Министерство образования Северной Осетии находит нестандартные способы привлечения молодых специалистов в школы.
Весной в республиканское Министерство образования пришло слезное письмо из Моздока: “Дайте нам учителей!” В районе свободна 61 вакансия. Конечно, с нехваткой кадров как-то справляются √ учителя работают на полторы-две ставки. Но все-таки незамещенными остаются 17 ставок. Самая острая проблема √ с учителями английского и осетинского языков. Как и по всей республике. Кстати, следующими в рейтинге дефицитных педагогических специальностей в Северной Осетии идут русский, физика, физкультура.
Зам. министра образования республики Северная Осетия-Алания Алина Афакоевна ЛЕВИТСКАЯ-ЦОМАРТОВА, курирующая высшее образование, попыталась помочь коллегам заполнить брешь. Обратилась к деканам факультетов университета за помощью, они стали искать добровольцев и на очном, и на заочном отделениях. Пообещали перевести их на индивидуальный график посещения занятий. Глава администрации Моздокского района объявил тут же о своих льготах √ бесплатное жилье, бесплатный проезд. “Наскребли” четырех заочников исторического факультета, живущих в самом Моздоке.
Проблема, считают в Минобразовании республики, возникла из-за того, что Моздок, как и многие другие районы Северной Осетии, присылает мало “целевиков” на педагогические специальности. Огромный спрос на юридические, экономические специальности √ районные власти просят выделить больше мест в рамках целевого набора. Между тем уже три года Северо-Осетинский университет проводит целевой набор на педфакультеты. Работа с будущими абитуриентами начинается весной: специалисты Минобразования выезжают в сельские районы, ведут переговоры с районными отделами образования, со школами, отбирают детей, которые хотят стать учителями и при этом вернуться после учебы в родные школы. Затем с ребятами занимаются университетские преподаватели, готовят их к вступительным экзаменам. Следующий шаг: заключение трехстороннего договора между Минобразованием Северной Осетии, районной администрацией и университетом. И наконец, будущие учителя поступают в университет на условиях целевого льготного приема. Теперь они обязаны вернуться в родные пенаты и отработать в своей школе три года
Спасет ли ситуацию целевой набор, пока неизвестно, это станет ясно лет через шесть. Пока студенты первого целевого набора учатся только на третьем курсе.
А пока теперь университетские психологи в рамках выполнения программы “Молодой учитель” взялись за разработку критериев отбора старшеклассников на педагогические специальности.
Второе важное условие, при котором молодые учителя, и не только “целевики”, могут остаться в школах: первые три года платить педагогам по максимальному разряду, как очень высококвалифицированному учителю. А через три года его аттестуют, и тут уже его разряд будет зависеть от того, какой он наработал опыт, какие приобрел знания.
Алина Афакоевна оптимистично смотрит в будущее: “Есть у нас еще одна идея. Мы хотим, пользуясь тем, что у нас педагогический колледж на повышенном уровне работает, с хорошими традициями, сделать рывок √ подготовить и пролицензировать его как педагогический институт”.
Оксана РОДИОНОВА
Владикавказ
Комментарии