search
main
0

Отражение действительности. Создаем электронное портфолио преподавателя

В 2005 году мне предстояло аттестоваться как учителю информатики и заместителю директора по информационным технологиям. Я решила создать электронное портфолио, чтобы, во-первых, представить свою деятельность шире и нагляднее, а во-вторых, положить начало процессу «портфолизации» в нашем училище.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

дают информацию об авторе;

представляют результаты его деятельности;

отображают особенности личности автора портфолио;

отражают основные направления и виды деятельности;

демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

педагогу – реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;

администрации – осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя;

систематизировать деятельность учителя и руководителя;

широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

Приступая к созданию портфолио, я определила основные аспекты своей педагогической деятельности, они и стали разделами моего электронного портфолио. Инструментом для компьютерной реализации этой задачи стала программа Microsoft FrontPage 2003.

В моем портфолио представлены следующие разделы:

биография;

квалификация;

официальные документы;

результативность обучения;

работы учеников;

публичная педагогическая деятельность;

педагогическое самосовершенствование;

программы;

учебные материалы по информатике;

контрольно-измерительные материалы;

кабинет информатики;

учебно-методический комплекс;

административная деятельность.

Перечень разделов портфолио и их содержание отражают субъективный взгляд автора на свою деятельность, носит «образцово-примерный» характер, создавая некий стартовый вариант, на который ориентируются коллеги.

Подводя итог работы по формированию электронного портфолио преподавателя и руководителя, могу отметить ряд очень важных моментов, которые необходимо учитывать каждому, кто собирается заниматься этим:

процесс создания портфолио весьма трудоемок, отнимает много сил и времени;

чтобы выполнить работу на приемлемом уровне, автор должен иметь определенный уровень ИКТ-компетентности;

необходимо постоянно фиксировать свои достижения в разных аспектах педагогической деятельности, то есть нужна четкая самоорганизация собственной работы;

требуется регулярно проводить самодиагностику педагогической деятельности, чтобы увидеть свои резервы.

Итак, электронное портфолио – один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста преподавателя и руководителя образовательного учреждения. Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;

информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;

навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.

В дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей работника.

В нашем училище разработано Положение об электронном портфолио, в котором прописана процедура его регистрации. Это позволяет зафиксировать наличие и состояние портфолио каждого педагога, сравнивать и оценивать изменения в педагогической деятельности автора через определенные интервалы времени (например, через год).

Кстати, работа по формированию своего электронного портфолио приравнивается к II уровню ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагога.

На протяжении 2006-2007 учебного года у нас проводились курсы для преподавателей и мастеров училища, которые собираются работать в этом направлении. Причем за основу был взят мой опыт. В результате подобный электронный документ теперь есть у многих.

Как известно, одна из основных задач образовательного учреждения – создание электронного образовательного пространства, то есть накопление и систематизация информации, связанной с деятельностью учебного заведения, а также представление ее в электронном виде. Так вот, оказывается, это пространство формируется по такому же алгоритму, что и электронное портфолио преподавателя. Поэтому мы разработали иллюстрированное практическое руководство, которое позволяет минимизировать временные затраты на создание цифровых материалов, не требует от педагога повышенного уровня ИКТ-компетентности и предназначено для широкого круга представителей педагогического сообщества: мастеров, преподавателей и руководителей разных учреждений.

Если вы заинтересовались этим направлением, пишите, мы постараемся помочь вам!

Вера ТАРАБРИНА, заместитель директора по информационным технологиям, преподаватель информатики профессионального училища №5, Абакан, Республика Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте