В 2005 году мне предстояло аттестоваться как учителю информатики и заместителю директора по информационным технологиям. Я решила создать электронное портфолио, чтобы, во-первых, представить свою деятельность шире и нагляднее, а во-вторых, положить начало процессу «портфолизации» в нашем училище.
Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.
Оно содержит материалы, которые:
дают информацию об авторе;
представляют результаты его деятельности;
отображают особенности личности автора портфолио;
отражают основные направления и виды деятельности;
демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.
Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:
педагогу – реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
администрации – осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя;
систематизировать деятельность учителя и руководителя;
широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.
Приступая к созданию портфолио, я определила основные аспекты своей педагогической деятельности, они и стали разделами моего электронного портфолио. Инструментом для компьютерной реализации этой задачи стала программа Microsoft FrontPage 2003.
В моем портфолио представлены следующие разделы:
биография;
квалификация;
официальные документы;
результативность обучения;
работы учеников;
публичная педагогическая деятельность;
педагогическое самосовершенствование;
программы;
учебные материалы по информатике;
контрольно-измерительные материалы;
кабинет информатики;
учебно-методический комплекс;
административная деятельность.
Перечень разделов портфолио и их содержание отражают субъективный взгляд автора на свою деятельность, носит «образцово-примерный» характер, создавая некий стартовый вариант, на который ориентируются коллеги.
Подводя итог работы по формированию электронного портфолио преподавателя и руководителя, могу отметить ряд очень важных моментов, которые необходимо учитывать каждому, кто собирается заниматься этим:
процесс создания портфолио весьма трудоемок, отнимает много сил и времени;
чтобы выполнить работу на приемлемом уровне, автор должен иметь определенный уровень ИКТ-компетентности;
необходимо постоянно фиксировать свои достижения в разных аспектах педагогической деятельности, то есть нужна четкая самоорганизация собственной работы;
требуется регулярно проводить самодиагностику педагогической деятельности, чтобы увидеть свои резервы.
Итак, электронное портфолио – один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста преподавателя и руководителя образовательного учреждения. Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:
объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.
В дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей работника.
В нашем училище разработано Положение об электронном портфолио, в котором прописана процедура его регистрации. Это позволяет зафиксировать наличие и состояние портфолио каждого педагога, сравнивать и оценивать изменения в педагогической деятельности автора через определенные интервалы времени (например, через год).
Кстати, работа по формированию своего электронного портфолио приравнивается к II уровню ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагога.
На протяжении 2006-2007 учебного года у нас проводились курсы для преподавателей и мастеров училища, которые собираются работать в этом направлении. Причем за основу был взят мой опыт. В результате подобный электронный документ теперь есть у многих.
Как известно, одна из основных задач образовательного учреждения – создание электронного образовательного пространства, то есть накопление и систематизация информации, связанной с деятельностью учебного заведения, а также представление ее в электронном виде. Так вот, оказывается, это пространство формируется по такому же алгоритму, что и электронное портфолио преподавателя. Поэтому мы разработали иллюстрированное практическое руководство, которое позволяет минимизировать временные затраты на создание цифровых материалов, не требует от педагога повышенного уровня ИКТ-компетентности и предназначено для широкого круга представителей педагогического сообщества: мастеров, преподавателей и руководителей разных учреждений.
Если вы заинтересовались этим направлением, пишите, мы постараемся помочь вам!
Вера ТАРАБРИНА, заместитель директора по информационным технологиям, преподаватель информатики профессионального училища №5, Абакан, Республика Хакасия
Комментарии