В последнее время можно услышать, что политика отстает от жизни. Я бы предложил взглянуть на нашу политику через призму гражданского образования. Наша политика такая, какой мы ее делаем, поэтому политика – это скорее неотъемлемая часть жизни. Как мы влияем на нее, так и она влияет на нас. А точнее, наша жизнь отражается в зеркале политики. С политической точки зрения во многом наша власть и наша политика демонстрируют наше (собирательное коллективное) понимание природы власти, и она формируется нашими разобщенными усилиями на фоне общего бездействия.
Политика является в большей степени продуктом наших общих рассеянных решений и действий. И поэтому она такая, какой мы ее задумываем и строим, это плод наших действий или бездействий.
Наиболее распространенные политические представления россиян похожи на фрагмент популярного мультфильма. Мальчик, главный герой мультфильма, решил, не прикладывая усилий, добиться исполнения своих желаний. Нет ничего невозможного и в вымышленной реальности. В конечном счете он обрел эту возможность, когда его желания исполнялись по его хотению. Чего бы мальчик ни захотел, два молодца из ларца исполняли его желания. Например, у мальчика появилось желание покушать, он приказывает молодцам исполнить его. Правда, процесс приема пищи оказался неожиданным для мальчика. Один молодец доставлял кушанье, другой все поглощал. Ситуация изображает механизм современной российской политики и то, как она выполняет волю народа. Избиратель наполнен желаниями, он отдает свой голос за тех, кто обещает выполнить его желания, выбирает своих представителей. А что происходит дальше? Попавшие во власть исполняют желания своих избирателей, словно это собственные желания, или наоборот.
В большинстве своем люди в нашей стране очень много хотят, и чем больше они хотят, тем меньше делают что-либо для этого. Уж очень силен дух желания! Затем получается, что желания действительно реализованы на практике, но не для тех, кто их желал. Одни наполнены смутными желаниями и колоссальными потребностями, другие создают катастрофические возможности, которые легко и быстро ими превращаются в приятную действительность. Может быть, они готовы помочь всем остальным, но не знают как. Мечтатели и доброжелатели же не могут помочь даже сами себе.
При такой постановке проблемы возникает ощущение кризиса представительной власти. Конечно, когда одни только желают, а другие заняты тем, что выполняют желания других, получается какая-то несуразность. Каждый при своем. Один с мухами, другой с котлетами. Одни со своими мечтами и фантазиями, другие ловко строят собственное благополучие за счет всего остального мира.
Дальше по сюжету мультфильма мальчик начинает возмущаться и говорит, что с подобным положением вещей он не согласен. Как же так: хочет есть он, а едят другие! Непереносимый парадокс! Есть те, кто ничего не хочет делать, чтобы удовлетворить свои желания. И те, кто выполнит за чужой счет любое свое желание.
Сегодня наша страна переполнена гражданами, которые только и делают, что хотят. Им все не так и не этак. А главное – мимо рта плывут сладкие видения роскошных яств, удобно расположившихся на полках многочисленных магазинов, мимо глаз течет сладкая жизнь отдельных граждан, которые совсем недавно были такие, как все, а сегодня они как будто другие. Мало кто понимает, что это результат политики, которую все мы сами создаем.
Ситуация на первый взгляд тупиковая. Выбор невелик. Или отказаться от посредников (представителей сказочной общественности – молодцов из ларца), или все делать самому. В первом случае все течет, но мимо, во втором случае нет времени и возможности все делать самим в наш век космических перемен.
Мультфильм красиво демонстрирует мораль лентяя – бездельника и ловкача-делапута (чуть не написал депутата). В российской политике данная модель пока действует великолепно, и более того, часть общества видит эту ситуацию, но что делать с ней, знают единицы, а тех, кто умеет делать политику, и того меньше.
Политические хитросплетения плотно опутывают жизнь каждого человека, он это отчетливо чувствует. Современная политика – дело крайне сложное, тонкое, требует больших и глубоких знаний. Она не выносит крайности и экстремизма, невежества и халатности, которые тормозят развитие всех общественных процессов. Политика обнажает истинные намерения и разоблачает демагогов и болтунов, и все равно их выбирают, словно для того, чтобы затем пожаловаться и огорчиться.
Сегодня политика может работать только под давлением граждан, от решений и действий которых во многом зависит настоящее и будущее. А быть гражданином в высокоразвитой стране непросто, а точнее, наоборот, становится ясно, что развитие страны в первую очередь зависит от гражданской культуры, которую имеет общество и отдельно взятый гражданин, от качества политического участия.
Политика требует компетентного взвешенного ответственного участия, которое выражается в активном, разумном коллективном действии и полезных для всего общества решениях. Люди почувствовали свое влияние на власть, осознали, что и от них что-то зависит в нашей жизни. Но сообща принимать решения и действовать еще только учатся, гражданский опыт мал, процесс обретения гражданских качеств и ценностей замедленный.
Для того чтобы эффективно участвовать в политической жизни, граждане демократического общества должны понимать значение политического процесса для развития своего сообщества, знать средства и формы гражданского участия, активно их использовать для продвижения общественных и частных интересов. Каждый гражданин должен знать, что кроме выборов еще существует большое количество возможностей для развития общественных инициатив, активно пользоваться своими политическими правами и свободами для достижения общего блага и реализации собственных частных потребностей.
Гражданское участие – это активная и компетентная деятельность граждан, направленная на разрешение общественных проблем.
Условно можно выделить две основные области гражданского участия, уровень группового гражданского самоуправления (уровень «малой политики») и участие в процессах «большой политики». Они неотъемлемы друг от друга, существенно дополняют, но имеют существенные отличия.
Граждане должны уметь компетентно участвовать в самоуправлении разнообразных гражданских групп, к которым принадлежат или причисляют себя. Например, семья, религиозная община, школьный совет, общественные организации и ассоциации, профессиональные союзы и другие значимые для местного сообщества, страны, мира объединения составляют крайне важную область гражданского участия, характеризующую способность граждан к самоорганизации. Уровень «малой политики» требует от граждан:
умения собирать и интерпретировать информацию, которая имеет отношение к ситуации, самоорганизации и самоуправления;
навыков включенности в вопросы, решения и планы действия гражданских организаций;
умения принимать взвешенные и ответственные решения;
умения создавать и использовать стандарты, критерии гражданской оценки решений и действий;
умения генерировать идеи и передавать их другим участникам группы;
умения взаимодействовать в гражданской группе при достижении общих целей, уметь работать в команде и быть лидером.
Если рассматривать уровень участия граждан в «большой политике», то следует обратить особое внимание на умения, направленные на контроль над политикой и политиками, и навыки влияния на политический процесс.
«Большая политика» также требует от гражданина высокого уровня компетентного участия в политическом процессе, активной вовлеченности в процедуры принятия важных решений и воплощения их в разумные действия.
Для того чтобы успешно контролировать политический процесс, гражданин индивидуально или коллективно должен уметь:
добывать, отбирать, анализировать и оценивать информацию;
определять, какие государственные институты ответственны за определенную политику при решении тех или иных вопросов общественной важности;
правильно выделять уровень общественных проблем;
просчитывать, предвидеть последствия тех или иных мер, которые могут стать частью общественной политики.
Еще одной важной составляющей гражданского участия является способность граждан влиять на общественную политику, на решения и действия государственных институтов, добиваясь постановки определенных вопросов на политическую повестку дня, формулирования программы действия по решению определенных общественных проблем и реализации плана деятельности, используя различные средства гражданского участия.
При лоббировании определенной политики гражданин индивидуально и коллективно должен уметь:
определять, является ли вопрос, который он желает поднять, действительно общественно важным и стоит общественного внимания и действия;
разрабатывать эффективный план мероприятий для избранной для разрешения общественной проблемы.
Прошло время, когда мир потрясали идеологическими откровениями и идейными заклинаниями. Наступила эпоха тонкого, кропотливого труда по созданию правового фундамента для любой полезной деятельности, для которой справедливость и свобода, честность и равенство не пустые слова. Когда баланс политических процедур соответствует глубине общественной дискуссии по важным государственным вопросам. Пора научиться управлять политическими механизмами, направленными на реализацию воли большинства.
Реальность дает свой ответ на вопрос отставания политики от жизни. Одни действительно отстали и не понимают того, что происходит, поэтому только изливают собственное негодование. Другие давно оседлали жизнь и политику, а она приносит им неплохие доходы, и только небольшая часть общества стремится создать справедливое правовое политическое пространство, которое приносило бы благо и для всех вместе, и для каждого в отдельности.
Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского государственного университета
Комментарии