Екатерина САХАРОВА, учитель начальных классов школы №1454 «Тимирязевская»:
– В настоящее время образование стремительно развивается в ответ на социальные запросы. Одним из способов повышения его качества является логичная кадровая политика, воздействующая на закрепление молодых педагогов в профессии, повышение их мотивации, на профессиональное и личностное развитие и владение компетенциями, востребованными в современной школе. В связи с этим поднимается проблема наставничества в образовании.
Что же такое наставничество? Изучим разные источники.
Термин «наставничество» произошел от английского слова mentor. Так звали героя древнегреческой мифологии – мудрого советчика, пользовавшегося всеобщим доверием.
Профессор Дэвид Клаттербак в 1991 году писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике»: «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия».
Заслуживает внимания определение профессора Университета ИТМО Анатолия Шалыто: «Наставник – это человек, создающий атмосферу успеха. Такая атмосфера может быть создана для одного человека, коллектива или организации в целом. Как и любая атмосфера, эта очень нужна людям, так как они, оказавшись в ней, преображаются и могут свернуть горы».
Из вышесказанного следует, что наставничество понимается как профессиональная помощь молодым специалистам со стороны более опытных коллег. Это взаимодействие осуществляется в атмосфере доверия и успеха.
Студенты педагогических колледжей и вузов – это будущие педагоги, однако не всегда у выпускников сформировано должное отношение к профессии, порой отсутствует профессиональная мотивация.
Здесь велика роль педагога-наставника, его работа направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодого специалиста через оказание систематической адресной помощи с учетом его потребностей и личностных качеств.
Формы работы с молодыми педагогами, которые используются в нашей школе, – мастер-классы, открытые уроки, основная цель которых – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов в педагогической деятельности.
Мы, учителя-наставники, не только показываем работу молодым специалистам, но и предлагаем активные действия, связанные с планированием деятельности, выбором форм, приемов и методов обучения, помогаем поставить цель, определить задачи, составить фрагменты уроков, подобрать электронные и дидактические материалы. Любое методическое решение поддерживается комментариями, анализом и самоанализом. Обязателен взаимный обмен наработками, что дает возможность пополнить свой профессиональный багаж не только молодому специалисту, но и самому наставнику.
Многие молодые специалисты нашей школы – наши выпускники. Например, Эльвира Каримулаевна Махмудова. Я ее первый учитель и, конечно же, наставник! То, чему научилась Эльвира Каримулаевна еще в детстве, она сейчас успешно применяет в своей профессиональной педагогической деятельности: методические приемы работы с сигнальными карточками, стихотворные варианты изучения правил, обучение детей постановке цели, задач и рефлексии уроков и др.
Итак, только в практико-ориентированном взаимодействии происходит самоутверждение молодого специалиста, развиваются его профессиональные и личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, формируется профессиональная мотивация. Быть наставником – это очень ответственная роль педагога, так как от него зависит успех будущего учителя.
Сергей НЕСВЕТАЕВ, преподаватель колледжа сферы услуг №10:
– Какова роль этого человека для молодых специалистов? На мой взгляд, педагог-наставник – это человек, который не только расскажет о всех нюансах работы, но и окажет моральную поддержку тому, кто решил связать свое дело с той или иной профессией.
Хотелось бы рассказать свою историю о том, как я пришел в преподавание, и о том, какую роль сыграл в моем профессиональном росте мой педагог-наставник. Когда я впервые в рамках своей педагогической практики стал учителем истории и обществознания в обычной средней общеобразовательной школе, понял, что с преподаванием свяжу свою дальнейшую жизнь. В период практики большую поддержку и помощь мне оказала мой педагог-наставник Людмила Васильевна Ревенкова, которая подсказывала, как лучше поступить в той или иной ситуации. Конечно, педагогическая практика – это еще неполноценная работа в системе образования, я это прекрасно понимал, поэтому, когда впервые устроился работать учителем, имел некоторое представление о том, с какими сложностями приходится сталкиваться преподавателям: помимо подготовки и проведения учебных занятий педагогу необходимо заполнить множество различных документов (классный журнал, журнал внеурочной деятельности, если вы ведете внеурочные занятия, социальный паспорт класса, если вы классный руководитель). Помимо бумажной работы я испытывал некоторые проблемы с организацией своего рабочего времени.
Порой мне не хватало времени, для того чтобы уложить весь материал в отведенные для урока рамки, так как я излишне увлекался темой, которая, на мой взгляд, являлась очень интересной (к примеру, тема Крестовых походов, которую я проходил целых 2 урока!).
Все это для меня как молодого специалиста оказалось очень и очень трудным. Однако мне удалось преодолеть сложности в работе благодаря наставнику. Но как именно он помог мне?
Во-первых, это моральная поддержка, которая не позволила мне уйти из профессии при первой возникшей трудности. Говоря о моральной поддержке, следует отметить, что она, на мой взгляд, играет самую важную роль.
Во-вторых, это разбор моих ошибок. После каждого занятия мы вместе разбирали различные моменты проведения урока (организационный момент, изучение нового материала, а также момент закрепления).
Подводя итог, стоит сказать, что мой педагог-наставник заложила основы того, как необходимо готовиться к проведению занятий, как стоит обращаться к ученикам (называть их стоит по имени, но не по фамилии), и, наконец, самое главное – как вести себя с родителями. Можно с уверенностью сказать, что советы, данные мне Людмилой Васильевной, я успешно использую в своей работе.
Таким образом, педагог-наставник играет существенную роль в становлении молодого специалиста, поэтому мои ожидания следующего, 2023 года направлены на то, чтобы государство делало все возможное, для того чтобы в системе образования было как можно больше молодых специалистов, а это, на мой взгляд, станет возможно, если система наставничества будет развиваться дальше, включая не только активную помощь со стороны старшего преподавателя, но и создание при колледжах и университетах специального органа, который будет помогать студентам в акклиматизации при прохождении практики.
Комментарии