search
main
0

Отсутствует задолженность по зарплате работникам образования за три месяца в 9 регионах, не изменилась в 8 регионах, увеличилась в 14 регионах: Калининградской, Ярославской, Свердловской, Сахалинской областях, Еврейской АО, в Калмыкии, Удмуртии, на Алтае, в Бурятии, Тыве, Чувашии, Красноярском крае, в Ненецком АО, Эвенкийском АО.

Не было ни гроша, да вдруг алтын?

С 1 апреля правительство повышает заработную плату учителям в полтора раза. Но не превратится

ли эта радость в первоапрельскую шутку? Пока нет денег даже на возвращение долгов…

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 1999 г. ? 309

г. Москва

В соответствии с Федеральным законом “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, ? 7, ст. 369) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и ввести с 1 апреля 1999 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы согласно приложению.

2. Министерству финансов Российской Федерации определить порядок и источники финансирования расходов, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, для организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств федерального бюджета на 1999 год.

3. Повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления производится субъектами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.

4. Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации при поступлении в ходе исполнения доходной части федерального бюджета на 1999 год дополнительных доходов и повышении собираемости средств по отдельным видам налогов подготовить предложения о дополнительной индексации в текущем году заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, исходя из тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, действовавших до 1 апреля 1999 года.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. ? 823 “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, ? 35, ст.3524);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. ? 927 “О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. ? 823 “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, ? 33, ст.4000);

постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. ? 585 “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, ? 20, ст. 2308).

Председатель Правительства Российской Федерации

Е.ПРИМАКОВ

Повышать зарплату учителям, безусловно, надо. И не только потому, что нынешняя зарплата бюджетников очень низкая. Ведь прошлый год дал нам скачок цен более чем в два раза.

Пока у нас нет точной информации о том, предусмотрено ли повышение зарплаты во всех региональных бюджетах, но мы точно знаем, что оно предусмотрено в федеральном. Причем ситуация следующая: в конце прошлого года в профессиональных учебных заведениях выплачивали примерно 70% зарплаты. С 1 апреля предполагалось произвести увеличение в полтора раза, исходя из этих 70 процентов. Нетрудно посчитать, что в среднем получилось бы 105-107%, и фактически повышения не произошло бы. Тогда мы изменили структуру бюджета по части образования: перебросили деньги с других статей на статью по зарплате. Теперь я могу официально заявить: федеральным бюджетом предусмотрено – с 1 января – своевременная выплата зарплаты, а с 1 апреля – увеличение ее в полтора раза.

Вообще при данном экономическом курсе в нашей стране никогда не будет денег ни учителям, ни медикам – никому. Я сторонник принципиально другого экономического курса. Если мы хотим, чтобы бюджетники получили увеличенную зарплату не через полгода, а сейчас, нам надо навести порядок в производстве и торговле алкоголем, резко ограничить вывоз из страны капитала, поддержать отечественных товаропроизводителей, с помощью налогов остановить рост социального неравенства. Правительство в последнее время кое-что пытается делать, но это лишь робкие шаги. Для того чтобы пополнить бюджет, расплатиться с бюджетниками и поддержать социальные программы, нужны более решительные меры. Из кризиса следует выбираться не путем шоковой терапии, которая фактически превратилась в шок без терапии, привела экономику в состояние клинической смерти, и теперь мы никак не можем произвести ее реанимацию. Ведь существуют другие методы, более щадящие и действенные. Может, стоит обратиться к опыту некоторых стран Европы, вспомнить, как они восстанавливались после второй мировой войны. У нас, кстати, у самих достаточно опыта по этой части. Образование, медицина, наука, культура – это такие же производящие сферы, как и материальное производство. Об этом нельзя забывать.

Олег СМОЛИН,

заместитель председателя Комитета

по образованию и науке Государственной Думы

Как запланировали – так и будет

При формировании федерального бюджета планировалось пятидесятипроцентное повышение тарифных ставок ЕТС. Так и будет. Закон о федеральном бюджете подписан президентом, и было бы в высшей степени неосмотрительно проводить какое-либо повышение, выходящее за рамки бюджета. Поэтому слухи о 83-процентном повышении тарифных ставок беспочвенны.

Действительно, Госдума приняла Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, устанавливающий ставку первого разряда в размере 110 рублей. По сравнению с прежними шестьюдесятью она выросла в 1,83 раза. Но изменение тарифных коэффициентов вернуло первоапрельское повышение в рамки бюджета. Компромисс, в результате которого удалось полностью уложиться в 12 миллиардов рублей, запланированных федеральным бюджетом, нашла Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Ее участники – Минтруд, Федерация независимых профсоюзов и Ассоциация работодателей – изрядно потрудились, прежде чем тарифные коэффициенты были приведены “в божеский вид”. В результате вышло в свет постановление Правительства РФ от 18 марта 1999 года “О повышении тарифных ставок Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы”. Это, если можно так выразиться, окончательный документ, регламентирующий повышение тарифных ставок ЕТС с 1 апреля с.г.

И четвертый пункт постановления. В нем не исключается возврат к старым тарифным коэффициентам, действовавшим до 1 апреля 1999 года. На внесении этого пункта в текст постановления настояли профсоюзы. Если доходная часть федерального бюджета позволит, ставка восемнадцатого разряда вырастет до 1108 рублей.

Григорий БАЛЫХИН,

заместитель министра общего

и профессионального образования

А в это время в регионах

Виктор БЫКОВ, зам. начальника Управления образования

Брянской области:

– В областной бюджет-99 повышение тарифных ставок не закладывалось, хотя он был принят в марте и областная Дума не могла не знать о предстоящем повышении.

Выступая на заседании областной Думы, глава администрации Юрий Лодкин заявил, что найдет средства.

Должен сказать, что учреждения образования областного подчинения финансируются без задержек. Зарплата по март включительно выплачена. Что же касается районных бюджетов, то 30 миллионов, которые они задолжали учителям, постепенно тают под “натиском” федеральных трансфертов, сумма которых в марте составила 37 миллионов рублей. Какая часть из этих миллионов достанется учителям – решать районным властям. Им же предложено изыскать средства для первоапрельского повышения тарифных ставок. Где?.. Наверное, снова трансферты.

Олег ДИМОНИ, председатель Комитета профсоюза работников образования Вологодской области:

– Наш губернатор решил опередить Россию. Закон о повышении тарифных ставок работникам бюджетной сферы в Вологодской области вступил в силу еще с 1 января 1999 года. Правда, ставки повысились только на 20 процентов. И повысились ли? Учителям школ продолжают платить по-старому. Повышение коснулось только тех образовательных учреждений, которые финансируются из областного бюджета. Кстати, им всегда больше везло. Приведу только один пример. Из федерального трансферта в 25 миллионов, который получила область в конце прошлого года для погашения долгов по зарплате, только лишь 1,15 миллиона были направлены в районы. Остальное благополучно “освоили” администрация и организации областного подчинения.

Только после того, как в Москве побывала наша делегация и встретилась с Валентиной Матвиенко, трансферты приобрели целевой характер. Уже сорок миллионов рублей направлены в районы на погашение зарплаты учителям сельских школ.

Наш губернатор Вячеслав Позгалев полностью поддержал на Совете Федерации Закон о пятидесятипроцентном повышении тарифных ставок. Непонятно только, где он возьмет на это деньги.

Ведь в некоторых районах – Кичменгско-Городецком, Тарногском, Сямженском и Сокольском – остались невыплаченными долги за 1997 год. Эти районы дотационные, и сами с повышением не справятся – отдать бы долги.

Валентина ГОВОРУХИНА, заведующая планово-экономическим отделом Управления образования Архангельской области:

– Сорок миллионов рублей. Именно такая сумма федеральных трансфертов ежемесячно поступает в Архангельскую область. 70 процентов этих денег идет на зарплату бюджетникам. В первую очередь средства направляются в районы. Таким образом, учреждения образования областного подчинения оказались беднее районных. Работники педагогических колледжей, детских домов, школ-интернатов не получали зарплату с ноября прошлого года. Такая же ситуация и в спецшколе для несовершеннолетних правонарушителей. Областной бюджет не торопится, а вернее сказать, не в состоянии расплатиться. Вместе с тем в школах Вельского, Котласского, Няндомского районов учителя получили зарплату за февраль только благодаря федеральным трансфертам.

Так или иначе, бюджет области принят и в нем даже предусмотрено 50-процентное повышение ставки первого разряда ЕТС. Решение об этом повышении принято областным собранием депутатов 20 января сего года. Насколько это реально?..

Сообщают собственные корреспонденты

Санкт-Петербург

В администрации Санкт-Петербурга пока отказываются комментировать новость о повышении зарплаты учителям. Дело в том, что в северной столице ситуация отличается от многих регионов России. Работники сферы образования не первый год получают местные надбавки, установленные прежним мэром города Анатолием Собчаком и нынешним губернатором Владимиром Яковлевым.

Сначала дополнительные средства выплачивались отдельным категориям учителей: наиболее “дефицитными” считались преподаватели русского языка и литературы, физкультуры и начальной школы. Постепенно их список расширялся, в него были включены библиотекари и преподаватели общественных дисциплин, а затем и все педагоги школ и детских садов. Сегодня сотрудники дошкольных учреждений имеют 100-процентную доплату к ставке (должностному окладу), а в средних школах – 50 процентов. С 1 сентября доплаты к должностным окладам и ставкам заработной платы в размере 50 процентов получают и все остальные работники образовательной системы Санкт-Петербурга: сотрудники централизованных бухгалтерий, методических служб, логопедических пунктов и другие.

Поэтому сегодня перед администрацией города стоит непростая задача: отменить или сохранить местные надбавки и доплаты, выполняя федеральный закон. Бюджетных средств, для того чтобы оставить все прежние повышения, городу скорее всего не хватит. Однако принципиальная позиция пока не выработана.

Александра АЛЕШИНА

Новосибирск

В сельских школах Новосибирской области задержка зарплаты 7-8 месяцев. В городских же школах Новосибирска благодаря энергичной деятельности мэра Виктора Александровича Толоконского зарплата не задерживалась более чем на два месяца. И вот, кажется, ситуация выравнялась – городским учителям будет так же плохо, как и сельским.

На городском собрании учителей мэр Новосибирска В. Толоконский сообщил, что город полностью рассчитался с учителями по зарплате за декабрь, а до конца марта предполагается выплатить аванс за январь. Обязательство правительства – повысить с 1 апреля зарплату педагогам – он считает популистским, нереальным.

По словам мэра, никто из министров и членов правительства, с которыми он разговаривал, не дал ему гарантии, что деньги на эти цели Москва найдет: их нет. Это признают все.

В Новосибирске положение осложняется еще и явной конфронтацией губернатора Виталия Мухи и мэра города. В преддверии выборов своей бюджетной политикой на 1999 год губернатор практически оставляет город без денег. Многие статьи бюджета вообще финансироваться не будут. Если в прошлом году город получил от подоходных налогов 73,1% “живых” денег в свой бюджет, то в 1999-м этот источник сокращен губернатором до 5,1%.

А это значит, что только на выплату долгов по зарплате учителям за январь уйдет полугодовая “норма” нового бюджета города.

Галина ФРОЛОВА

Иркутск

“Популистским” назвал закон, повышающий с 1 апреля заработную плату работникам бюджетной сферы, заместитель главы администрации Иркутской области Владимир Матиенко. “Его приняли люди, которые думают лишь о том, чтобы их вновь избрали в Государственную Думу в декабре, – подчеркнул он. – Их интересует только это, а не реальное положение учителей”.

Аналогичную оценку высказал еще один высокопоставленный чиновник областной администрации, пожелавший остаться неизвестным: “Практически нам сорвали конец учебного года”.

Причина категоричности этих высказываний не в том, что их авторы не хотят улучшения положения учителей. Как раз наоборот – за последние месяцы власти Приангарья предприняли немало шагов для стабилизации выплат заработной платы бюджетникам области. К сегодняшнему дню удалось достичь хрупкого равновесия, при котором долги хотя и не сильно сокращаются, но и не растут, а учителя прекратили забастовки, получая текущую зарплату и терпеливо ожидая погашения задолженности. Некоторые дотационные районы области, например Куйтунский, заключили соглашения с губернатором, по которому обязуются полностью собирать налоги у себя на месте. При этом условии область направляет району дополнительные средства, необходимые для выплаты текущей зарплаты.

Как сообщили в финансовом управлении администрации области, сегодня среднемесячный фонд зарплаты с начислениями в фонды для всех бюджетников Приангарья составляет более 220 миллионов рублей. Учительская зарплата “весит” около 100 миллионов. Средства на первоапрельское повышение не закладывались в годовой бюджет, вследствие чего закон “повисает в воздухе”. И потому, считают многие в Приангарье, он обернется совсем невеселой первоапрельской шуткой, в очередной раз создав напряжение в учительской среде.

Элеонора КЕЗ

Петрозаводск

“Правительство Карелии обещает: зарплата повысится”, – так заявил в интервью корреспонденту “Учительской газеты” исполняющий обязанности заместителя председателя правительства республики, министр социальной защиты Николай Черненко.

По его словам, как раз этот вопрос, а также выплату отпускных учителям правительство обсуждало на совещании 20 марта.

– Республиканский бюджет уже принят, придется принимать поправки, но мы однозначно пойдем на увеличение зарплаты в бюджетной сфере, – заявил министр. – Постановлением председателя правительства Карелии с 1 октября бюджетникам ежемесячно выплачивается надбавка в размере 100 рублей – и это нормально, учитывая, что средняя зарплата работника бюджетной сферы в Карелии на уровне прожиточного минимума. Петрозаводск пошел еще дальше, увеличив с 1 октября 1-й тарифный разряд до минимального размера оплаты труда.

Николай Черненко признал, что есть проблемы в связи с повышением зарплаты с 1 апреля:

– Правительство ищет источники увеличения доходов, поскольку в налогооблагаемой базе таких резервов просто нет.

Министр назвал дополнительные источники дохода. Это наведение порядка в лесной отрасли Карелии, производстве и сбыте алкогольной продукции. Отпускные учителям предполагается выплатить за счет временного заимствования средств из дорожного фонда республики и экономии на мазуте: с 1 апреля по 1 ноября котельные, кроме крупных и ТЭЦ, будут отапливаться дровами. И, наконец, главное – правительство поставило задачу увеличить в этом году объем производства на 10 процентов.

Наталья МЕШКОВА

Самара

Зарплата учителям Самарской области повысилась с 1 марта. Минимальная ставка с 90 рублей достигла ста рублей.

На днях, отвечая в прямом эфире на вопросы телезрителей, губернатор области Константин Титов заверил учителей, что с 1 апреля по федеральному закону учителя получат надлежащую надбавку. Правда, “съедаются” 50-процентные надбавки из областного бюджета, но работники образования обретают наряду с законными гарантиями реальную возможность получать заработную плату.

В пресс-центре областной администрации подтвердили, что губернатор не изменил своих намерений платить повышенную зарплату учителям.

Галина СЮНЬКОВА

В экономику хотели вплести политику

После настойчивых просьб и пожеланий об увеличении учительской зарплаты, чтобы она соответствовала возможности выживать, особенно после августовских событий, правительство Е. Примакова обещало повысить оплату труда бюджетников в полтора раза. Такие расходы были заложены в федеральный бюджет. Но все понимали, что реализовать повышение будет невероятно трудно. И прежде всего потому, что в регионах существует огромный долг по зарплате работникам школ. В этих условиях правительство все же идет на повышение зарплаты в полтора раза, понимая, что многие территории не смогут самостоятельно повысить зарплату. Правительство обещает изучить финансовое состояние регионов. В зависимости от этого будет частично участвовать не только в погашении долгов, но и в процессе повышения зарплаты уже с 1 апреля. На этом фоне, когда проект бюджета уже был внесен в Госдуму РФ и обсуждался, фракция “Яблоко” проводит закон об упорядочении оплаты труда работникам бюджетной сферы, в котором предусматривается, что ставка первого разряда с 1 апреля повышается до 110 рублей, тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки устанавливаются по согласованию между профсоюзами и правительством. То есть законодатели отошли от принципа закрепления ранее действующих коэффициентов Единой тарифной сетки. И теперь после согласования с общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов правительство может сетку сжимать и расширять. Когда депутаты фракции “Яблоко” проводили этот закон, мы настаивали на том, чтобы в пакете предусматривались изменения в бюджете, что должна быть заложена дополнительная сумма, поскольку повышение до 110 рублей первого разряда должно в принципе означать повышение ставок по всей тарифной сетке в 1,8 раза. Но изменения в бюджет не внесли. Складывается ситуация, по которой ставка первого разряда установлена законом в размере 110 рублей, то есть с увеличением в 1,8 раза, но законодатели предусмотрели в федеральном бюджете повышение зарплаты только в полтора раза. Депутаты фракции “Яблоко” фактически заложили основу для конфронтации между правительством и профсоюзами по поводу сохранения тарифных коэффициентов ЕТС. Хотя все знали, что, когда в 1995 году правительство пыталось изменить коэффициенты ЕТС, это вызвало более горячую реакцию, нежели повышение в 1,3 раза. То есть коллективы не столько интересовал процент повышения, сколько сохранение Единой тарифной сетки. После долгих споров профсоюзы непроизводственной сферы принимают решение не согласиться с изменениями коэффициентов Единой тарифной сетки с 1 апреля текущего года. И настаивают на том, чтобы были сохранены старые.

Но как выйти из этой ситуации? Компромисс был найден: было записано, что ставка первого разряда 110 рублей, все остальные ставки со второго по восемнадцатый разряды были повышены ровно в полтора раза с учетом предусмотренного увеличения ставок для 2-го – 5-го разрядов. Да, при этом изменились тарифные коэффициенты. Но мы согласились на временное их изменение только при условии, что будет предусмотрена повторная индексация в текущем году зарплаты бюджетникам в соответствии со статьей 108 Закона о федеральном бюджете на 1999 год и с обязательным условием возвращения тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки, действующих до 1 апреля. Казалось бы, был вариант приостановить применение тарифной сетки при повышении всех ставок в 1,5 раза. Но юристы правильно сказали, что обращения в суды в этом случае заблокируют счета администраций, поскольку деньги на эти цели не предусмотрены.

И к тому же надо учитывать, что, когда Правительство РФ закладывало в федеральный бюджет повышение в полтора раза, уже шла проработка вопроса с регионами, чтобы они в своих бюджетах также предусматривали это повышение. И вот нарушается вся картина. Ряд губернаторов уже предложил собраться Совету Федерации и обсудить вообще необходимость повышения зарплаты с 1 апреля. Но надо отдать должное правительству, оно приняло условия профсоюза вернуться к действующим до 1 апреля тарифным коэффициентам, и повышение в полтора раза состоится. Просто в решение этого вопроса вплелась политика. Как только правительство Примакова чуть-чуть стало разгребать долги, помогать выплачивать текущую зарплату в регионах, создаются дополнительные проблемы – проблемы, возникающие в связи с отсутствием законодательно закрепленного финансового обеспечения реализации Федерального закона “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”.

Владимир ЯКОВЛЕВ,

председатель ЦК профсоюза работников

образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте