Концепцией модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации 02.02.2002, определены приоритетные задачи, одна из которых – формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа системе образования, имея в виду разработку типовых методик прогнозирования, позволяющих разрабатывать профессионально-квалификационную структуру подготовки, определение ее объемов.
В этой связи, а также в соответствии с приказом Минобразования России от 24.12.2001 N 4179 “О формировании регионального заказа на подготовку кадров и характере образовательных программ в учреждениях начального профессионального образования на основе анализа рынка труда Липецкой области” (п.2.2), по заказу Минобразования России Институтом развития профессионального образования подготовлены Методические рекомендации по организации прогнозирования потребности в подготовке кадров рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования с учетом территориальных и отраслевых особенностей рынка труда, складывающейся демографической ситуации, а также потенциальных возможностей образовательных учреждений.
Методические рекомендации по организации прогнозирования потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования
1. Введение
Государственное регулирование сферы образования посредством принятия основополагающих документов последнего времени – Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, “Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”, Концепции модернизации российского образования – определяют государственную политику в части направлений модернизации системы профессионального образования в целом, в том числе системы начального профессионального образования.
При этом любое из направлений государственной политики модернизации начального профессионального образования рассматривается через призму адаптации региональных систем к требованиям формирующейся рыночной экономики.
Одним из основных направлений модернизации должно стать формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа системе начального профессионального образования.
В этом аспекте ключевой задачей становится прогнозирование потребности подготовки квалифицированных кадров, имея в виду разработку типовых методик и механизмов прогнозирования, позволяющих разрабатывать профессионально-квалификационную структуру подготовки, определять ее объемы, наконец, способствовать оптимизации сети образовательных учреждений, созданию и развитию системы социального партнерства.
Сегодня функция прогнозирования входит в компетенцию органов по труду и занятости, экономического развития различных уровней – от муниципального до федерального, но не выполняется в полной мере никем. Представляется, что эту функцию должна взять на себя сфера образования, ее маркетинговые службы. В противном случае сфера образования может оказаться в изоляции и подготавливаемые ею квалифицированные кадры невостребованными.
Необходимо учитывать, что юноши и девушки, поступающие в профессиональные училища и лицеи, в этом возрасте (14-15 лет) обязаны учиться. Следовательно, контрольные цифры приема учащихся (то есть государственный заказ на подготовку) в учреждения начального профессионального образования должны определяться, во-первых, исходя из необходимости максимального охвата этим уровнем образования выпускников 9-х классов общеобразовательных школ. Во-вторых, должны учитываться реальные потребности федерально-региональных рынков труда1 с учетом территориальных и отраслевых особенностей.
В этой связи необходима разработка текущего и перспективного балансов распределения выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ по каналам дальнейшей учебы и занятости.
Представляется чрезвычайно важным поддерживать баланс интересов работника и работодателя, баланс спроса и предложения на рынке труда. Наличие у юношей и девушек профессионального образования не означает автоматическую реализацию их в трудовой деятельности, для этого выпускник должен быть востребован как профессионал.
Сегодня действующий механизм установления контрольных цифр приема или определения государственного заказа на подготовку предполагает их формирование на основе предложений органов управления образованием субъектов Российской Федерации, разработанных с применением “Схемы согласования объемов и профилей подготовки (переобучения) рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования”, рекомендованной Правительством России2 и предусматривающей их согласование с региональными, муниципальными органами по труду и занятости населения.
Применение схемы позволяет координировать деятельность образовательных учреждений, органов исполнительной власти всех уровней – от муниципального до федерального – в планировании и организации подготовки, в основном с учетом требований формирующегося рынка труда, и осуществлять формирование объемов и профилей подготовки.
Не менее важным аспектом в прогнозировании потребности подготовки является проблема оценки рынка труда. Рынок труда подразумевает наличие мобильной рабочей силы, которая обеспечивала бы структурные сдвиги в экономике путем относительно быстрого межотраслевого, межпрофессионального и территориального перераспределения рабочей силы. В современной ситуации это означает, что с каждым годом будет увеличиваться число людей, желающих сменить работу и требующих трудоустройства в соответствии с удовлетворением личных и общественных потребностей.
В этих условиях значительно возрастает ответственность и объем работы как для органов по труду и занятости, так и системы начального профессионального образования.
В настоящее время система начального профессионального образования играет большую роль в механизме качественной сбалансированности отраслей экономики в кадрах профессиональной квалификации. Вместе с тем она является составной частью единого образовательного пространства России. Обучение рабочей профессии может осуществляться в общеобразовательных школах в рамках трудового обучения, на курсах, в учебно-курсовых комбинатах, на производстве непосредственно и в основном в профессиональных училищах и лицеях. Сегодня выпускники профессиональных училищ и лицеев определяют структуру квалифицированных кадров по профессиям рабочих.
Изменения экономики страны неизбежно вызывают изменения в направлениях трудопотоков, и в первую очередь среди молодежи, впервые вовлекаемой на рынок труда. В дальнейшем этот процесс интенсифицируется.
Переустройство государственной системы управления и развития рыночных механизмов, так же как и в развитых странах, могут привести к росту рабочих мест в сферах деятельности, связанных с рыночной инфраструктурой, и сокращению рабочих мест в невостребованных сферах. Очевидно, что все большее значение будут приобретать высококвалифицированные работники. Помимо этого, ожидается рост рабочих мест в частном секторе, малом и среднем бизнесе, а также вследствие бурного развития информационных и иных технологий будут постоянно возникать новые профессии и специальности.
В этой связи проблемы определения новых методических подходов к прогнозированию подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, то есть проблемы прогностического характера, связанные с научно обоснованной профориентацией, перспективой развития сети образовательных учреждений, кадровым, финансовым, правовым обеспечением, представляются актуальными и должны находиться в поле зрения органов исполнительной власти, в первую очередь органов управления образованием, по труду и занятости населения различных уровней.
Прогнозирование подготовки квалифицированных кадров с учетом территориальных и отраслевых особенностей – это актуальная и трудоемкая задача, решение которой может стать основой реструктурирования региональных систем начального профессионального образования.
В настоящее время опубликован ряд работ, освещающих различные подходы к изучению современного российского рынка труда с целью восполнения его потребностей в кадрах различной профессионально-квалификационной структуры.
В результате сравнительного анализа выделены обобщенные показатели, характеризующие территориальные и отраслевые особенности рынка труда, которые необходимо учитывать при прогнозировании его потребностей в подготовке квалифицированной рабочей силы.
На территориальном уровне такими показателями являются:
численность экономически активного населения;
численность занятых в экономике;
предложения рабочей силы;
спрос на рабочую силу;
соотношение спроса и предложения рабочей силы;
уровень общей и регистрируемой безработицы;
напряженность на рынке труда среди безработных;
количество выпускников 9 – 11-х классов общеобразовательных школ (городского, сельского типа) и их распределение по каналам обучения;
количество подростков 14-16 лет, находящихся вне стен школы и других образовательных учреждений;
количество учреждений начального профессионального образования, их профиль подготовки, число предоставляемых ученических мест и т.п.;
соотношение спроса и предложений рабочей силы в отраслевом разрезе.
На отраслевом уровне состояние рынка труда характеризуют следующие показатели:
количество предприятий различных форм собственности;
движение кадров на рынке труда (текучесть кадров на отраслевых предприятиях);
спрос на рабочую силу по укрупненным профессионально-квалификационным группам;
занятость по профессиям (профессии, востребованные рынком труда, и профессии, создающие напряженность на рынке труда).
В настоящее время отсутствуют долгосрочные перспективы развития российской экономики в целом и региональной в частности, что затрудняет составление объективных прогнозных оценок подготовки адекватной рабочей силы на перспективу.
Как показала практика, научно-методической и информационной базой практико-ориентированного механизма, позволяющего прогнозировать потребность в подготовке квалифицированных кадров на федерально-региональном и муниципальном уровнях, с учетом территориальных и отраслевых особенностей, должны быть социологические методы сбора исходной информации о рынке труда, статистические методы обработки данных о демографии региона и занятости населения, экспертные оценки о возможностях учреждений начального профессионального образования предоставлять образовательные услуги, а также методы простой экстраполяции.
Территориальную и отраслевую информацию, значимую для определения прогнозных потребностей рынка труда в выпускниках образовательных учреждений начального профессионального образования, можно накопить, анализируя установленные формы статистической отчетности.
В данных рекомендациях раскрывается механизм учета территориальных и отраслевых особенностей при прогнозировании федерально-регионального рынка труда в выпускниках образовательных учреждений начального профессионального образования.
Опыт свидетельствует, что эффективность прогнозирования зависит от результативной деятельности в этом направлении социальных партнеров, то есть от взаимодействия органов управления образованием с органами по труду и занятости населения, предприятий различных форм собственности (работодателей) с образовательными учреждениями.
Для координации деятельности между возможными социальными партнерами целесообразно создавать консультационные советы, которые функционируют на различных уровнях: отдельно взятого образовательного учреждения; отрасли экономики; органов управления образованием. Итогом работы консультационных советов могут быть предложения по планированию подготовки квалифицированных рабочих с учетом прогнозных оценок развития рынка труда; по корректировке учебных планов и программ на основе максимального учета требований работодателей; по вопросам управления профессиональным образованием и профессиональной подготовкой; развития и финансирования образовательных услуг населению; совершенствованию профориентации с подростками и молодежью, впервые вступающей на рынок труда; с комплектованием контингента обучающихся и трудоустройством выпускников; оптимизацией региональной сети образовательных учреждений.
2. Цели и задачи прогнозирования потребности в подготовке квалифицированных кадров
и специалистов с учетом территориальных
и отраслевых особенностей
Прогнозирование потребностей в подготовке квалифицированных кадров и специалистов на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в целях:
координации деятельности региональных систем начального профессионального образования по взаимодействию с социальными партнерами для осуществления их важнейшей государственной экономической функции – воспроизводства трудовых ресурсов через формирование государственного заказа;
рационального построения региональной сети образовательных учреждений с учетом конституционных гарантий общедоступности и бесплатности этого уровня образования;
адаптации государственных образовательных стандартов к потребностям работодателей;
обоснования изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и специалистов;
повышения качества профессионального образования выпускников профессиональных училищ и лицеев;
расширения объемов переподготовки незанятого и высвобождающегося взрослого населения.
3. Содержание работы по прогнозированию потребностей в подготовке квалифицированных кадров в учреждениях начального профессионального образования с учетом территориальных
и отраслевых особенностей
Прогнозирование потребности в подготовке кадров должно осуществляться на уровнях органа управления образованием и образовательного учреждения путем реализации следующих этапов работы:
3.1. Оценка рынка труда.
3.2. Оценка демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая подростков, молодежь, взрослое население, другие категории.
3.3. Оценка возможностей образовательных учреждений начального профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг.
3.1. Оценка рынка труда
Известно, что в системе начального профессионального образования до начала 90-х годов действовал институт “базовых” предприятий, когда квалифицированных рабочих и специалистов готовили под государственный заказ в соответствии с заявками базовых предприятий, утвержденными квалификационными характеристиками и под гарантированное трудоустройство выпускников.
В настоящее время централизованных данных о востребованности квалифицированных кадров и специалистов нет, так как современные отрасли экономики, включая сферы производства и услуг, являющиеся основными их потребителями, очень неоднородны. В этой связи необходимо провести комплексное исследование по выявлению потребностей в новых специальностях и профессиях и определению специальностей и профессий, которые будут постепенно устаревать.
Кроме того, часто квалификационные характеристики по ряду профессий либо отсутствуют, либо безнадежно устарели.
Международная практика в настоящее время демонстрирует переход от анализа потребностей национального рынка труда к анализу региональных и муниципальных рынков и даже анализу потребностей в профессиях, специальностях и квалификациях на базе предприятий. Это вызвано тем, что рынок труда реально формируется конкретными потребностями регионов, территорий, отраслей и предприятий, а также граждан и их семей в осуществлении определенной профессиональной деятельности.
Следовательно (первый этап), оценка регионального рынка труда, включающая его анализ и прогноз, – это основа для определения необходимых объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки.
На уровне органа управления образованием анализ рынка труда предполагает оценку экономической ситуации региона; оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы.
На уровне образовательного учреждения на первом этапе необходимо провести своего рода инвентаризацию реальных и потенциальных партнеров и их интересов. Например, необходимо исследовать ту отрасль экономики, для которой готовит кадры конкретное образовательное учреждение. Следует собрать информацию о том, какими предприятиями, организациями и профессиональными ассоциациями она представлена; каким образом данная отрасль видится в стратегическом плане развития региона, каким потенциалом она обладает, и на этой основе осуществить отбор предприятий, изучение их кадровой политики.
При этом собирать информацию целесообразнее у крупных предприятий, которые оказывают значительное воздействие на ситуацию на рынке труда региона.
Большую ценность представляет также информация об образовательных учреждениях всех форм собственности и уровней профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные услуги для этой отрасли.
Таким образом, появляется возможность проанализировать перспективы развития отрасли в конкретном регионе и перспективность подготовки для данной отрасли (количественный анализ оценки рынка труда с точки зрения образовательного учреждения).
Представители образовательных учреждений могут использовать различные источники информации, в том числе – статистические данные, информацию органов по труду и занятости населения и т.д. При этом как анализ оценки рынка труда, так и оценку квалификационных требований работодателей, степени соответствия знаний и умений выпускников образовательного учреждения потребностям рынка труда силами педагогических и ученических коллективов учреждений или специально подготовленных лиц могут проводить, используя простейшие социологические приемы и методы, прежде всего анкетирование, интервьюирование.
Содержание интервью должно включать: сведения о респонденте, сведения о предприятии, которое он представляет, вопросы, относящиеся к кадровой политике, развитию квалификации персонала, оценке профессионального уровня выпускников образовательных учреждений.
В результате появляется возможность, во-первых, выяснить соответствие квалификационного уровня выпускника профтехшколы потребностям рынка труда; во-вторых, оценить количественные потребности работодателей в кадрах определенных профессий, уровней квалификации, а также требования, предъявляемые к личностным качествам специалистов.
В этих целях может быть использована анкета 13, а также данные Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы4 (глава 7, раздел 2, формы 1-мониторинг, строки 17-36 и 2 т., 3 т.).
Прогнозирование регионального рынка труда проводится органами управления образованием при содействии органов статистики по труду и занятости населения, миграционных служб на основе комплексного решения следующих задач:
определения численности различных категорий граждан, ищущих работу через рынок труда;
оценки потребности экономики региона в работниках определенных профессий и квалификаций;
оценки степени напряженности на рынке труда по различным профессиям и специальностям.
Для этого рекомендуется также использовать информацию, полученную образовательными учреждениями на основе интервью работодателей.
3.1.1. Структура прогноза рынка труда
Структура прогноза рынка труда включает в себя:
I. Определение численности различных категорий граждан, попадающих на рынок труда (предложение рабочей силы).
Группы граждан на рынке труда могут быть представлены несколькими категориями рабочей силы:
не имеющие работы – потерявшие работу по тем или иным причинам, включая ищущих работу, в том числе безработных, иностранных граждан, привлеченных при содействии органов миграционной службы для работы в экономике России, включая мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;
впервые вступающие в трудовую жизнь, включая выпускников общеобразовательных школ и дневных отделений учебных заведений профессионального образования различных уровней;
возобновляющие трудовую деятельность после длительного перерыва, включая уволенных из ВС5, освобожденных из мест лишения свободы6.
II. Определение потребности отраслей экономики региона в работниках квалифицированного труда (спрос на рабочую силу).
Спрос на рабочую силу можно определить на основе следующих данных:
число дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде;
потребность предприятий в работниках на замену выбывающих (возникшие по причинам текучести, естественной убыли);
остаток вакантных мест.
III. Оценка напряженности на рынке труда (сбалансированность спроса и предложения рабочей силы).
3.1.2. Показатели рынка труда
Для оценки рынка труда необходимо систематизировать и проанализировать информацию по следующим показателям:
занятость населения в целом по региону, по отраслям экономики с выделением рабочих профессий;
предложение рабочей силы;
спрос на рабочую силу.
При прогнозировании необходимо опираться на программы социально-экономического развития региона, содействия занятости населения и др., которые разрабатываются региональными администрациями совместно с органами по труду и занятости, другими заинтересованными ведомствами. Дополнительная информация может быть получена в территориальном органе по статистике в различных главах Мониторинга.
Занятость населения. Показатель, характеризующий состояние занятости населения в целом в регионе, а также общее представление о занятости в различных отраслях региона. Информация по этому показателю является составной частью прогноза социально-экономического развития региона и может быть получена в региональных органах статистики, по труду и занятости (глава 3 Мониторинга – баланс трудовых ресурсов в целом по региону и отраслям экономики, а также структура занятого населения по возрасту и образованию) и в обобщенном виде представлена в форме таблицы 1.
Таблица 1
Оценка занятости населения региона на 2000 г. (тыс.чел.)
Оценка рынка труда региона с учетом предложения и спроса, определение сбалансированности и напряженности на рынке труда представлены в таблице 2.
5 Численность и их образовательный ценз устанавливаются по данным военного комиссариата региона.
6 Численность и их образовательный ценз устанавливаются в региональном управлении внутренних дел.
7 Здесь и далее приведены условные цифровые значения для примера.
Таблица 2
Оценка рынка труда региона на 2000 г.8 (тыс.человек)
Таким образом, данные таблиц 1-2 характеризуют общее положение по региону.
Поэтому, следуя схеме действий по определению оценок занятости населения в целом по региону и отраслям экономики и рынка труда, представленных в таблицах 1-2, органам управления образованием рекомендуется провести аналогичное оценивание с выделением показателей по категории – рабочие17.
При этом следует отметить, что в целях выявления устойчивости тенденций, происходящих в различных отраслях экономики региона, целесообразно расширить информационную базу, предшествующую базовому периоду от одного до трех лет.
С целью оптимизации прогнозов и оценивания занятости населения и рынка труда региона по профессионально-квалификационной структуре рекомендуется, используя информацию, собранную образовательными учреждениями путем социологических методов по крупным предприятиям, дополнительно спрогнозировать текучесть кадров, заполнив таблицу 3.
Под текучестью кадров понимается возможное высвобождение работников в результате падения объемов производства, планирующих сменить профессию, трудоустроиться на новое рабочее место, наконец, вследствие естественной убыли и т.д. и которые, как свидетельствует практика, составляют более четверти работников предприятий.
Таблица 3
Численность граждан, уволившихся с предприятий региона (текучесть кадров)
Прогноз рынка труда целесообразно разрабатывать каждые 1-2 года, что даст возможность более точно планировать трудоустройство выпускников образовательных учреждений в соответствии со сроками завершения обучения.
При содействии органов управления образованием прогнозная оценка регионального рынка труда может быть скорректирована на муниципальном уровне в ходе непосредственного взаимодействия образовательных учреждений с работодателями.
По итогам анализа социально-экономического развития региона, прогноза занятости населения, потребности работодателей в квалифицированной рабочей силе на муниципальном уровне составляется два перечня профессий (табл.4, 5).
В первый войдут профессии, по которым будут востребованы работники на вакантные рабочие места (табл.4); во втором – будут представлены профессии, работники которых стоят на учете в органах по труду и занятости (табл.5).
Таблица 4
Профессии и специальности, востребованные на региональном рынке труда
Ввиду большого объема информации для примера выбраны две отрасли: машиностроение в части металлообработки; строительство в части жилищно-коммунального хозяйства.
Таблица 5
Профессии и специальности, создающие напряженность на региональном рынке труда
Результаты сравнительного анализа данных таблиц 1, 2 и 4, 5 будут основанием для прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования.
Таким образом, в процессе работы по прогнозированию регионального рынка труда определяются:
соотношение спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе с учетом территориальных и отраслевых особенностей;
качественный состав рабочей силы, оказавшейся на рынке труда;
необходимые объемы и профессионально-квалификационная структура подготовки новой рабочей силы, переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения.
3.2. Оценка демографической ситуации в регионе
Второй этап – анализ демографической ситуации в регионе следует начинать с получения информации о количественном и качественном составе различных категорий населения, планирующих получить образовательные услуги в учреждениях начального профессионального образования. Прежде всего это выпускники общеобразовательных учреждений, а также безработные граждане, стоящие на учете в органах по труду и занятости, незанятое население, включая молодежь и взрослое население и т.д.
Анализ численности выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ рекомендуется органам управления образованием региона начинать с разработки балансов о распределении их по каналам учебы и занятости (в целом по региону и муниципальных образований) согласно таблице 6.
Таблица 6
Данные о распределении выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ по каналам учебы в 1990-2000 годах
На основе данных, полученных из разработанных на уровнях конкретных образовательных учреждений и органа управления образованием субъекта Федерации балансов распределения выпускников общеобразовательных школ, а также сложившихся тенденций приемов в учреждения различных групп населения20 – безработных, незанятое население, включая потоки мигрантов, беженцев, демобилизованных из Вооруженных Сил, рекомендуется путем заполнения таблицы 7 определить количество граждан, которые могут востребовать профессиональные образовательные услуги учреждений начального профессионального образования.
Таблица 7
Оценка ориентации выпускников общеобразовательных школ на профессиональные образовательные услуги учреждений начального профессионального образования (человек)
Аналогичным образом, используя таблицу 7, рекомендуется оценить ориентацию других групп населения на получение профессиональных образовательных услуг в региональных системах начального профессионального образования.
Затем методом экстраполяции, опираясь на тезисы “максимального охвата начальным профессиональным образованием выпускников общеобразовательных школ” (прежде всего 9-х классов) и “обеспечения доступности” этого уровня образования, совмещая данные таблиц 4, 5 и 7, возможно спроектировать общий объем приема обучающихся на заданный период по дневной форме обучения (таблица 8).
Таблица 8
Проект приема учащихся в учреждения начального профессионального образования по дневной форме обучения
3.3. Оценка возможностей образовательных учреждений начального профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг
На третьем этапе для прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров с учетом территориальных и отраслевых особенностей, требований работодателей и потребностей различных категорий населения должны быть оценены возможности образовательных учреждений по предоставлению профессиональных образовательных услуг населению.
На уровне конкретного образовательного учреждения оцениваются его возможности в части наличия свободных ученических мест, материально-технической базы (помещения, оборудование), инженерно-педагогического состава, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки кадров определенной профессионально-квалификационной структуры.
Кроме того, образовательному учреждению необходимо иметь полную информацию о профессиональных образовательных стандартах и квалификационных характеристиках профессий и специальностей, характерных для данной отрасли и подготавливаемых в образовательных учреждениях различных уровней образования.
На региональном уровне – аналогичным образом через инвентаризацию функционирующих образовательных учреждений определяются возможности региональной системы начального профессионального образования в оказании населению профессиональных образовательных услуг.
Для выявления и оценки возможностей образовательных учреждений по предоставлению образовательных услуг различным категориям населения целесообразно использовать сводную информацию органов управления образованием, которая должна дать сведения о:
профессиях и специальностях, которыми можно овладеть в образовательных учреждениях;
профессиях и специальностях, которые пользуются повышенным спросом у населения;
видах дополнительных образовательных услуг, которые могут предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у населения;
контингенте обучающихся, их качественном и количественном составе;
видах образовательных услуг, в которых испытывает потребность педагогический состав образовательного учреждения.
При этом самым трудоемким является определение количества освобождающихся ученических мест на перспективу, которое выполняется в соответствии с таблицей 9. Одновременно полученные результаты можно рассматривать как проект задания общего объема выпуска квалифицированных рабочих (подготовка).
Таблица 9
Проект задания по подготовке квалифицированных кадров в учреждениях начального профессионального образования по дневной форме обучения (выпуск)
Таким образом, разработав проекты заданий приема и выпуска квалифицированных кадров в учреждениях начального профессионального образования в общем объеме, необходимо разработать задания по профессионально-квалификационной структуре подготовки.
При этом на нашем примере экстраполировать все профессии, по которым осуществляется подготовка в образовательных учреждениях области, и полную картину запасов и потребностей рынка труда невозможно из-за большого объема информации. Поэтому опять возьмем две укрупненные отрасли: машиностроение (выделяя металлообработку), строительство (жилищно-коммунальное хозяйство) (таблица 10).
Таблица 10
Структура подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования региона в 1999-2000 гг.
Совместив данные таблиц 4 и 5, а также учитывая данные таблицы 7, получаем систематизированную информацию о потребности рынка труда и реальной профессионально-квалификационной структуре подготовки (таблица 11).
Таблица 11 (человек)
Таким образом, по профессиям, по которым определился устойчивый спрос, осуществляется подготовка в образовательных учреждениях, в связи с чем в значительной мере потребность предприятий закрывается; не ведется подготовка по профессиям, на которые нет спроса на рынке труда.
Случай, когда объем подготовки меньше, чем спрос, объясняется тем, что открытие подготовки по новым профессиям требует дополнительных финансовых ассигнований; сказываются демографические и социальные факторы. Кроме того, следует учитывать перенасыщенность региона вузами и ориентацию молодежи на высшее образование.
Результаты сравнительного анализа данных таблиц позволят уточнить прогноз на подготовку квалифицированной рабочей силы в образовательных учреждениях и скорректировать планы приема обучающихся по объемам и профессионально-квалификационной структуре.
4. Порядок организации работы по прогнозированию потребностей в подготовке квалифицированных кадров в учреждениях начального профессионального образования
Начиная с 1996 года в Российской Федерации действует единый порядок согласования объемов и профессий подготовки (переобучения) рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
На муниципальном уровне – взаимодействие, в том числе через систему прямых договоров образовательных учреждений, работодателей, районных (городских) органов по труду и занятости, государственной статистики по определению необходимых объемов и структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, согласованных с администрацией района (города).
Руководители образовательных учреждений, имея информацию от предприятий об их потребностях в квалифицированных кадрах, в том числе договора на подготовку кадров, сведения от органов по труду и занятости о профессиях и специальностях, создающих напряженность на рынке труда, о востребованных профессиях различными категориями населения, а также принимая во внимание данные органов государственной статистики, разрабатывают совместно с местными органами по труду и занятости населения, районной администрацией проект плана подготовки рабочих кадров и специалистов.
Проект задания, согласованный с руководством местных органов по труду и занятости населения, направляется в региональный орган управления образованием.
Составной частью этого проекта могут быть рекомендуемая таблица 11, а также таблицы 8 и 9.
Уровень субъекта Российской Федерации предусматривает взаимодействие органов управления образованием, органов по труду и занятости населения, государственной статистики, работодателей и профсоюзов, администрации субъекта Российской Федерации при формировании и согласовании необходимых объемов и структуры подготовки квалифицированных кадров с учетом территориальных и отраслевых особенностей рынка труда и планируемых показателей приема в образовательные учреждения, согласованные с администрацией районов (городов).
Органы управления образованием обобщают проекты заданий на подготовку рабочих кадров и специалистов, корректируют их с учетом рекомендаций органов по труду и занятости.
Разработанный проект задания на подготовку согласовывается на уровне администрации субъекта Российской Федерации в виде социального заказа, также со структурными отраслевыми подразделениями администрации субъекта Российской Федерации, а затем органы управления образованием субъекта Российской Федерации передают его для утверждения в Минобразование России.
Успех прогнозирования объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров, востребованных на муниципальных и региональных рынках труда, зависит от эффективности совместных усилий социальных партнеров, участвующих в этой работе: специалистов органов по труду и занятости населения, миграционных служб, центров профориентации и психологической поддержки населения, органов управления образованием, работодателей, профсоюзов, общественных организаций и в первую очередь директорского корпуса образовательных учреждений.
Приложение 1
АНКЕТА 1
1. Контактная информация:
Предприятие
Контактное лицо
Адрес
Тел./факс
2. Общее кол-во работников на предприятии
3. Как они представлены на разных уровнях:
менеджеры
администрация
старшие мастера
рабочие
обслуживающий персонал
иные, какие
4. Сколько рабочих вы нанимаете ежегодно?
в прошлом году было нанято (кол.чел.)
в этом году нам необходимо нанять (кол.чел)
5. По каким специальностям трудно нанять на предприятие?
Начните с самой проблематичной и продолжайте по степени убывания сложности
а)
б)
в)
6. Объясните причины
7. В специалистах каких рабочих профессий нуждается ваше предприятие?
укажите профессию (специальность), тарифно-квалификационный разряд, кол-во чел.
8. Каковы наиболее важные критерии при приеме на работу?
9. Готово ли ваше предприятие принимать участие в планировании содержания образования вместе с нашим учебным заведением?
Нет Возможно Да, конечно
10. Какие из следующих форм сотрудничества существуют либо могли бы возникнуть между вашим предприятием и нашим учебным заведением?
практика учащихся на предприятии
краткосрочные курсы для работников предприятия
чтение лекций специалистам с предприятия
обучение новым специальностям
экскурсия на предприятие
оказание учебным заведением услуг предприятию
11. Какие другие формы сотрудничества возможны?
12. Какие недостатки вы видите в качестве подготовки кадров по рабочим профессиям и специальностям ?
13. Если наше учебное заведение будет проводить специальный учебный курс для работников предприятий, будете ли вы в этом заинтересованы?
Да , какой именно курс вас интересует?
Нет
ФИО
Проводившего интервью
Учебное заведение
Дата
_______________________
1 Федеральная составляющая рынка труда трактуется как совокупность различных отраслей экономики, имеющих федеральную значимость. Например, энергетика, железнодорожный и воздушный транспорт и т.д., то есть отрасли, образующие естественные монополии.
2 “Схема согласования объемов и профилей подготовки (переобучения) рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования” разработана диссертантом в рамках поручений Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах и рекомендована к применению и для руководства в работе Правительством России (от 05.04.96 N 1118п-П8).
3 Содержание анкеты является примерным и может уточняться на местах.
4 “Единая система статистических показателей Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы”, утвержденная постановлением Госкомстата России от 12.09.95 N 148 (ред. – в дальнейшем для краткости Мониторинг). Статистическая информация по утвержденным направлениям Мониторинга, в том числе “Рынок рабочей силы, занятость и безработица” (глава 3), “Социально-демографические и миграционные процессы” (глава 5), “Социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и др. организациях” (глава 7), собирается и обрабатывается территориальными органами Минтруда России, Минэкономразвития России и др. федеральными органами исполнительной власти, имеющими статистическую информацию по мониторингу, передается ими территориальным органам государственной статистики по месту нахождения. Территориальные органы государственной статистики формируют сводные данные в целом по макроэкономическим показателям и отдельным направлениям мониторинга и передают органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8 Предлагаемые для осуществления оценки рынка труда показатели органами управления образованием могут быть получены по нижеперечисленным формам глав 3 и 5 Мониторинга.
9 Расчетные балансы трудовых ресурсов (глава 3 Мониторинга).
10 То же.
11 Форма 2-т (миграция) + форма 76-рик + форма 2-нк + форма 3-нк (главы 3), а также таблицы МО2 статбюллетень + форма Б (беженцы) (главы 5).
12 Форма 1-т (трудоустройство) (главы 3).
13 Расчеты и обследования населения органами по труду и занятости (имеются также в органах статистики) (глава 3 Мониторинга).
14 Форма 1-т (трудоустройство) (глава 3 Мониторинга).
15 То же.
16 То же.
17 Рекомендуемые оценки возможно осуществить, используя данные главы 7 раздела 2 Мониторинга формы: 1-мониторинг, 2-т, 3-т.
18 Исходные данные при разработке балансов распределения выпускников общеобразовательных школ по каналам занятости могут быть получены из ежегодных отчетов органов управления образованием о приемах выпускников в учебные заведения различных уровней образования, а также формы 76-рик раздела 2 главы 3 Мониторинга.
19 То же.
20 Оценка осуществляется по единой методике на уровнях образовательного учреждения и (обобщенно) органа управления образованием, как по выпускникам общеобразовательных школ, так и по другим группам населения.
21 Рассчитывается среднее процентное значение из баланса распределения выпускников общеобразовательных школ за ряд лет.
22 Рассчитывается среднее процентное значение за ряд лет на основе анализа фактических приемов
23 То же.
24 Т о же.
25 То же.
26 Рассчитывается среднее процентное значение за ряд лет на основе анализа фактических приемов.
27 Рассчитывается среднее процентное значение за ряд лет из баланса распределения выпускников общеобразовательных школ.
28 Рассчитывается среднее процентное значение за ряд лет на основе анализа фактических приемов.
29 То же.
Комментарии