2015-2016 учебном году проведено более 2000 мероприятий.В столице работают 630 школ, реализующих программы общего и дополнительного образования.С ноября 2015 года в образовательном проекте «Субботы мужества» приняли участие около 1500 человек.Об участии в проекте «Инженерные субботы» заявили около 20 вузов.В Москве в рамках проекта «Профессиональная среда» было проведено более 700 мероприятий для 20000 школьников.
Комментарии