Советский идеологический каток и система запугивания парадоксальным, казалось бы, образом иногда формировали людей абсолютно внутренне свободных и безоглядно смелых. Великих людей. Действие, к счастью, рождает противодействие. Таких личностей всегда немного, но их масштаб и энергия таковы, что благодаря им в конечном счете сила противодействия становится как минимум равной силе действия. Мариэтта Омаровна Чудакова – знаковая фигура, один из символов сложного перестроечного и постсоветского времени, четкая и прямая линия на фоне многочисленных драматических разворотов, размытых зигзагов и заходов в тупик. Она была и навсегда останется лицом демократического движения в целом и просветительского движения как его части, а также постсоветской гуманитарной науки, в формировании которой она как ученый сыграла огромную роль.
В 1988 году вышло сразу же ставшее знаменитым «Жизнеописание Михаила Булгакова».
Практически одновременно с первыми массовыми изданиями произведений самого писателя. Рубеж 80‑х – 90‑х годов – прекрасная эпоха, мотором которой были свобода и вера в лучшее. Литература, а вслед за ней критика и литературоведение тогда с каждым днем обретали все большую значимость, а публика прислушивалась к профессионалам. Этот период в числе прочего ознаменовался широким процессом возвращения имен, в результате которого подпольно культовый Булгаков стал культовым открыто и, можно сказать, официально. Биография, написанная Мариэттой Омаровной, превратилась в главный памятник самому, наверное, любимому у нас писателю. Кроме того, это одна из тех книг, благодаря которым набрал мощь процесс деидеологизации гуманитарного знания, корректировки истории литературы, перестановки акцентов и выпрямления зеркал. Скрупулезный и объемный труд Мариэтты Чудаковой задал не только направление, но и чрезвычайно высокую планку такого рода исследований.
Главное творение Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», на самом первом уровне читается как произведение о приспособленцах и нонконформистах. Интересно, что роман любят все. И те, кто в жизни ведет себя как Мастер и Маргарита, и те, кого легко соотнести с критиком Латунским или Степой Лиходеевым. Оставаясь лиходеевыми, мы любуемся Мастером и Маргаритой как лучшими, по современному выражению, версиями себя. Лучшими и несбывшимися. Мариэтта Чудакова была абсолютно органичной в роли биографа и почитателя Булгакова. Она не делегировала главным героям главного булгаковского романа свои полномочия, она сама была такой же – презирающей трусость, отважной нонконформисткой. Она не боялась выступать не только с критикой власти, но и противостоять общественному мнению, бесстрашно вызывая на себя огонь тяжелых патриотических орудий, которые и по случаю ее кончины дали очередной дымный залп.
Мариэтта Омаровна инициировала дискуссии по самым острым вопросам, а в некоторых случаях давала настоящие сражения. В частности, ее книга «Егор. Биографический роман. Книжка для смышленых людей от десяти до шестнадцати лет» – настоящий бой за честь и достоинство министра первого российского правительства Егора Гайдара. Борьба за справедливость в отношении главного отечественного реформатора – дело сегодня почти безнадежное: общественное мнение давно возложило ответственность за все грехи советского руководства и пороки плановой экономики на тех, кому достались руины этой экономики. Само имя Егора Гайдара и прочно связанный с ним ярлык «лихие 90‑е» засели в массовом сознании в качестве безотказно действующих триггеров и раздражителей. Мариэтта Чудакова выступила против огульных обвинений и ничем не подкрепленных суждений, предложив читателю детальное и развернутое обоснование противоположной точки зрения. Книгу «Егор. Биографический роман» можно назвать учебником, цель которого состоит не в том, чтобы из всех возможных точек зрения и оценок изложить правильную, а в том, чтобы выработать у читателя навык критического мышления, умение взвешивать за и против.
Биографический роман о Егоре Гайдаре адресован подросткам. Мариэтта Омаровна очень часто обращалась именно к юной аудитории. Для нее она написала замечательный цикл книг «Не для взрослых. Время читать! Полка первая / вторая / третья». В них Мариэтта Омаровна подробно прокомментировала составленный ею самой обширный список детской и подростковой литературы, выделив множество увлекательных тем и проведя большое число интереснейших сопоставлений и параллелей.
Попутно Мариэтте Омаровне удалось реабилитировать многие произведения официальной советской детской литературы. Мне как представителю позднесоветского поколения такие книги, как «Три толстяка», всегда казались прямолинейным прославлением Октябрьской революции, призывающим вовсе не к активной гражданской позиции и борьбе, а, наоборот, провозглашающим, что справедливость раз и навсегда победила, поэтому делать больше ничего не нужно. Работа Мариэтты Чудаковой высветила и очистила от пропагандистского, конъюнктурного налета их высокий смысл и романтический пафос.
В прошлом году вышла блестящая книга Мариэтты Омаровны «Рассказы про Россию. 1861‑1922». Она направлена на деконструкцию вредоносных исторических мифов, которые позволяют обелять убийц и оправдывать насилие и диктатуру. И как во всех прочих книгах, адресованных подрастающему поколению, каждая глава здесь – приглашение к обсуждению, обдумыванию и аргументированной полемике.
Для времени, которое мы переживаем сейчас, характерно пренебрежение к экспертному мнению. Это очень серьезный барьер на пути любого ученого, ведущего просветительскую деятельность. Сегодня будут читать не то, что написано или рекомендовано профессиональным литературоведом или историком, а то, что посоветует известная инстаграмщица или медийная персона. Эта волна должна схлынуть. Очень надеюсь, что книги Мариэтты Чудаковой и других людей науки дождутся лучших времен, чем нынешние, и большего числа заинтересованных читателей.
Все, что делала Мариэтта Чудакова, в конечном счете было пламенной, вдохновенной проповедью свободы. В далеком 2004 году, когда свобод у нас было несопоставимо больше, чем теперь, Мариэтта Омаровна, предвидя последующие события, с болью говорила о главной предпосылке авторитаризма и диктатуры в нашей стране – подспудном страхе, который проявляется как опережающая реакция: «…никто еще не сказал «ложись», а уже люди лежат. Вот это потрясающее свойство общества нашего. Я уже вижу в литературных кругах, среди людей, ведающих средствами массовой информации… Я говорю: приказа «ложись» еще не было, почему вы уже ложитесь?» Еще более горькие слова Мариэтта Омаровна сказала о готовности к добровольному отказу от свободы: «Считаю, что мы будем последние – не то что дураки, а я бы даже сказала плохое слово – подлецы, если мы, завоевав свободу, когда никто не верил… без участия оккупационных армий, внутренними ресурсами справились с самым жестоким на тот момент режимом в мире, извините. И теперь мы – цинично – готовы это терять. Это, я считаю, ни в какие ворота, господа, не лезет».
Мариэтта Омаровна Чудакова имела смелость называть подлость подлостью, насилие насилием, ложь ложью… Сильный человек, она была опорой и, более того, защитой для всех нас. Пусть наша память о ней будет долгой и благодарной.
Ольга БУГОСЛАВСКАЯ
Комментарии