«Россия – это молох, пожирающий собственных детей… Много в России людей, земли, есть большая армия, но невысокого все это качества. Покажите хоть одну область, хоть один город, которому можно было бы позавидовать, по образу и подобию которого можно по-человечески жить… Сердце России – Красная площадь, огромное кладбище с лобным местом в центре…»
Биография генерала Дудаева, выпущенная недавно на русском языке в московском издательстве «Ультра.Культура» тиражом целых 5000 экземпляров, полна подобных «открытий».
Кто же ее написал? – спросите вы.
Бывшая русская женщина. Алевтина Федоровна Куликова, – ответит вам книга. Ответит нехотя, почти стыдливо. Ведь для того, чтобы найти настоящее имя автора, ее надо пропахать вдоль и поперек. Залистать до дыр, и наконец наткнуться на маленькую подпись под девичьей фотографией. Вот она – Алла Дудаева, вдова мятежного чеченского генерала, мать его детей, а теперь, стало быть, и первый его официальный биограф. И вот ее взгляд на народ, к которому она когда-то принадлежала.
Из книги видно, что она давно не считает русский народ своим. Вот группу Салмана Радуева российские войска блокируют в захваченной обманом Кизлярской больнице. «Неужели они все погибнут?» – волнуется Алла-Алевтина. «Они» – это не заложники, не молоденькие солдаты-призывники (для Дудаевой это «федералы», «покорное пушечное мясо»), а боевики-террористы, «герои нашего народа». «Неужели никто не придет им на помощь?» – переживает Дудаева. Что же происходит дальше?
«Забывшись ненадолго, перед рассветом я увидела заброшенное старое кладбище и две стоящие рядом ухоженные могилы – моей мамы и бабушки. Они были покрыты новыми, зеленого цвета мусульманскими ковриками для молитвы… Я воспряла духом. «Вот увидите, все будет очень хорошо, – уверяла я окружающих. – Нам помогут друзья-мусульмане из далеких стран…».
И друзья помогают. Захватывают в турецком порту теплоход с мирными российскими гражданами, превращают их в заложников. Судьба этих заложников Алевтину Федоровну тоже не интересует, она запомнила только «сияющие лица отважной семерки» бандитов.
Но, может быть, это горе так озлобило женщину?
В конце концов не каждой дано пережить сначала стремительную карьеру мужа, а потом его объявление вне закона и смерть. Но вот перед нами первые «советские» главы книги: «Российский корабль, идущий по морю крови, оставлял после себя страшный след: вырубленные сады и леса, истребленный скот, потравленные посевы, сожженную и засеянную мертвыми телами туземцев землю и незаживающие раны в душах оставшихся в живых на века». Это мысли и чувства из мирного 1970 года! Мысли и чувства, в каком-то смысле естественные для родившегося накануне высылки в Казахстан горца, но совершенно необязательные для дочери русского кадрового офицера. Собственно говоря, вся ее книга, задуманная как биография Джохара Дудаева, рассказывает читателям именно о ней. О том, как легкое девичье презрение к своим «слишком обыкновенным» соседям и сверстникам обернулось глухой женской ненавистью ко всей России.
Но вот беда: так истово и простодушно Россию могут ненавидеть лишь русские.
Отречение от Родины не проходит даром. Судя по книге, Алла в конце концов приняла ислам. Но могут ли правоверные мусульмане всерьез посчитать «своей» женщину, щедро приправляющую биографические откровения астрологическими и талмудическими пророчествами, вещими снами, эзотерической поэзией и прочей оккультной шелухой? Она положила всю жизнь на то, чтобы доказать, как несправедливо СССР и Россия поступили с ее мужем, но ведь каждая строчка в книге свидетельствует: прежде чем генерал Дудаев стал лидером чеченских сепаратистов, он был воином, выросшим на службе СССР и России.
Читая книгу, ловишь себя на мысли: а ведь, попадись Дудаеву другая жена, его судьба, а может быть, и судьба всего Кавказа, всей России 1990-х годов могла сложиться иначе.
Комментарии