«Пенсионный фонд отказывает мне в назначении пенсии по выслуге лет. Говорят, обращайтесь в суд…» В этом году с подобными жалобами в Волгоградский областной Комитет Профсоюза работников народного образования и науки обратились 40 учителей.
Комментарий «УГ»…В трудовой книжке работника в графе «Должность» указано: «тренер-преподаватель». Такое наименование считается ненормативным. Как и «пионервожатая». Теперь эти должности не предполагают назначения досрочной пенсии и не засчитываются для специального стажа. Но раньше-то засчитывались! Подобный подход можно оспорить, но только через суд……У некоторых педагогических работников исключаются из стажа, необходимого для назначения льготной пенсии, периоды отпуска по уходу за ребенком. Это, конечно, нонсенс. И тем не менее свою правоту учителям приходится отстаивать в суде…
Общеизвестно: педагогам в связи с особым интенсивным характером работы полагается досрочная пенсия по старости. Она предоставляется после 25 лет педагогического стажа. Льгота носит заявительный характер. Значит, учитель должен самостоятельно обратиться в органы Пенсионного фонда по месту жительства.
Иногда все проходит гладко. Но порой работникам образования приходится понервничать, а самым эмоциональным женщинам даже, чего греха таить, поплакать.
Обиженные обычно идут за помощью к профсоюзным специалистам.
Чем мотивируют отказ в Пенсионном фонде?
– Например, в трудовой книжке работника в графе «Должность» указано: «тренер-преподаватель». Такое наименование считают ненормативным. Как и, скажем, «пионервожатая», – поясняет консультант областной организации профсоюза Николай Кузьмич ГРИБИН. – Теперь, говорят, эти должности не предполагают назначения досрочной пенсии и не засчитываются для специального стажа. Но раньше-то засчитывались! Подобный подход можно оспорить, но только через суд. Давить на жалость сейчас бесполезно. Вот и добиваемся исполнения закона. Помогаем коллегам составлять исковые заявления, оказываем помощь в досудебной и судебной защите. И делаем это, разумеется, бесплатно. Учителя успешно восстанавливают в судах справедливость, доказывая, что «спорные» периоды их деятельности по факту связаны с образовательным и воспитательным процессом. Стаж им пересчитывают.
Другой пример. У некоторых педагогических работников исключаются из стажа, необходимого для назначения льготной пенсии, периоды отпуска по уходу за ребенком. Это, конечно, нонсенс. И тем не менее свою правоту учителям приходится отстаивать в суде.
Надо заметить, что практически все судебные решения принимаются в пользу истцов-учителей.
Небрежность кадровика может доставить потенциальным пенсионерам немало неприятных минут в будущем. Например, если в трудовой книжке указано неправильное или неполное официальное название образовательного учреждения. Скажем, тип учреждения обозначен – «дошкольное образовательное», а вот вид «детский сад» – потерялся.
– Не случайно представители наших профкомов совместно с инспекторами Гострудинспекции несколько раз проводили тематические проверки по ведению и хранению трудовых книжек работников, – говорит председатель обкома профсоюза Лидия Федоровна НЕСТЕРЕНКО. – Жизнь показывает, что такая профилактическая работа необходима. По итогам проверки мы издаем и распространяем методические и информационные материалы для профсоюзного актива. Немаловажный факт: только в прошлом году в обкоме и территориальных профорганизациях на личных приемах специалисты проконсультировали около 600 педагогов. Вопросы разные: повышение зарплаты, соблюдение порядка приема на работу и увольнения, предоставление отпусков…
По всем обращениям мы стараемся принимать меры. Например, воспитательнице детского сада №280 Ворошиловского района Волгограда удалось вернуть незаконные удержания из зарплаты. Учителю физкультуры волгоградской школы №106 вместо отпуска за проработанное время после нашего вмешательства был предоставлен отпуск в полном объеме. Конечно, судебная защита социально-трудовых прав учителей занимает особое место. Большинство исков связано с необоснованными отказами в назначении досрочной трудовой пенсии и отказами местных органов власти в предоставлении сельским учителям льгот по оплате коммунальных услуг. Например, по «коммуналке» в прошлом году выходили в суды 110 педагогов. Естественно, кроме морального удовлетворения, победы учителей в судебных слушаниях дают немалый экономический эффект. Мы подсчитали: в 2008 году помогли отсудить в пользу коллег около 2,5 миллиона рублей.
Сегодня в центре нашего внимания оказались вопросы, связанные с новой системой оплаты труда. Нас интересует, каковы социальные последствия введения новых экономических механизмов. Проводим мониторинг средней зарплаты в отрасли по месяцам. Какова динамика? Сейчас в Волгоградской области средние заработки в образовании – около 14 тысяч – практически приблизились к средней зарплате в промышленном секторе. По сравнению с прошлым годом это, конечно, прорыв. Но если учитывать прожиточный минимум и темпы инфляции, то учительство не в блестящем положении.
Мы стараемся минимизировать социальные риски реформ. Обком профсоюза подготовил предложения по внесению дополнений и изменений в коллективный договор тех школ, где уже перешли на новую систему оплаты труда. Таких учебных заведений в Волгоградской области большинство. Издали памятку для директоров школ и председателей профсоюзных первичек. На места направлены образцы дополнительного соглашения к трудовому договору и образцы трудового договора для вновь принятых работников.
Кто владеет информацией, тот владеет миром, не правда ли? Информирование, правовой ликбез и даже, как сейчас модно говорить, пиар социально-правовых возможностей – это тоже соцзащита. В обкоме и территориальных организациях профсоюза создана информационно-статистическая база по всем направлениям нацпроекта «Образование». В нее включены документы, регламентирующие порядок выплат вознаграждений классным руководителям и процедуру экспертизы конкурсных материалов.
Возможно, аудитории «Учительской газеты» будет интересно узнать, что последние десять лет в Волгоградской области ведутся социальные паспорта всех учебных заведений. В паспортах сосредоточен объемный массив информации: общее количество работников, в том числе ушедших на пенсию, средняя трудовая нагрузка, размер надтарифного фонда, задолженность учителям по коммунальным надбавкам, число педагогов, нуждающихся в жилье. Кстати, жилищная проблема, довольно болезненная для бюджетников, всегда в поле зрения профсоюза.
«Квартирный вопрос» особенно обострился в постсоветский период. Но если в 90-х «жилищные» очереди в муниципалитетах застыли намертво, то сегодня наметилось некоторое движение.
Я бы отметила действия администрации города Волжского, где принята программа социальной помощи педагогическим работникам. В ее рамках выделяются муниципальные квартиры, оказывается помощь в оформлении ипотеки. Профсоюз выпустил информационный бюллетень об опыте волжан, ведь такую практику нельзя не продвигать.
Волгоградская область
Комментарии