search
main
0

Отраслевое соглашение между Департаментом образования города Москвы и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования на 2012-2013 годы

I. Общие положения1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее- Соглашение) заключено на уровне субъекта Российской Федерации – города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы с целью определения в договорном порядке согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования, их гарантии, компенсации и льготы, положения которого обязательны для организаций, на которые оно распространяется.

Соглашение обязательно к применению при заключении территориальных отраслевых соглашений окружными управлениями образования Департамента образования города Москвы, коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

1.2. Сторонами Соглашения (далее – стороны) являются:

– работники в лице их полномочного представителя Комитета региональной общественной организации – Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз), действующей на основании устава;

– работодатели – государственные образовательные организации, подведомственные Департаменту образования города Москвы (далее – организации), в лице их полномочного представителя -Департамента образования города Москвы (далее

– Департамент).

1.3. Соглашение распространяется на работников организаций и работодателей, подведомственных Департаменту.

1.4. Стороны договорились о том, что:

1.4.1. Коллективные договоры организаций не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением.

В коллективном договоре организации с учетом особенностей ее деятельности, финансовых возможностей могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением, а также могут устанавливаться дополнительные меры социальной поддержки, льготы и гарантии работников в соответствии с трудовым законодательством и настоящим Соглашением.

1.4.2. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить изменения и дополнения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с трудовым законодательством и настоящим Соглашением.

Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом и дополнительным соглашением, которые являются неотъемлемой частью Соглашения и доводятся до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников организаций.

1.4.3. Стороны участвуют на равноправной основе в работе Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Отраслевая комиссия), являющейся постоянно действующим органом социального партнерства на городском уровне, созданным для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта соглашения и его заключения, внесения изменений и дополнений в него, разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по выполнению Соглашения, а также для осуществления текущего контроля за ходом выполнения Соглашения (не реже одного раза в полугодие).

1.4.4. Все спорные вопросы по толкованию и реализации положений Соглашения решаются Отраслевой комиссией. Решения, принятые Отраслевой комиссией, являются обязательными для их выполнения сторонами.

1.5. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

В случае реорганизации сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до окончания срока его действия.

1.6. В период действия Соглашения при условии соблюдения его требований стороны обязуются использовать все имеющиеся возможности для устранения причин и обстоятельств, которые могут повлечь возникновение коллективных трудовых споров и применение крайней меры их разрешения – забастовок.

1.7. Департамент доводит текст Соглашения до подведомственных организаций, Профсоюз – до территориальных и первичных профсоюзных организаций для его выполнения.

Текст Соглашения публикуется в «Учительской газете-Моск-ва», размещается на официальных сайтах сторон в двухнедельный срок после его подписания.

1.8. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2013 года.

Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2013 года.

1.9. Соглашение открыто для присоединения к нему других работодателей.

II. Обязательства в области обеспечения условий труда, занятости, повышения квалификации и закрепления профессиональных кадров

2.1. Департамент:

2.1.1. Осуществляет полное и своевременное финансовое обеспечение деятельности учреждений исходя из объема лимитов бюджетных обязательств городского бюджета, предусмотренных для государственных казенных учреждений, а также размеров субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг.

2.1.2. Рассматривает введение новых финансовых механизмов как инструмента повышения финансовой самостоятельности учреждений.

2.1.3. При формировании бюджета отрасли на следующий финансовый год обращается в Правительство Москвы с предложением об индексации размера норматива исходя из уровня инфляции за текущий год.

2.1.4. Обеспечивает в качестве минимальной гарантии оплаты труда в учреждениях минимальную заработную плату в городе Москве, установленную Московским трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, и ее своевременную индексацию.

2.1.5. Проводит упреждающее финансово-экономическое обучение руководителей организаций, кадрового резерва.

2.1.6. Содействует обеспечению учреждений квалифицированными бухгалтерскими кадрами, организует их регулярное обучение.

2.1.7. Разрабатывает примерную форму договора между организацией и централизованной бухгалтерией.

2.1.8. На разных этапах реализации новой системы оплаты труда (далее сокращенно – НСОТ) организует работу стажировоч-ных площадок с учетом специфики учреждений и вводимых систем.

2.2.1. Обеспечивает проведение государственной политики в области занятости, повышения квалификации работников, трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования, оказания эффективной помощи молодым специалистам в профессиональной и социальной адаптации и координирует работу учреждений по эффективному использованию кадровых ресурсов.

2.2.2. Анализирует кадровый состав, потребность в кадрах подведомственных организаций, обеспечивает необходимые условия для профессиональной подготовки и переподготовки работников, повышения квалификации.

2.2.3. Координирует деятельность образовательных учреждений педагогического профессионального образования, направленную на обеспечение современного развития кадрового потенциала сферы образования, рынка педагогического труда, востребованности и конкурентоспособности педагогической профессии, на формирование позитивного образа учителя в общественном сознании.

2.2.4. Организует систематическую работу по повышению квалификации и переподготовке педагогических, руководящих и других работников подведомственных организаций в соответствии с законодательством.

2.2.5. Обеспечивает участие представителей Профсоюза в работе Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников, а также в аттестационной комиссии по аттестации руководителей образовательных учреждений.

2.2.6. При аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности при оценке профессиональной компетентности и результатов их профессиональной деятельности рекомендует аттестационной комиссии учитывать условия труда работников, обеспеченность работников средствами для исполнения должностных обязанностей.

2.2.7. При рассмотрении вопроса и принятии решения о несоответствии занимаемой должности руководителя образовательного учреждения по итогам аттестации рекомендует приглашать на заседание аттестационной комиссии председателя первичной профсоюзной организации и учитывать мнение коллектива учреждения.

2.2.8. Предоставляет Профсоюзу по его запросам информацию о численности и составе работников, системах оплаты труда, размерах средней заработной платы по категориям персонала, в том числе основного персонала по видам экономической деятельности, и иных показателях заработной платы, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штата) работников и другую необходимую информацию по социально-трудовым вопросам с учетом положений, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

2.2.9. Обеспечивает учет мнения Профсоюза при разработке и принятии нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников и обучающихся, прежде всего в области оплаты труда и социально-трудовых гарантий.

2.2.10. Информирует Профсоюз не менее чем за 3 месяца о решениях, влекущих возможные массовые увольнения работников учреждений, их числе, категориях и сроках проведения мероприятий по высвобождению работников.

2.3. Профсоюз:

2.3.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников организаций.

2.3.2. Оказывает членам Профсоюза и первичным профсоюзным организациям помощь в вопросах применения трудового законодательства; разработки и принятия в учреждении локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

2.3.3. Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах организаций.

2.3.4. При изменении правового статуса (типа государственного учреждения и другое), ликвидации и реорганизации организаций, сокращении численности или штата работников представляет и защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов -всех работников независимо от их членства в профсоюзе.

2.3.5. Принимает участие в процедуре аттестации педагогических работников на соответствие уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, и на подтверждение соответствия занимаемой должности, а также аттестации руководителей образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности.

2.3.6. Принимает участие в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников, обучающихся (студентов), организаций, анализирует практику применения трудового законодательства, законодательства в области образования.

2.3.7. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

2.3.8. Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников организаций.

2.4. Стороны совместно:

2.4.1. Участвуют в реализации проектов, направленных на развитие образования, в том числе предусматривающих введение новых организационно-финансовых механизмов.

Проводят не реже одного раза в полугодие после введения новой системы оплаты труда анализ фактически складывающегося уровня оплаты труда по категориям работников и типам учреждений. Результаты проведенного анализа размещают на сайтах Департамента, Профсоюза и в газете «Учительская газета-Москва».

2.4.2. В процессе изменения типов государственных учреждений (казенное, бюджетное, автономное) проводят анализ результатов социальных последствий введения данных изменений не реже одного раза в полугодие, в том числе в области трудовых отношений и оплаты труда.

2.4.3. Ежегодно при рассмотрении хода выполнения Соглашения рассматривают вопросы занятости, подготовки, повышения квалификации работников, трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования, в том числе педагогических, и переподготовки высвобождаемых работников.

2.4.4. Разрабатывают в 2012 году критерии для проведения рейтинга педагогических колледжей города Москвы, отличные от критериев, предусмотренных для технологических колледжей. В ходе проведения рейтинга учреждений среднего профессионального образования не рассматривают в качестве неуважительной причины переход обучающихся из одного образовательного учреждения в другое.

2.4.5. Принимают меры по снижению текучести кадров в сфере образования.

2.4.6. Департамент и Профсоюз совместно участвуют в создании условий для реализации Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 марта 2010 г. №209, и в совершенствовании методики ее проведения на основе анализа результатов аттестации.

2.4.7. При проведении структурных преобразований в отрасли не допускают массовых сокращений работников, заранее планируют трудоустройство высвобождаемых работников. Принимают участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников учреждений.

2.4.8. Рекомендуют образовательным учреждениям учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при подготовке предложений по созданию автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения.

2.5. Стороны договорились:

2.5.1. Рассматривать в качестве массового увольнение работников в следующих случаях:

– ликвидация организации с численностью работающих 15 и более человек;

– сокращение численности или штата работников в количестве 20 и более человек в течение 30 дней;

– увольнение 10 и более процентов работников организации в течение 90 календарных дней.

2.5.2. Обеспечивать взаимодействие с советами (объединениями, ассоциациями) молодых педагогов с целью выявления их проблем в сфере трудовых отношений, повышения уровня их квалификации.

2.5.3. Организовать работу по изучению передового педагогического опыта, ежегодно проводить конкурсы педагогического мастерства, пропагандировать лучший педагогический опыт, в том числе учреждений и учителей – победителей в приоритетном национальном проекте «Образование».

2.5.4. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях обязательства по:

– формированию в организациях фонда социальной поддержки работников в размере до 1% от фонда оплаты труда;

– проведению с профсоюзными комитетами консультаций по проблемам занятости высвобождаемых работников, возможности предоставления им социальных гарантий в зависимости от стажа работы в данной организации, источников ее финансирования;

– обеспечению гарантий и компенсаций высвобождаемым работникам, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

– предупреждению работников о возможном сокращении численности или штата не менее чем за 2 месяца;

– обязательному уведомлению территориальных органов занятости и территориальных организаций Профсоюза при увольнении работников предпенсионного возраста за два года до наступления общеустановленного пенсионного возраста, не менее чем за 2 месяца;

– определению порядка проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников.

III. Развитие социального партнерства и участие профсоюзных органов в управлении учреждениями

3.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие организаций системы образования города Москвы и необходимость улучшения положения работников образования и науки Департамент и Профсоюз договорились:

3.1.1. Способствовать повышению качества образования, развитию образовательной системы города Москвы, результативности деятельности образовательных учреждений, конкурентоспособности работников на рынке труда в ходе реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритетных национальных проектов в сфере образования, Государственной программы развития образования в городе Москве на 2012-2016 гг.

3.1.2. Участвовать в постоянно действующих органах социального партнерства, создаваемых на уровне города и отрасли комиссиях, вводить представителей Профсоюза в состав коллегии Департамента и коллегий окружных управлений образования.

3.1.3. В целях развития социального партнерства стороны обязуются:

3.1.4. Строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.

3.1.5. Развивать и совершенствовать систему органов социального партнерства в отрасли на окружном уровне, а также в организациях.

3.1.6. Содействовать повышению эффективности территориальных отраслевых соглашений заключаемых на уровне административных округов.

Осуществлять систематический мониторинг, обобщение опыта заключения и реализации коллективных договоров в организациях.

3.1.7. Проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников организаций, по другим соци ально значимым вопросам.

3.1.8. Содействовать реализации принципа государственно-общественного управления в образовательных учреждениях.

3.1.9. Обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения в работе своих ру ководящих органов при рас смотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением; предостав лять другой стороне полную, до стоверную и своевременную ин формацию о принимаемых ре шениях, затрагивающих соци ально-трудовые, экономические права и профессиональные ин тересы работников.

Содействовать осуще ствлению в организациях в слу чаях, предусмотренных законо дательством Российской Феде рации, установления либо изме нения условий труда и иных со циально-экономических усло вий с учетом мотивированного мнения или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом[1].

3.1.10 Принимать совместно меры по недопущению и неза медлительному устранению на рушений установленного феде ральными законами порядка из менения типа существующих уч реждений на основе принципов добровольности и коллегиаль ности при принятии решений об изменении типа учреждения, включая принятие изменений в устав учреждения в связи с из менением его типа на общем со брании (конференции) работни ков порядка участия представи телей работников в управлении автономным учреждением, а также порядка регулирования трудовых отношений.

3.1.12. Способствовать обес печению в подведомственных учреждениях обязательного рассмотрения и принятия реше ния по вопросу об изменении типа существующего учрежде ния на автономное учреждение на заседании соответствующего высшего коллегиального органа управления учреждением.

3.2. Департамент обязуется:

3.2.1. При подготовке и принятии приказов, распоряжений, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы работников, заблаговременно информировать о них Профсоюз для учета мнения Профсоюза и выполнения положений настоящего Соглашения.

3.2.2. Способствовать обеспечению реализации права участия представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в работе органов самоуправления образовательных учреждений (наблюдательный, управляющий, ученый, попечительский советы и др.), в том числе по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, затрагивающих права и интересы работников, разработки и утверждения устава образовательного учреждения, а также иных локальных актов, относящихся к деятельности образовательного учреждения в целом.

3.3. Стороны договорились совместно при разработке предложений по совершенствованию целевых показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, в том числе в целях осуществления рейтинга учреждений, учесть в числе критериев перечень показателей, характеризующих эффективность социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

3.4. Стороны согласились регулярно (не реже одного раза в полгода) освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, на официальных сайтах в Интернете промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения.

3.5. Стороны считают следующими приоритетными направлениями в совместной деятельности по реализации молодежной политики в организациях:

– проведение работы с молодежью в целях закрепления в организациях молодых специалистов;

– содействие повышению их профессиональной квалификации и служебному росту;

– развитие творческой активности молодежи;

– обеспечение их правовой и социальной защищенности;

– активизация и поддержка молодежного досуга, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

3.6. Департамент и Профсоюз рекомендуют при заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых специалистов и обучающейся молодежи, содержащие в том числе положения по:

– организации работы по формированию и обучению резерва из числа молодежи на руководящие должности;

– закреплению наставников за молодыми специалистами в первый год их работы в образовательных учреждениях, установлению наставникам доплаты за работу с молодежью на условиях, определяемых коллективными договорами;

– осуществлению профессиональной подготовки и повышению квалификации для женщин в течение первого года работы после их выхода из отпуска по уходу за ребенком;

– закреплению мер социальной поддержки молодых специалистов, впервые поступивших на работу, включая надбавки к заработной плате, выплату пособий на условиях, устанавливаемых трудовым договором, коллективным договором или локальным нормативным актом;

– обеспечению гарантий и компенсаций молодых специалистов, обучающихся в образовательных учреждениях в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором.

IV. Трудовые отношения

4.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:

4.1.1. Трудовой договор с работниками организаций заключается, как правило, на неопределенный срок в письменной форме.

Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора с учетом особенностей, установленных статьей 332 Трудового кодекса Российской Федерации. Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, которое проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом устава и (или) локального акта учреждения.

4.1.2. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, настоящего Соглашения, Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, принимаемых на срок действия соглашения, коллективного договора, устава и иных локальных актов организации.

4.1.3. Работодатели обеспечивают заключение (оформление) с работниками трудовых договоров в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.1.4. Работодатели обеспечивают своевременное уведомление работников в письменной форме о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора, в том числе оплаты труда, не позднее чем за два месяца до их введения, а также своевременное заключение дополнительных соглашений об изменении условий трудового договора.

Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.

Изменение подведомственности (подчиненности) учреждения или его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.

4.1.5. Руководители общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, дополнительного образования детей, руководители структурных подразделений образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального и среднего профессионального образования, а также дополни-

тельные образовательные программы, их заместители и другие работники таких учреждений или структурных подразделений образовательных учреждений помимо работы, определенной трудовым договором, вправе на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору осуществлять в том же учреждении преподавательскую работу в классах, группах, кружках, секциях без занятия штатной должности, которая не считается совместительством.

Предоставление преподавательской работы указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений (структурных подразделений), работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов, центров) осуществляется при условии, если учителя, преподаватели, для которых данное образовательное учреждение (структурное подразделение) является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы, при этом обеспечивается учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

4.1.6. Работодатели обязаны в сфере трудовых отношений:

– до подписания трудового договора с работником ознакомить его под роспись с уставом организации, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящим Соглашением, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника;

– руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащим в том числе квалификационные характеристики должностей работников образования, а также руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, здравоохранения и культуры, в которых предусматриваются наименования должностей, должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

V. Оплата труда и нормы труда

При регулировании вопросов оплаты труда Департамент и Профсоюз исходят из того, что:

5.1. Системы оплаты труда работников устанавливаются в организациях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и законами и нормативными правовыми актами города Москвы.

5.2. Работодатели с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации:

5.2.1. Разрабатывают положение об оплате труда работников организации, утверждаемое в порядке, установленном трудовым законодательством для принятия локальных нормативных актов, которое является приложением к коллективному договору.

5.2.2. Предусматривают в положении об оплате труда работников организации регулирование вопросов оплаты труда с учетом:

– обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

– недопущения работодателем какой бы то ни было дискриминации работников – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;

– формирования размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, не допуская установление различных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним (либо диапазонов «вилки» размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;

– существенной дифференциации в размерах оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, установленные по результатам аттестации;

– обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– установления размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– обеспечения или учета зависимости оплаты труда работников от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;

– типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);

– определения размеров выплат стимулирующего характера на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями, для всех категорий работников учреждений.

5.3. При разработке и утверждении в учреждениях показателей и критериев эффективности работы в целях стимулирования качественного труда работников учитываются следующие основные принципы:

– размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности);

– работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости);

– вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения (принцип адекватности);

– вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности);

– правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости);

– принятие решений о выплатах и их размерах осуществляется по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип демократичности).

5.4. Работодатели обеспечивают выплату заработной платы работникам учреждений не реже чем каждые полмесяца. Выплата заработной платы производится, как правило, по месту работы. Перечисление заработной платы в кредитные учреждения на указанный работником счет в банке осуще-

ствляется на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

5.5. Работодатели осуществляют оплату труда работников в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, но не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

5.6. Переработка рабочего времени воспитателей, помощников воспитателей, младших воспитателей вследствие неявки сменяющего работника или родителей, а также работа в детских оздоровительных лагерях, осуществляемая по инициативе работодателя за пределами рабочего времени, установленного графиками работ, является сверхурочной работой. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

5.7. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, устанавливает конкретные размеры доплат всем работникам, занятым на работах, предусмотренных Перечнями работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12% или до 24%, утвержденными приказом Гособразования СССР от 20.08.90 №579, или аналогичными Перечнями, утвержденными приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 07.10.1992 №611, если в установленном порядке не дано заключение о полном соответствии рабочего места, где выполняется работа, включенная в эти Перечни, требованиям безопасности.

Размеры доплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации.

Установленные работнику размеры и (или) условия повышенной оплаты труда на тяжелых

работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда не могут быть снижены и (или) ухудшены без проведения аттестации рабочих мест.

При выявлении по результатам аттестации рабочих мест с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не предусмотренных указанными выше Перечнями, а также Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», работникам устанавливаются следующие компенсации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»:

– сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;

– повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

5.8. Оплата труда учителей, преподавателей, имеющих квалификационные категории, осуществляется с учетом квалификационной категории независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование «старший» (воспитатель – старший воспитатель, педагог дополнительного образования – старший педагог дополнительного образования, методист – старший методист, инструктор-методист -старший инструктор-методист, тренер-преподаватель – старший тренер-преподаватель), независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.

5.9. Департамент и Профсоюз рекомендуют предусматривать в коллективных договорах учреждений следующие положения:

– производить оплату труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория;

– в целях материальной поддержки педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему возраста трех лет истек срок действия квалификационной категории, производить оплату труда с учетом имевшейся квалификационной

категории на период подготовки к аттестации для установления соответствия их требованиям, предъявляемым к квалификационной категории и ее прохождения, но не более чем на один год после выхода из указанного отпуска.

5.10. Стороны считают необходимым:

5.10.1. Проводить совместно мониторинг систем оплаты труда в организациях, включая размеры заработной платы работников, соотношение постоянной и переменной величин в структуре заработной платы, соотношения в оплате труда руководителей, специалистов и других работников.

5.10.2. Совместно разрабатывать предложения и рекомендации по применению НСОТ в учреждениях, по совершенствованию систем оплаты труда, нормированию труда.

5.10.3. Рекомендовать работодателям относить выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в прямые должностные обязанности работников, предусмотренные квалификационными характеристиками, к виду выплат из специальной части фонда оплаты труда «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных».

VI. Рабочее время и время отдыха

Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:

6.1. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений определяется в соответствии с трудовым законодательством в зависимости от наименования должности, условий труда и других факторов.

Для педагогических работников в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

6.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Работодатели и первичные профсоюзные организации обеспечивают разработку правил внутреннего трудового распорядка в учреждении в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также в соответствии с Положени-

ем об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

6.3. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Привлечение к работе в установленные работникам выходные дни, а также нерабочие праздничные дни, вызванное необходимостью проведения экзаменационной сессии, олимпиады, работы в городских лагерях, дежурств, учебных занятий с обучающимися по заочной форме обучения и в других случаях, допускается по письменному распоряжению руководителя учреждения с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Работодатели обеспечивают оплату за работу в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере либо по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляют ему другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

6.4. Предоставление ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период. Работодатели с учетом мнения первичной профсоюзной организации утверждают не позднее чем за две недели до наступления календарного года график отпусков в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Изменение графика отпусков работодателем может осуществляться с согласия работника и выборного органа первичной профсоюзной организации.

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Отзыв работника из отпуска осуществляется по письменному распоряжению работодателя только с согласия работника. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке. По соглашению сторон трудового договора денежные суммы, приходящиеся на часть неиспользованного отпуска, превышающую 28 календарных дней, могут быть предоставлены в виде компенсации за неиспользованный отпуск, что закрепляется в коллективном договоре.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее, чем за две недели до его начала. При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре закрепляется преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.

6.5. При предоставлении ежегодного отпуска преподавателям и другим педагогическим работникам за первый год работы в каникулярный период, в том числе до истечения шести месяцев работы, его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере.

Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника.

Преподавателям, учителям и другим педагогическим работникам, продолжительность отпуска которых составляет не менее 56 календарных дней, проработавшим в рабочем году не менее 10 месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении выплачивается исходя из установленной продолжительности отпуска.

6.6. Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, в том числе эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее 3 календарных дней, предусматривают коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.

6.7. Работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, обеспечивается право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда

СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. №298/П-22

«Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с изменениями и дополнениями).

6.8. Организация с учетом производственных и финансовых возможностей может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за счет имеющихся собственных средств, которые присоединяются к ежегодному основному оплачиваемому отпуску. Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков определяется коллективным договором.

Кратковременный отпуск по семейным обстоятельствам (при рождении ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников) предоставляется работнику по его письменному заявлению в обязательном порядке. В коллективном договоре может определяться конкретная продолжительность таких отпусков, а также другие случаи и условия их предоставления (с оплатой или без оплаты).

6.9. Стороны признают необходимым внести в Правительство Москвы предложения:

– об определении порядка и условий предоставления педагогическим работникам учреждений образования длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы (статья 335 Трудового кодекса Российской Федерации);

– по порядку и условиям предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях образования (статья 119 Трудового кодекса Российской Федерации).

VII. Обязательства в области охраны труда и здоровья и безопасности образовательного процесса

В целях обеспечения благоприятных условий и охраны труда, повышения уровня его безопасности, ликвидации причин производственного и детского травматизма стороны принимают на себя следующие обязательства:

7.1. Департамент:

7.1.1. Осуществляет совместно с префектурами административных округов и районными управами подготовку материальной базы образовательных учреждений к началу нового учебного года, сезонную подготовку инженерных систем, контроль за рациональным использованием зданий и сооружений в целях создания необходимых условий для организации образовательного процесса и труда работников.

7.1.2. Принимает меры по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда в образовательных учреждениях, с учетом требований законодательства об охране труда, для чего:

– организует разработку в течение 2012-2013 годов положения о системе управления охраной труда (СУОТ) в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, с учетом требований Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230 -2007 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования»;

– разрабатывает и согласовывает в установленном порядке в течение 2012-2013 годов отраслевые типовые инструкции по охране труда;

– обеспечивает создание службы комплексной безопасности (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации) в учреждениях с отделами: антитеррор; пожарной безопасности; охраны труда и безопасности жизнедеятельности; радиационной безопасности; энергобезопасности.

7.1.3. Осуществляет учет и ежегодный анализ причин производственного травматизма работников учреждений и несчастных случаев с работниками и обучающимися, обобщает государственную отчетность по форме 7-т (травматизм), 1-т (условия труда) за истекший год.

7.1.4. Предусматривает ежегодное выделение средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда и предупреждение детского травматизма в расчете на каждого работающего не ниже установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей минимального размера заработной платы за счет средств, выделяемых на содержание учреждений.

7.1.5. Включает технического инспектора труда Профсоюза в состав обязательных членов комиссии по приемке в эксплуатацию капитально отремонтированных, реконструированных и вновь построенных объектов образования, в комиссии по расследованию несчастных случаев.

7.1.6. Обеспечивает за счет средств бюджета:

– прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также обязательного психиатрического освидетельствования работников образовательных учреждений в установленном законодательством порядке;

– работников образовательных учреждений медицинскими книжками;

– проведение обучения по санитарному минимуму;

– финансирование в полном объеме проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях;

– планирование средств на мероприятия по охране труда по итогам аттестации рабочих мест.

7.1.7. В целях предотвращения травматизма на уроках физической культуры требует от руководителей учреждений:

– обеспечить учителей физкультуры на 1 сентября текущего года информацией о группе здоровья обучающихся по итогам ежегодной школьной диспансеризации, а также организовать работу групп здоровья для обучающихся;

– регулярно проводить испытания спортивного оборудования с составлением соответствующих актов.

7.1.8. Обеспечивает выплату единовременной денежной компенсации семье работника в случае его смерти, наступившей от несчастного случая, в размере не менее 50 минимальных заработных плат, установленных в городе Москве, при тяжелом несчастном случае – с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии с пунктом 5.10 Московского трехстороннего соглашения на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

7.2. Департамент способствует деятельности работодателей и их представителей, которые в соответствии с требованиями законодательства:

7.2.1. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Мин-здравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

7.2.2. Обеспечивают работников сертифицированной спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), молоком, мылом и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами. Списки производств, профессий и должностей, работа на которых дает право работникам на получение спецодежды и других СИЗ, молока или компенсационных выплат, их порядок и нормы выдачи определяются в коллективном договоре и соответствующих приложениях к нему.

7.2.3. Предусматривают средства на оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных Перечнями работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, на которые устанавливаются доплаты до 12% или до 24%, утвержденными приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 №579 (с изменениями и дополнениями), и в соответствии с которым всем работникам независимо от наименования их должностей устанавливаются доплаты, если их работа осуществляется в условиях, предусмотренных этим Перечнем.

7.2.4. Обеспечивают проведение за счет средств бюджета города Москвы (постановление Правительства Москвы от 28.12.1999 г. №1228) обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических осмотров (обследований) работников в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №302-н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», психиатрическое освидетельствование (постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

7.2.5. Организуют проведение дополнительной диспансеризации работников, направленной на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых, за счет средств, выделяемых бюджетом.

7.3. Профсоюз:

7.3.1. Оказывает практическую помощь в обучении работников образования по вопросам охраны труда, в проверке и анализе безопасности жизнедеятельности при лицензировании образовательных учреждений.

7.3.2. Контролирует ход выполнения мероприятий по охране труда, включенных в коллективные договоры и соглашения.

7.3.3. Принимает участие в рабочей и государственной комиссиях по приемке учреждений в эксплуатацию.

7.3.4. Принимает участие в проверках состояния условий и охраны труда, соблюдения законодательства о труде и охране труда в организациях системы Департамента.

7.3.5. Осуществляет функции по контролю за обеспечением прав работников на здоровые и безопасные условия труда, привлекая для этих целей технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда.

Оказывает практическую помощь членам Профсоюза в реализации их права на безопасные и здоровые условия труда, льготы и компенсации за работу в особых условиях труда, предусмотренных коллективными договорами, представляет их интересы в органах государственной власти, в суде.

7.3.6. Организует проведение проверок состояния охраны труда в учреждениях, выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и программами учреждения.

7.3.7. Обеспечивает избрание уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профсоюзных организаций, способствует формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда образовательных учреждений, организует их обучение за счет средств Фонда социального страхования и оказывает помощь в их работе по осуществлению контроля за состоянием охраны труда.

7.3.8. Организует проведение и ежегодное подведение итогов смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ».

7.3.9. Оказывает практическую помощь в обучении работников образования по вопросам охраны труда, в проверке и анализе безопасности жизнедеятельности при лицензировании образовательных учреждений.

7.4. Стороны совместно:

7.4.1. Обеспечивают выполнение Комплекса первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в учреждениях системы Департамента образования на 2012-2013 гг.

7.4.2. Не допускают эксплуатации в образовательных учреждениях учебного и производственного оборудования с нарушениями требований по безопасности.

7.4.3. Обеспечивают контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий труда в учреждениях, за обязательным расследованием несчастных случаев с работниками, обучающимися и воспитанниками с возмещением вреда по трудовым увечьям и увечьям детей, полученным при несчастных случаях во время образовательного процесса.

7.4.4. Рекомендуют, руководствуясь статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, включать в коллективные договоры учреждений положения о поощрении уполномоченных профсоюзных организаций за активную общественную работу по охране труда в образовательном учреждении в форме установления выплат стимулирующего характера.

7.4.5. Принимают участие в ежегодном Московском городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда.

7.4.6. Содействуют выполнению представлений и требований технических инспекторов труда, внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных ли) по охране труда профсоюзных организаций, выданных работодателям, по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований охраны труда, здоровья, пожарной безопасности.

7.5. Департамент и Профсоюз рекомендуют образовательным учреждениям использовать в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий на охрану труда возможность возврата части страховых взносов (до 20%) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, приобретения спецодежды, а также санаторно-курортных путевок с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 6 ноября 2011 года №300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

7.6. Работодатели обеспечивают, а Департамент и Профсоюз контролируют:

– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Мин-здравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», а также Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденным приказом Минздрав-соцразвития России от 1 апреля 2010 г. №205н;

– обеспечение работников сертифицированной спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), молоком и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами, а также осуществляют компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

7.4.10. Департамент и Профсоюз рекомендуют образовательным учреждениям предусматривать в коллективных договорах:

– доплату за исполнение обязанностей по должности специалиста по охране труда в размере 30% ставки (оклада) работникам с высшим образованием при условии прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации);

– доплату в размере 50% от размера установленной минимальной заработной платы в городе Москве ответственному за эксплуатацию электрохозяйства, прошедшему обучение и проверку знаний с присвоением не ниже 4-й группы по электробезопасности;

– включение должности заместителя руководителя, ответственного за соблюдение пожарной безопасности и прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний, в перечень должностей с ненормированным рабочим 1 днем с установлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 8 календарных дней.

VIII. Социальные гарантии, льготы, компенсации

Стороны исходят из того, что:

8.1. Педагогическим работникам, в том числе работающим на условиях совместительства или выполняющим помимо основной работы педагогическую работу в том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, а также руководящим работникам, основная деятельность которых связана с образовательным процессом, должна выплачиваться ежемесячно денежная компенсация для обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об образовании», независимо от объема учебной нагрузки в период нахождения их в ежегодном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в период временной нетрудоспособности и отсутствия по другим уважительным причинам и без документального подтверждения ее целевого использования.

8.2. Если порядком предоставления средств не установлено иное, учреждения самостоятельно определяют направления использования бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе на:

– установление выплат стимулирующего характера, улучшение условий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и оздоровлению работников, другие социальные нужды работников и их детей, студентов;

– укрепление материально-технической базы, содержание зданий и сооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производственные нужды.

8.3. Стороны выражают намерения продолжить работу по выработке предложений, касающихся системы мер по социальной поддержке работников, в том числе:

– дополнительной поддержки педагогических работников, выходящих на пенсию по возрасту;

– поддержки молодых специалистов;

– обеспечения служебным жильем молодых работников;

– предоставления работникам права пользования за счет внебюджетных средств санаторно-курортным лечением, санаториями-профилакториями и спортивно-оздоровительными лагерями;

– реализации права молодых ученых и преподавателей на получение субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

8.4. Департамент:

8.4.1. Осуществляет финансирование Дома ветеранов.

8.4.2. Организует (финансирует) культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в каникулярный период.

8.5. Профсоюз: 8.5.1.Оказывает материальную помощь членам Профсоюза

на сумму не менее 105 миллионов рублей в год.

8.5.2. Выплачивает единовременное денежное пособие членам Профсоюза (их иждивенцам) при несчастных случаях на производстве с летальным исходом на сумму до 100 тысяч рублей и при получении трудового увечья с установлением группы инвалидности до 70 тысяч рублей.

8.5.3. Оказывает материальную поддержку и организационную помощь советам молодых учителей, советам ветеранов педагогического труда, городскому Дому учителя.

8.5.4. Обеспечивает централизованно членов Профсоюза и их детей путевками на лечение и отдых, в том числе с предоставлением кредита, на общую сумму до 45 миллионов рублей в год. Обеспечивает возможность отдыха в летних оздоровительных лагерях Профсоюза детей членов Профсоюза на льготных условиях.

8.5.5. Предоставляет работникам образования, являющимся членами Профсоюза и членами Кредитного союза учителей, краткосрочные займы на общую сумму не менее 40 млн рублей в год.

8.5.6. Обеспечивает детей членов Профсоюза новогодними билетами и подарками в количестве 60 тысяч по льготным ценам или бесплатно.

8.5.7. Организует систему льготного добровольного медицинского страхования для членов Профсоюза и членов их семей.

8.5.8. Способствует развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения в форме добровольного пенсионного страхования и обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

8.5.9. Ведет учет очередников учреждений по категориям «учитель» и «педагогический работник». Проводит ежегодную сверку очередников, анализирует обеспечение работников учреждений жильем.

8.5.10. Реализовывает программу социальной поддержки молодых специалистов организаций системы Департамента. Организовывает ежегодно летний лагерь-семинар для молодых педагогов.

8.6. Стороны совместно:

8.6.1. Разрабатывают и осуществляют выполнение социальных программ, направленных на улучшение материального положения педагогических кадров, улучшение их жилищных и бытовых условий, организацию отдыха и медицинского обслуживания, обеспечивая приоритет для социально незащищенных категорий работников (ветераны труда, многодетные и неполные семьи, одинокие пенсионеры, молодые специалисты и др.).

8.6.2. Организуют летний отдых детей дошкольного возраста работников организаций на базе загородных дач в поселке Малаховка Московской области.

8.6.3. Организуют летний оздоровительный лагерь «Солнышко» для детей школьного возраста работников организаций на базе государственного образовательного учреждения санаторно-лес-ной школы №1.

8.6.4. Обращаются в Правительство Москвы с предложением об установлении мер социальной поддержки (ежемесячной дотации) для малообеспеченных, социально незащищенных студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

IX. Обязательства в области обеспечения гарантий прав, конструктивного взаимодействия и совместной деятельности сторон 9.1. Департамент:

9.1.1. Содействует созданию условий для деятельности профсоюзных организаций в учреждениях в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации.

9.1.2. Предоставляет возможность председателям профсоюзных организаций образовательных учреждений 2 раза в год (в каникулярное время или с обеспечением замены в учебное время при сохранении среднего заработка) пройти обучение с отрывом от производства в течение 4-5 дней по вопросам трудового права, пенсионного и социального обеспечения, охраны труда, а также предоставлять возможность членам профсоюза участвовать в работе профсоюзных конференций (съездов) всех уровней в связи с избранием делегатом с отрывом от производства в учебное время с сохранением среднего заработка.

9.1.3. Обеспечивает порядок уплаты и перечисления членских профсоюзных взносов в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» без оплаты за услуги по их начислению и перечислению.

9.1.4. Признает работу на выборной должности председателя профсоюзной организации и в составе выборного профсоюзного органа значимой для деятельности учреждения, принимает это во внимание при поощрении работников, награждении, аттестации, их служебном продвижении.

9.1.5. Рекомендует руководителям организаций:

– включать представителей профсоюзного комитета в состав управляющего совета и в другие органы управления учреждением;

– предоставлять в каникулярное время 3-5 дополнительных дней оплачиваемого отпуска председателям профсоюзных организаций в соответствии с коллективными договорами учреждений;

– предусматривать в коллективных договорах учреждений ежемесячные доплаты из средств фонда стимулирующих выплат председателям профсоюзных организаций;

– предоставлять право председателю профсоюзного комитета использовать технические возможности учреждения для осуществления оперативной связи и получения необходимой информации, в том числе и через Интернет.

9.1.6. Предоставляет в пользование окружным комитетам Московской городской организации Профсоюза необходимые для их работы благоустроенные помещения в соответствии с заключенными на уровне округов территориальными соглашениями.

9.1.7. Предоставляет возможность Профсоюзу использовать техническую базу Департамента и окружных управлений образования, включая ресурсные центры, для реализации уставных задач Профсоюза (Интернет, электронная почта и др.).

9.1.8. Включает представителей Профсоюза в комиссии и рабочие группы по вопросам, затрагивающим права и интересы работников образования.

9.2. Профсоюз:

9.2.1. Направляет в Департамент решения выборных профсоюзных органов, касающиеся его деятельности в сфере обеспечения социально-трудовых прав работников.

9.2.2. Оказывает содействие в предупреждении и рассмотрении коллективных трудовых споров (конфликтов) в образовательных учреждениях.

9.2.3. Содействует реализации программ Департамента, направленных на улучшение условий труда и обеспечение социальной поддержки работников учреждений.

9.2.4. Информирует Департамент о готовящихся, в том числе по решению вышестоящих органов Профсоюза, массовых акциях Профсоюза, в которых предполагается участие работников учреждений.

9.3. Стороны:

9.3.1. Участвуют совместно в работе формируемых Правительством Москвы на уровне города и префектурами на уровне административных округов комиссий (постоянно действующих) и рабочих групп по вопросам, связанным с реализацией прав и социально-экономических интересов работников и развитием социального партнерства.

9.3.2. Предоставляют другой стороне полную и своевременную информацию о принимаемых решениях, направляемых на места материалах, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и интересы работников отрасли.

9.3.3. Информируют учреждения, общественность о деятельности по социальной защите работников отрасли, решениях, затрагивающих их трудовые и социально-экономические права и интересы, ходе выполнения настоящего Соглашения.

9.3.4. Взаимно обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в одностороннем рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.

9.3.5. Содействуют заключению в учреждениях на согласованных условиях коллективных договоров и их уведомительной регистрации в установленном порядке.

9.3.6. Размещают на интернет-сайтах сторон материалы о практике развития социального партнерства в отрасли.

9.3.7. Включают представителей сторон в состав делегаций, рабочих групп и участников семинаров по обмену опытом работы с российскими и зарубежными партнерами.

X. Контроль за выполнением Соглашения

10.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, отраслевой комиссией, Государственной инспекцией труда в городе Москве.

10.2. Текущий контроль за выполнением Соглашения осуществляет отраслевая комиссия из числа представителей сторон, а также стороны самостоятельно.

10.3. Подведение промежуточных итогов работы сторон по выполнению Соглашения проводится два раза в год (март, октябрь).

10.4. Представители сторон несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, за непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с законодательством.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте