За ужином Том попробовал было стянуть кусок сахару из-под носа у тетки и получил за это по рукам, но опять-таки не обиделся и только сказал:
– Тетя, ведь вы не бьете Сида, когда он таскает сахар!
– Сид не мучает людей, как ты. Если за тобой не следить, ты не вылезал бы из сахарницы.
Но вот тетка ушла на кухню, и Сид, счастливый своей безнаказанностью, тотчас же потянулся к сахарнице, как бы издеваясь над Томом. Но сахарница выскользнула у Сида из пальцев, упала на пол и разбилась. Том был в восторге, в таком восторге, что удержал свой язык и даже не вскрикнул от радости. Он решили не говорить ни слова, даже когда войдет тетка, а сидеть тихо и смирно, пока она не спросит, кто это сделал. Вот тогда он расскажет все, и весело ему будет глядеть, как она расправляется со своим примерным любимчиком. Что может быть приятнее этого! Он был так переполнен злорадством, что едва мог хранить молчание, когда воротилась тетка и встала над осколками сахарницы. Том сказал себе: Вот оно, начинается!.. Но в следующую минуту над ним снова, чтобы ударить его, когда он со слезами воскликнул:
– Постойте! Постойте! За что же вы бьете меня? Ведь разбил ее Сид!
– Ну все-таки по-моему, тебе досталось недаром. Уж наверное, ты выкинул какую-нибудь новую штуку, пока меня не было в комнате.
1. Обсудите отношения тети Полли и Тома:
а) Как по-вашему, любит тетя Полли Тома или нет?
б) Как вы полагаете, Том знает, как к нему относится тетя Полли?
в) Любит ли Том свою тетю? Обоснуйте ваше мнение.
г) Как, по-вашему, почему тетя Полли не извинилась перед Томом, узнав, что это не он разбил сахарницу?
д) Как вы считаете, почему тетя Полли решила наказать Тома, а не Сида?
е) Тетя Полли хочет Тому добра или зла?
ж) Предложите способы, которыми бы вы воспитывали Тома, будь вы на месте тети Полли.
2. Обсудите отношения Сида и Тома:
а) Как, по-вашему, любит Сид тетю Полли?
б) Справедливо ли Том обиделся на Сида?
в) На чьей вы стороне в ссоре Тома и Сида? Почему?
3. Подумайте о ваших отношениях с родителями:
а) Были ли случаи, когда родители наказывали вас незаслуженно?
б) Бывали ли у вас мысли о том, как будут переживать родители, когда вас не будет на свете?
4. Выскажите ваше мнение:
а) Вспомните, каковы задачи воспитания.
б) Как вы считаете, могут ли взрослые ошибаться? Стоит ли им прощать их ошибки? Почему?
в) Как, по-вашему, справедливо ли утверждение: “Наказания без вины не бывает”?
Евгения КОРОЛЬКОВА,
Надежда СУВОРОВА,
кандидаты педагогических наук
Комментарии