По данным Министерства образования РФ, за последние 20 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2-2,5 раза. Среди поступающих в первый класс 60% детей относятся к категории риска школьной дезадаптации. Из них 35% имеют расстройства нервно-психической сферы.
Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с особой категорией учащихся – детьми с задержкой психического развития. Планируя эту работу, учитель опирается на основную ведущую деятельность младших школьников – учебную. Но к моменту поступления в школу (по данным Л.В.Кузнецовой) у одной трети детей, имеющих отклонения в развитии, доминируют игровые моменты. Возникает проблема: ребенок еще не перерос пик игровой деятельности, а ему уже нужно адаптироваться к другой – учебной. Такие дети с трудом усваивают общеобразовательную программу, имеют слабо развитый интеллектуально-творческий потенциал.
Вот данные о детях моего класса в начале первого года обучения по результатам обследования дефектологом, логопедом, психиатром, психологом:
1-я группа – детей, готовых к обучению по традиционной программе, не было.
2-я группа – часть детей (4 чел.) отличалась незрелостью эмоционально-волевой сферы, преобладанием игровых интересов, быстрой утомляемостью при мыслительной работе.
3-я группа (3 чел.) – это дети, не способные к концентрации внимания, со сниженной памятью и замедленным темпом мыслительной деятельности, с повышенной чувствительностью.
4-я группа – преобладали дети (5 чел.) с несформированностью двигательных функций, речи, нерешительностью, боязливостью, замедленностью и пониженной переключаемостью психических процессов.
Деление детей на группы условное (выделены преобладающие нарушения). Большинство детей можно отнести к 2, 3, 4 группам одновременно. Но эти дети имеют резервы развития, способны принимать помощь, усваивать принципы действий и осуществлять их перенос.
Исходя из психофизической особенности и интересов таких детей, эффективно использовать различного рода игры. Предлагаемая и опробованная система игр в классах выравнивания направлена на решение проблемы успешного воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. Игры воздействуют в социальном, интеллектуальном и психофизическом плане на личность ребенка.
Новизна опыта состоит в том, что разработанная система игр позволяет организовать плавное «погружение» учащихся в учебную деятельность, стимулирует их познавательную активность, имеет здоровьесохраняющий компонент. Учителю требуется подобрать материал, изготовить наглядные и демонстрационные пособия, отслеживать результаты по индивидуальным дневникам наблюдений.
Разработанная мною система педагогических игр обладает следующими особенностями:
а) активизирует психические процессы деятельности ребенка (ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, волю, речь, моторику);
б) строится на интересе, дети получают удовлетворение и радость от игр;
в) создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей.
Игровая деятельность детей с нарушениями в развитии выполняет следующие функции:
– обучающая (помогает овладевать знаниями);
– диагностическая (выявляет отклонения и изменения в развитии, помогает детям в самопознании);
– терапевтическая (помогает преодолевать трудности и вносит позитивные изменения в личностные показатели);
– коммуникативная (помогает освоить диалектику общения);
– занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).
Формы учебной работы, в которых реализуется игра: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Использование игры в моем педагогическом опыте.
(См. схему 1)
Деление на группы игр нестрогое. Одна и та же игра может быть направлена на коррекцию каких-то нарушений и в то же время выполнять дидактическую задачу, развивать память (мышление, внимание).
Дидактические игры
Цели: углубление и закрепление урочного материала, совершенствование познавательных способностей.
По характеру используемого материала я выделяю такие виды игр:
1) Предметные:
игры с геометрическими фигурами, кубиками, коробками, игрушками, счетными палочками
2) Настольно-печатные и логические:
игры с игровым полем, с маршрутом, лабиринты, раскраски, лото
3) Словесные:
викторины, шарады, задачи-шутки, анаграммы, кроссворды, чайнворды, «Доскажи словечко», «Отвечай-ка»
Примеры – в приложении № 1.
С 1-го по 4-й класс осуществляется плавный переход от игры с предметами (на основе наглядно-действенного мышления) к словесным формам (с опорой на наглядно-образное мышление).
Дети удовлетворены успехом при условии индивидуального подбора каждой игры для отдельно взятого ученика.
Игры для коррекции нарушений звукопроизношения
(См. таблицу 1)
Особенно много внимания уделяется этим играм в 1-м классе в период обучения грамоте. В дальнейшем они используются на уроках чтения на этапе настроя, на уроках русского языка при подготовке рук к письму, на любом уроке в минутки отдыха.
К 4-му классу эти игры, как правило, не нужны, т.к. дети овладевают правильным звукопроизношением.
Примеры – в приложении № 2.
Игры для коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи
(См. таблицу 2)
Данные игры помогают формировать представление об окружающей действительности, организуют познавательную деятельность. Детям нравятся игры с фишками, картинками, мячиком в группах (за «круглым столом», в мастерской Незнайки).
Игры для коррекции нарушений чтения и письма
(См. таблицу 3)
Данные игры используются с первых дней на уроках письма и обучения грамоте.
Детям нравится работать в маленьких блокнотах (у каждого), где они много рисуют, графически изображают буквы, что впоследствии способствует устранению искажений звукослоговой структуры слова при чтении и письме.
Примеры – в приложении № 4.
Игры для эмоциональной регуляции
Цели: снятие состояния психического дискомфорта; развитие самостоятельности и уверенности; снятие страхов, уменьшение тревожности.
Виды: игры в ассоциации, подвижные игры по правилам, с использованием музыки; игры-имитации, сюжетно-ролевые игры, рисуночные игры.
Система игр подвижна, вариативна, способствует укреплению нервной системы, повышению мыслительной деятельности детей. Применяется в работе с отдельной группой учащихся на индивидуально-групповых занятиях, во время перемен и физкультминуток.
Примеры – в приложении № 5.
Игры, переключающие и развивающие внимание
Условия успешного переключения внимания:
1. Завершенность каждого этапа и вида деятельности.
2. Кратковременность занятий одним видом деятельности.
3. Умственное напряжение необходимо снять своевременно.
4. Эмоциональность, занимательность, красочность предлагаемой деятельности.
(См. схему 2)
Дети легко включаются в игры с хлопками, сигналами, движениями. Такие игры проводятся на каждом уроке, что позволяет увеличить его эффективность, приучает детей к организованности, способствует лучшему усвоению разнообразного учебного материала. Эти игры способствуют профилактике сколиоза и близорукости, а также уточняют и расширяют знания об окружающем мире.
Примеры – в приложении № 6.
Игры на коррекцию недостатков памяти и мышления
Виды: игры с описаниями (картинки-загадки); игры с повторением порядка действий, движений, ритма; игры с нахождением противоположностей, на исключение и обобщение.
Цели: развитие моторно-слуховой памяти, правильного восприятия и наблюдательности, мыслительных операций.
Детям нравятся игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника. Эти игры можно применять на любом уроке, они могут содержать обучающий материал.
Примеры – в приложении № 7.
Приложение № 1
1. «По горам, по долам»
(См. рис. 1)
2. «Забавные зверушки»
Составить из набора геометрических фигур разных животных (можно по образцу).
(См. рис. 2)
3. «Путаница»
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять ершей.
Сколько птиц? Ответь скорей!
4. «Шарады»
С Л я слезы вызываю,
С Ж по воздуху летаю.
(Лук – жук)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое – в музее
Найдете без труда.
(Картина)
Приложение № 2
1. «У бабушки Фроси»
Дети проговаривают стихотворение с движениями:
(сжимают и разжимают кулачки)
Пятеро внучат.
Все каши просят,
Все криком кричат.
(загибают по очереди пальцы (от мизинца к большому) на ведущей руке)
Акулька – в люльке,
Аленка – на пеленке,
Аринка – на перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке
А-а-а!
(сжимают кулачки, вращают кистями рук)
Баба тесто месила,
Баба кашу варила
И внучат кормила.
(загибают по очереди те же пальцы)
Акульке – ложку,
Аленке – ложку,
Аринке – ложку,
Степану – ложку,
А Иванушке – целый ковшичек.
2. «Сколько раз?»
Дети с закрытыми глазами должны прослушать и определить количество ударов бубна (барабана, карандаша). Усложнение: задан ритм, воспроизвести.
3. «Тихо – громко»
Детям предлагается произнести слово или изобразить голос какого-то животного или короткое предложение сначала тихо, затем громко.
4. «Чистоговорки»
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
После разучивания можно предложить детям такой вариант игры: демонстрируется картинка с изображением (лиса, колесо, осы, зимний лес, гусь), одна группа детей называет слоги, вторая – предложения.
5. Игры-инсценировки
Вспомнить известную сказку («Теремок», «Колобок»), распределить роли между детьми, инсценировать.
Приложение № 3
1. «Найди лишнее»
Предлагается классификация предметов – убрать лишнюю картинку или найти лишнее слово (среди фруктов – овощ, среди одежды – мебель, среди диких животных – домашнее и т.п.).
2. «Сочиним сказку»
Предлагается сочинить сказку на определенную тему. Учитель «развертывает» действие, учащиеся дополняют.
«Новый дом»
Построили три поросенка новый дом. Решили они отметить новоселье и пригласили в гости друзей, в названии которых есть Р (барсук, рысь, крот, бурундук, жираф, тигр, бобр…). Отправились поросята в магазин и купили в дом новые вещи, в названии которых есть Р (кресло, кровать, ковер, картина, табуретки…). На празднике они угощали гостей блюдами, в названии которых есть Р (борщ, рыба, торт, творог, смородина, мороженое, мармелад…). Три поросенка были рады.
3. «Следопыт»
Прочитать пары слов и сказать, что изменилось.
ЛЕС – СЕЛ
ЛИСА – СИЛА
ШОРОХ – ХОРОШ
4. «Поиграем в слоги»
Ребята пили сладкий СОК.
Слог ПЕ добавим – стал… (ПЕСОК).
А НО пришло – уже… (НОСОК).
А если КУ – читай… (КУСОК).
Со слогом ЛЕ прочтем… (ЛЕСОК),
Туда пошли мы на… (ЧАСОК).
5. Игры-драматизации
Дети знакомятся с коротким рассказом, стихотворением, сказкой, распределяют роли и разыгрывают «спектакль». (В.Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Под грибом», Гримм. «Заяц и еж», К.Чуковский. «Телефон» и др.).
Приложение № 4
1. «Дорисуй»
Дети обводят по трафаретам фигуру (или несколько) и дорисовывают до определенного предмета. Также можно дорисовывать буквы.
2. «Рыболов»
Ученикам раздаются картинки с изображением рыб (можно подписать: щука, окунь, карась…). Водящий «забрасывает удочку» – выбирает слого-звуковую схему. Ученики поднимают ту картинку, на которой слово соответствует схеме.
3. «Овощи и фрукты»
Даны картинки с изображением овоща или фрукта и написанным слогом. Соединить сначала овощи и составить из слогов слово, а затем фрукты.
4. «Ромашка» или «Цветик-семицветик»
На каждом лепестке задание:
– придумать слово со звуком […] в начале, середине и в конце;
– назвать дни недели, месяцы, времена года со звуком […];
– составить слово из слогов […] и др.
5. «Почтальон»
Водящий-почтальон достает из конверта картинки и показывает. Дети должны отобрать те, на которых изображены животные или предметы, в названии которых 2(3) слога (утка, гусь, чайка, сорока, синица, курица и т.д.).
6. «Закончи предложение»
1-й вариант – попробовать угадать конец фразы:
Дети ели ка… . В лесу растут гри… .
2-й вариант – попробовать догадаться, какие слова в рассказе «пропали» (закрыты снежинками).
Зима. Все дорожки покрыты пушистым_____ . Гладким _____ оделась река. Ребята построили высокую _____ . Быстро мчатся _____ . Резкий _____ бьет детям в _____ . Мороз щиплет _____ – _____ не боятся мороза. Весельем горят их _____.
Приложение № 5
1. «Путаница»
Выбирается ведущий, который выходит из класса. Остальные дети встают в круг, берутся за руки. Их задача – запутаться так, чтобы водящий не сразу смог их распутать.
2. «Переправа»
Дети должны переправиться через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку, помогая друг другу.
3. «Паутина»
Между двумя стойками в беспорядке натягиваются нити. Помогая друг другу, нужно пройти, не повредив паутину.
4. «Делай, как я»
Водящий показывает разные движения, остальные повторяют.
5. «Молекулы»
По сигналу «Молекула-2!» дети объединяются в пары. «Молекулы!» – бегают в беспорядке по одиночке. «Молекула-3!» – объединяются в тройки. И т.д.
6. «Жмурки с колокольчиком»
У каждого ребенка в руке колокольчик. Водящий с завязанными глазами ловит детей, ориентируясь на звук колокольчика.
7. «Змея»
Дети встают в колонну друг за другом и закрывают глаза, кроме первого стоящего. Он – голова змеи и должен повести остальных по определенному маршруту (можно с препятствиями).
Приложение № 6
1. «Найти отличия»
Предлагаются две картинки, нужно найти, чем они отличаются.
2. «Кто спрятался»
Постараться увидеть на рисунке «спрятанные» предметы (фигурки животных, буквы, цифры).
3. «Хлопки»
Дается задание: посчитать от […] до […]. Вместо чисел, которые делятся на […], выполняется хлопок.
Другие варианты:
1) зачитывается ряд слов, обозначающих одушевленные предметы, если звучит неподходящее слово – хлопок;
2) демонстрируются картинки с предметами, которые летают (плавают, согревают и др.), если картинка неподходящая – хлопок.
4. «Птичка»
Каждый получает название дерева (дуб, рябина, липа и т.д.). Ведущий говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т.д.
5. «Почта»
Перекличка водящего с игроками:
– Динь-динь-динь!
– Кто там?
– Почта!
– Откуда?
– Из города (из деревни).
– А что в городе (в деревне) делают?
– Читают (поют, строят, пишут, ездят на машине, пилят, стирают белье, доят корову и т.д.).
Игроки должны изображать то, что сказал водящий.
6. «Уголки»
Под руководством учителя: «Голова неподвижна, «работают» только глаза. Увидеть правый верхний уголок, нижний левый, верхний левый, нижний правый». Примечание: уголки стены, расположенной перед сидящими.
Вариант: уголки таблицы, разделенной на 4 разноцветных квадрата. Попросить найти глазами красный уголок, желтый, синий, зеленый.
7. «Что вокруг»
Перед детьми на уровне глаз – лист бумаги с нарисованным кругом в центре (диаметр – 1-2 см). Зафиксировать взгляд на этой точке и назвать предметы справа или слева от себя (или помещенные рядом с листом иллюстрации, схематические рисунки).
Приложение № 7
1. «Клубок»
Учитель показывает картинку или игрушку (котенок). Какой он? (Подобрать слова-описания). Ведущий бросает клубок первому ученику, который должен назвать слово (пушистый) и бросить клубок другому. Второй ученик называет первое слово и свое (пушистый, рыжий). Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое и т.д.
2. «На грядке»
Выставляется ряд картинок: что растет на грядке. Запомнить и восстановить (можно зарисовать). Затем найти лишнее, объединить в группы (по разным признакам).
г. Великий Устюг Вологодской области
Комментарии