search
main
0

Отважный патент

Инженерные идеи приходят, особенно когда мир нуждается в них

Школа №167 имени маршала Л.А.Говорова присоединилась к проекту «Инженерный класс в московской школе» с первого года его реализации. Сегодня учителя и преподаватели образовательной организации, работающие со школьниками по этому направлению, добиваются решения главной поставленной задачи – формируют у ребят прикладные знания и предпрофессиональные умения в области инженерии, необходимые для учебы и жизни в высокотехнологичном обществе.

 

На этапе включения в проект в школе были открыты профильные классы, широко задействованы ресурсы дополнительного образования в кружковой работе, олимпиадном движении. Ребята из инженерных классов сегодня изучают программирование на языках Python и С, робототехнику, схемотехнику, черчение, инженерную графику, 3D-моделирование. Овладев практическими навыками, достаточными для создания собственных проектов, выбирают для себя одну или несколько нерешенных (или не полностью решенных) задач в близкой им сфере и предлагают вариант своего решения научному руководителю (учителю или преподавателю из вуза – партнера школы), который в дальнейшем выступает куратором проекта. Результатом этого сотрудничества стала «фабрика проектов» инженерного класса. Кульминационные события работы «фабрики» – презентации проектов на профильных конференциях «Инженеры будущего» и «Наука для жизни».

Такой путь прошел и проект Валерия Левицкого, выпускника школы №167. В 2022 году Валера стал призером конференций «Инженеры будущего» и «Наука для жизни», соавтором патента на промышленный образец №132813, одновременно он поступил на 1‑й курс факультета радиоэлектроники Российского технологического университета МИРЭА. Все эти достижения отличали смелые, нестандартные творческие и инженерные решения, которые Валера принимал в нашей совместной работе (участие в ней в качестве наставника стало одним из ярких эпизодов моей профессиональной деятельности).

2020 год запомнился стремительным распространением коронавирусной инфекции, изменившей многие аспекты нашей жизни. Всем приходилось адаптироваться к жизни и работе в условиях карантина, локдауна, перчаточно-масочного режима, обязательной термометрии.

Тогда Валера обратил внимание на значение масочного режима, обязательной термометрии и технологий оперативного выявления заболевания. Данные Рос­потребнадзора свидетельствовали, что ношение медицинской маски снижает риск заражения респираторными инфекциями в 1,8 раза, ношение перчаток – в 1,3 раза. Не вызывали сомнений важность быстрого выявления заболевания и роль, которую в этом играет термометрия. Чем чаще проводятся измерения, тем выше шанс выявить заболевшего и остановить цепочку заражений.

Совокупность этих моментов и получила отражение в предложении Валеры разработать систему, совмещающую держатель медицинской маски с ведущим периодический мониторинг датчиком температуры тела. Система была дополнена приложением для смартфона, обрабатывающим поступающие с держателя в облачное хранилище данные. Системная обработка данных с нескольких держателей потенциально дает возможность любой организации в режиме реального времени вести мониторинг состояния своих сотрудников.

Работа над проектом велась в 2020‑2021 учебном году. Корпус распечатали на 3D-принтере, электронную начинку собрали на базе Arduino Nano, апробацию провели с участием учителей школы и сотрудников школьного медицинского кабинета.

Дебют на конференции «Инженеры будущего» в апреле 2021 оказался не таким успешным, как ожидал Валера. Жюри раскритиковало как само устройство, так и принципы его работы. Непонятно было многое – от дальности работы Bluetooth-модуля до системы мониторинга и возможностей доработки еще сырого приложения. В то же время было очевидно, что проект критиковали и искали его слабые места именно потому, что он вызвал интерес и выглядел заявкой на эффективное технологическое решение в период эпидемии. Несмотря на некоторое разочарование, опыт первой презентации устройства послужил импульсом для дальнейшей работы, ведь было получено немало конструктивных замечаний и предложений от опытных членов жюри.

Летние каникулы Валерий Левицкий потратил на то, чтобы проанализировать слабые позиции и разработать план доработки изделия. В команду были приглашены ребята, которые увлекаются программированием, мобильное приложение и система мониторинга требовали усовершенствования. Дополнительно проектную группу консультировали преподаватели центра «Инжинириум» при МГТУ имени Н.Э.Баумана, обладающие значительным опытом в разработке разных приложений. Замечания коллег и возможности практического применения навели нас на мысль о том, что само устройство можно запатентовать.

Существует несколько вариантов охраны интеллектуальной собственности в виде патента: изобретение, полезная модель, промышленный образец. К каждому из этих типов патента предъявляются свои требования. Нами был выбран промышленный образец как наиболее соответствующий концепции разработанного устройства. Процесс рассмотрения заявки включал формальную экспертизу (проверку корректности заполнения заявки), экспертизу по существу (проверку критериев патентоспособности), принятие решения о выдаче патента, выдачу патента в электронном виде или на бумажном носителе. Заявку мы подали в декабре 2021 года, решение о выдаче патента получили в июле 2022‑го.

К конференциям «Инженеры будущего» и «Наука для жизни» в 2022 году готовились уже с учетом приобретенного опыта: провели несколько предзащит, в том числе в центре «Инжинириум», отработали сложные вопросы, рассмотрели несколько сценариев развития событий. Оба выступления были результативными – работа получила статус призера и получила очень благожелательные отзывы членов жюри. Диплом призера Валера использовал для получения дополнительных баллов и вскоре успешно поступил в МИРЭА.

Выступления на конференциях не стали финальной точкой в этой истории. О технологической инициативе ученика школы №167 был подготовлен видеорепортаж Департамента образования и науки города Москвы. На новость обратили внимание журналисты газеты Metro. В сентябре 2022 года Валера дал еще одно интервью, и спустя несколько недель, 10 октября, пассажиры московского метро читали об этом изобретении, а также о том, как предпрофессиональное образование в московской школе готовит будущих инженеров.

Сегодня Валерий Левицкий продолжает развивать свой проект в стенах университета: консультируется у экспертов, подает заявки на гранты, ищет единомышленников. Его успех вдохновляет школьников выбирать обучение в профильных инженерных классах.

 

Сергей СЕДЕЛЬНИКОВ, преподаватель информатики, робототехники и программирования школы №167 имени маршала Л.А.Говорова, доцент кафедры информатики РЭУ имени Г.В.Плеханова, кандидат экономических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте