Слово «попечительство» многими воспринимается как синоним опеки, покровительства и подразумевает дополнительные финансовые вливания в школу. В попечительский совет могут входить состоятельные граждане – это могут быть родители или общественные деятели, представители бизнеса – заинтересованные в улучшении условий учебно-воспитательного процесса.
В образовательных учреждениях действуют и советы школ, куда входят родители, педагоги и старшеклассники. Функции таких советов – общественный контроль над состоянием учебного процесса и оценка работы школы. Я не знаю таких примеров, когда в образовательном учреждении не было бы совета школы. Можно сказать, что сегодня попытки общественного управления или соуправления школой есть. Но попытки эти достаточно слабые, поскольку по-настоящему компетентных и заинтересованных представителей общественности, которые могли бы войти в совет школы и активно работать, – единицы. Основная масса тех людей, которые участвуют в работе советов школ, только оценивают те предложения, которые возникают в самом образовательном учреждении. Они поддерживают эти предложения или отклоняют их или говорят о тех проблемах и недостатках в работе школы, которые видят, но собственной активной позиции, инициативы от них в большинстве случаев не исходит. А директорам хотелось бы, чтобы члены совета, например, организовали познавательную экскурсию для детей, возглавили клуб по интересам или научное общество, создали комиссию по работе с малообеспеченными семьями или трудными детьми.
Тем не менее нужно привлекать родителей к участию в жизни школы, поддерживать даже ростки инициативы – может быть, они разовьются и мы увидим когда-нибудь перед собой тех самых компетентных людей, которые будут иметь вес и среди родителей, и в социуме микрорайона, поселка, города и помогут школе развиваться. Но пока, к сожалению, позиция «моя хата с краю» преобладает. А вот критиканство присутствует. Но, критикуя, нужно помнить девиз «Отвергаешь – предлагай, предлагаешь – делай!».
Хотелось бы поднять еще одну проблему: признание в социуме деятельности школы. Стратегия развития образования в России подразумевает такие формы общественного управления, как публичные доклады, отчеты перед родителями и представителями общественности. Школы готовы рассказать о своих наработках, «изюминках», проблемах. Однако встает вопрос: почему именно деятельности школ уделяется такое внимание? Мы не слышим публичных отчетов учреждений здравоохранения, компаний ЖКХ, органов внутренних дел. Хочется надеяться, что государство видит образовательные учреждения проводником идеи пробуждения общественного сознания. Жаль только, что выбрана одна мишень, в центре которой – дети.
Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы, Архангельская область
Комментарии