search
main
0

Отстаивать права учителей – задача профессиональных союзов

15 декабря 2015 года в Министерстве образования и науки РФ под председательством заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Павла Сергоманова состоялось совещание по вопросам продолжительности и режима рабочего времени педагогических работников. В совещании участвовали заместитель начальника управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости Сергей Шерстнёв, заместитель начальника отдела развития и нормативного регулирования в сфере начального и среднего профессионального образования Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Валентина Давыдова, заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева, председатель Всероссийского совета директоров школ Ахтам Чугалаев, руководители Общероссийского профсоюза образования (входящего в ФНПР) Михаил Авдеенко и Вера Панкратова, а также сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Поскольку это совещание было созвано после многочисленных обращений, пикетов, организованных активистами профсоюза «Учитель», и посвященных этим акциям статей в СМИ, совещание началось с краткого выступления Всеволода Луховицкого, который охарактеризовал имеющиеся сейчас нормативные акты как удовлетворительные (особенно отметив письма Минобрнауки от 15 октября и от 26 ноября 2015 г.), но недостаточные для решения проблемы принуждения учителей к 36-часовой рабочей неделе, и перечислил предложения рабочей группы по рабочему времени МПРО «Учитель».Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, сопредседатель МПРО «Учитель»:- Говорить о нерешенности проблемы рабочего времени нас вынуждают многочисленные обращения учителей из разных регионов, где директора стали вписывать в локальные акты требование 36-часового пребывания на рабочем месте, составления почасовых отчетов о внеаудиторной работе.Не желая строить конспирологические теории о причинах такого поведения наших работодателей, зададим вопросы: Достаточна ли существующая нормативно-правовая база для того, чтобы решить проблему, или необходимы новые документы? Что могут сделать Министерство образования и Министерство труда?Рабочее время всех педагогических работников определяют нормы Трудового кодекса РФ (ч. 1 ст. 333) и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 5.1 ст. 47). К сожалению, законодатели определили его в общем виде, без конкретизации: «…устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю» – что приводит к многочисленным нарушениям трудовых прав педагогов.Информация к сведениюПо данным профсоюза «Учитель»:- в филевском образовательном центре №2101 правилами внутреннего трудового распорядка установлена 36-часовая рабочая неделя;- в школе №2057 есть дополнительное соглашение к трудовому договору, вводящее 36-часовую рабочую неделю;- в школе «Лингвист-М 1948» 36-часовая неделя не отражена ни в каких документах школы, но учителей заставляют составлять график на 36 часов и работать в соответствии с этим графиком;- в «Курчатовской школе» с сентября 2015 г. введено обязательное 36-часовое присутствие учителя в школе.В ст. 333 ТК РФ сказано, что «в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».К сожалению, действующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты (прежде всего речь идет о приказе Министерства образования и науки от 22 декабря 2014 г. №1601) не проясняют вопрос, а оставляют простор для произвольного увеличения работодателем рабочего времени учителя:- в приказе №1601 не определена максимальная нагрузка учителя, что противоречит ст. 333 ТК РФ. Получается, что учитель может вести любое количество учебных часов. При этом на учителей не распространяются нормы о сверхурочной работе, хотя в том же приказе есть понятие «ставка часов», и, следовательно, работа свыше ставки должна рассматриваться как сверхурочная;- приказ никак не конкретизирует норму, сформулированную в п. 5.6 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ», о так называемой ненормированной части рабочего времени учителя. Расплывчатость формулировки1 приводит к тому, что работодатели, ссылаясь на ст. 333 ТК РФ, могут в локальных актах прописывать любое количество «ненормированного» рабочего времени учителя, в том числе устанавливать 36-часовую рабочую неделю независимо от количества учебных часов, и не обязаны вести общий учет всего рабочего времени.15 октября 2015 г. опубликовано письмо Минобрнауки России №08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций». В нем заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Павел Сергоманов впервые четко разъяснил позицию министерства по одному из самых острых вопросов – о неправомерности установления учителю 36-часовой рабочей недели. Остальные вопросы остаются нерешенными.Учет и, значит, справедливая оплата рабочего времени учителя осложняются и тем, что сейчас действуют только унифицированные формы учетных документов, в частности, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (код формы 0504421). Эти формы не предусматривают учета полного рабочего времени учителей. В ответе на наше письмо от 31.05.2010 об учете рабочего времени педагогов начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости Алексей Анохин сообщил: «Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Данные положения применяются при учете рабочего времени, отработанного в условиях ненормированного рабочего дня. У работодателя могут возникнуть трудности в ведении точного учета рабочего времени, однако это не означает, что учет рабочего времени может не вестись. Учет времени необходим и в том числе для определения величины переработки, расчета оплаты сверхурочных в случаях, когда дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день не предоставляется в натуре. Механизм учета определяет работодатель».Для нас очевидно, что при такой позиции представителей государственных органов работодатель имеет полную возможность вести учет времени так, как ему захочется. Директора будут принуждать учителей к дополнительной (помимо преподавательской) неоплачиваемой работе до тех пор, пока это не будет однозначно запрещено.В связи с этим МПРО «Учитель» обратился к Министерству труда РФ с предложением издать приказ, в котором будет записана следующая норма: «В трудовой договор (приложение к трудовому договору) с работником образования могут быть записаны только те виды работ и только то рабочее время, которые подлежат оплате». Это могло бы решить не только проблему 36-часовой отсидки, но и всех видов неоплаченного труда учителей».Мы считаем, что в условиях сокращения бюджетного финансирования образования (как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях) Министерство образования и науки РФ должно приложить максимум усилий, чтобы никто не раздражал педагогов никому не нужными, бессмысленными требованиями.К сожалению, участники совещания, соглашаясь с тем, что проблема есть, сочли ее относящейся исключительно к правоприменительной практике, и не массовой, а единичной. Председатель Всероссийского совета директоров школ Ахтам Чугалаев, заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко в один голос утверждали, что виноваты во всем директора, плохо разбирающиеся в юридических проблемах. По их мнению, не нужно никаких дополнительных документов, а нужно воспитывать и просвещать директоров. Именно об этом – о разъяснительной работе среди директорского корпуса – и говорили участники совещания.Поэтому я считаю необходимым обратиться ко всем педагогам – читателям «Учительской газеты-Москва»:- Не ждите решения проблемы рабочего времени «сверху», поскольку возможности Министерства образования и науки РФ ограничены, а региональные чиновники в России зачастую просто игнорируют письмо Минобрнауки России №08-ПГ-МОН-37849. Требование 36-часового присутствия в школе незаконно, поэтому нельзя соглашаться с внесением его в локальные акты и трудовые договоры. При заключении трудовых договоров или дополнительных соглашений добивайтесь того, чтобы в этих документах были отражены только те виды работ и только то рабочее время, которые подлежат оплате.От редакцииПоскольку на совещании в Министерстве образования и науки РФ Всеволод Луховицкий назвал номера конкретных московских школ, где для учителей установлена 36-часовая рабочая неделя с обязательным присутствием на рабочем месте, мы обратились к директорам этих школ с просьбой дать разъяснения и получили ответы.Информация к сведениюИз резолюции «О рабочем времени», принятой на IV съезде МПРО «Учитель»:В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.Мнения по поводуИрина СИВЦОВА, директор «Курчатовской школы»:- Должна сказать, что информация, которой располагает профсоюз «Учитель», не соответствует действительности. В нашей школе никто и никогда не заставлял учителей отсиживать 36 часов в школе: если у них нет работы, которую нужно выполнять непосредственно на рабочем месте, учителя вправе сами решать, где и когда они будут заниматься своей деятельностью. В соответствии с ТК РФ (ст. 333) для педагогических работников «Курчатовской школы» установлена продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, но при этом они выполняют разные виды работ и в школе, и вне ее стен.Нам также хорошо известно, что конкретная продолжительность рабочего времени педагогических работников устанавливается с учетом норм часов педагогической работы, установленных за ставку заработной платы (приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени» (зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2015 №36204), объемов учебной нагрузки, выполнения дополнительных обязанностей, возложенных на них должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка и уставом. В рабочее время педагогических работников (ФЗ-273 «Об образовании в РФ», ст. 47, п. 6) в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая (участие в методических объединениях «Курчатовской школы», педагогических советах), подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяют трудовые договоры и должностные инструкции. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года мы определяем с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации педагога.Таким образом, рабочее время учителя – это его урочная и внеурочная деятельность, определенная его индивидуальным графиком работы, а также проведением общешкольных плановых мероприятий. Администрация «Курчатовской школы» не требует присутствия учителя в свободное от этих мероприятий время.Д.МОДЕЛЬ, директор школы №2101 «Филевский образовательный центр»; Т.АВДЯКОВА, председатель профкома школы №2101 (Общероссийский профсоюз образования):- Одним из острых вопросов до последнего времени была тема «Отбывание 36 часов нагрузки учителем на рабочем месте». В ходе конструктивного диалога между педагогическим сообществом, профсоюзными лидерами и администрацией школы был достигнут общий взгляд на эту проблему: учительская профессия не должна реализовываться в замкнутом пространстве в рамках жесткого графика офисного работника. Педагогический труд – творческий, живой процесс. Наша общая задача – развитие потенциала ребенка, его способностей, создание развивающей образовательной среды для каждого нашего ученика. Для достижения эффективного результата каждый педагог должен использовать разнообразные возможности округа и города: центры технологического развития, университеты, другие образовательные учреждения, конференции, в конце концов театры, библиотеки, концертные залы. Уверены, что такая педагогическая активность, незамыкание в стенах своей школы дают уникальную возможность педагогу развивать свой творческий и педагогический потенциал, повышать интеллектуальный уровень, учительское мастерство, становиться лучше, умнее, образованнее. Ведь мы хотим быть востребованными подрастающим поколением, стать для ребят интересными, современными людьми!Валентин СБУСИН, директор школы №2057:- Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных учреждений, как известно, регулирует приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года №69, которым установлено, что нормируемую часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяют в астрономических часах, она включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием. Другая часть педагогической работы педагогов, ведущих преподавательскую деятельность, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, регулируется графиками и планами работы, не конкретизируется по количеству часов. Рабочее время, свободное от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям. Никаких дополнительных требований в части организации рабочего времени и времени отдыха от администрации нашей школы к педагогическим работникам не применяли и не применяют.Виктор СЕМЕНОВ, директор школы №1948 «Лингвист-М»:- Считаю необходимым сообщить, что в школе №1948 не установлено обязательное присутствие учителей в школе 36 часов в неделю, какого-либо нарушения трудового законодательства в этом вопросе школа не допускает, учителя работают в соответствии с учебной нагрузкой. Считаю информацию об «отсидке» учителями 36 часов в неделю применительно к нашей школе надуманной и не имеющей оснований.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте