Продолжение. Начало в №18-19
6.9. Образовательные организации высшего образования могут закреплять в коллективных договорах право научных работников, имеющих ученую степень и занимающих штатные должности, по которым тарифно-квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени, на ежегодный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:
докторам наук – 48 рабочих дней с учетом их пересчета для оплаты в календарные дни, составляющие 56 календарных дней;
кандидатам наук – 36 рабочих дней с учетом их пересчета для оплаты в календарные дни, составляющие 42 календарных дня.
6.10. Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, в том числе эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых (должностных) обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день предусматриваются коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые (должностные) обязанности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска работника за ненормированный рабочий день не может составлять менее 3 календарных дней.
Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.
6.11. При проведении специальной оценки условий труда в целях реализации Федерального закона №426‑ФЗ работникам, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам специальной оценки условий труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.12. Организация с учетом производственных и финансовых возможностей в соответствии с частью второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска, которые присоединяются к ежегодному основному оплачиваемому отпуску. Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков определяются коллективным договором.
В летнее время, когда значительно уменьшается количество детей, посещающих дошкольные группы общеразвивающей направленности, коллективными договорами общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, в которых созданы такие группы для детей, воспитателям и музыкальным руководителям указанных групп могут в соответствии с частью второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации предусматриваться ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска с тем, чтобы общая продолжительность ежегодных отпусков этих педагогических работников соответствовала 56 календарным дням, которые установлены для всех других педагогических работников соответствующих организаций.
Дополнительный отпуск по семейным обстоятельствам (при рождении ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников) предоставляется работнику по его письменному заявлению в обязательном порядке. В коллективном договоре может определяться конкретная продолжительность таких отпусков, а также другие случаи и условия их предоставления.
6.13. Педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляется длительный отпуск сроком до одного года в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2016 г. №644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 2016 г., регистрационный №42532), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2020 г. №748 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2020 г., регистрационный №59142).
Продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные непосредственно положениями указанного порядка, определяются коллективным договором.
VII. Условия и охрана труда
Стороны Соглашения рассматривают охрану труда и здоровья работников и обучающихся в качестве одного из приоритетных направлений деятельности.
7.1. Министерство просвещения Российской Федерации:
7.1.1. Осуществляет совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, координацию деятельности по охране труда в образовательных организациях.
7.1.2. Организует разработку с участием Профсоюза нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе правил и инструкций по охране труда для кабинетов химии, физики, технологии, правил безопасности занятий по физической культуре и спорту, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7.1.3. Осуществляет проведение ежегодного мониторинга по несчастным случаям на производстве и условиям труда в подведомственных организациях и образовательных организациях субъектов Российской Федерации, анализ и обобщение полученных результатов; проводит учет и анализ причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев с обучающимися при реализации образовательной деятельности за истекший год.
Разрабатывает программу мероприятий по устранению причин производственного травматизма и несчастных случаев с обучающимися.
7.1.4. Информирует не позднее апреля месяца года, следующего за отчетным, о несчастных случаях, произошедших в отчетном периоде с работниками и обучающимися при проведении образовательной деятельности, причинах несчастных случаев, выделении образовательными организациями денежных средств на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков, обучения по охране труда, обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников, на приобретение средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и смывающих средств.
7.1.5. Предусматривает ежегодное выделение средств на обеспечение безопасности образовательных организаций, охрану труда и здоровья работников и обучающихся образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации.
Обеспечивает включение затрат на мероприятия по охране труда, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, при расчете нормативов финансового обеспечения государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования.
7.1.6. Принимает меры по мотивации работодателей к обеспечению возврата части сумм страховых взносов (до 30%), перечисленных в Социальный фонд России, на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, осуществлять контроль за использованием образовательными организациями денежных средств из Социального фонда России на мероприятия по охране труда.
7.1.7. Способствует созданию и функционированию служб охраны труда в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Организует проведение мониторинга и контроля создания служб охраны труда (введение должности специалиста по охране труда) в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации.
7.1.8. Организует обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда руководителей и специалистов образовательных организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, в установленном законодательством порядке.
7.1.9. Предусматривает включение технических инспекторов труда, внештатных технических инспекторов труда, других представителей Профсоюза в состав комиссий по проверкам готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года, а также в состав комиссий по проверкам организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, перед началом летней оздоровительной кампании.
7.1.10. Организует совместно с Профсоюзом проведение отраслевого смотра-конкурса «Лучший специалист по охране труда».
7.2. Министерство просвещения Российской Федерации способствует реализации работодателями и их представителями полномочий (обязанностей) в соответствии с требованиями законодательства по:
7.2.1. Обеспечению создания и функционирования системы управления охраной труда, проведения системных мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков в соответствии со статьями 217 и 218 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.2.2. Выделению средств на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков, обучения по охране труда, обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников, а также на мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, в размере не менее 2,0 процентов от фонда оплаты труда и не менее 0,7 процента от суммы эксплуатационных расходов на содержание образовательной организации.
Конкретный размер средств на указанные цели определяется коллективным договором и уточняется в соглашении об охране труда, являющимся приложением к коллективному договору.
7.2.3. Использованию в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране труда возможности возврата части сумм страховых взносов (до 20%) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение СИЗ, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, проведение обязательных медицинских осмотров, а также возможности возврата части сумм страховых взносов (до 30%) на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами (не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством).
7.2.4. Созданию службы охраны труда или введению должности специалиста по охране труда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7.2.5. Обеспечению проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом №426‑ФЗ, предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда, в установленном законодательством порядке.
7.2.6. Обеспечению приобретения за счет собственных средств и выдачи работникам средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством порядке, в соответствии с типовыми нормами.
7.2.7. Обеспечению за счет средств работодателя проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также обязательного психиатрического освидетельствования работников в соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.2.8. Проведению обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.2.9. Организации проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников в установленном законодательством порядке; обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, в том числе организации работы кабинетов психологической разгрузки.
7.2.10. Осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных организаций; проведению мониторинга состояния зданий и сооружений образовательных организаций.
7.2.11. Обеспечению условий для осуществления уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзного контроля за соблюдением норм и правил по охране труда; включению в коллективные договоры и соглашения положений о предоставлении оплачиваемого рабочего времени уполномоченным по охране труда для выполнения возложенных профсоюзных обязанностей и установления надбавки в размере не менее 20 процентов должностного оклада.
7.2.12. Обеспечению выплаты единовременной денежной компенсации, сверх предусмотренной федеральным законодательством, семье пострадавшего в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая, связанного с производством, или профессионального заболевания, в размере и на условиях, определяемых коллективным договором.
7.2.13. Включению в коллективные договоры порядка, условий и размера единовременной денежной компенсации работнику, пострадавшему в результате несчастного случая, связанного с производством.
7.2.14. Обеспечению участия представителей технической инспекции труда Профсоюза в расследовании тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев со смертельным исходом и профессиональных заболеваний; представлении информации в профсоюзные органы о выполнении мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве.
7.2.15. Обеспечению беспрепятственного допуска представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в образовательных организациях, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников образования; рассмотрению в установленные законодательством сроки представлений (требований) технического инспектора труда Профсоюза и внештатных технических инспекторов труда Профсоюза, предложений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
7.3. Профсоюз:
7.3.1. Обеспечивает подготовку заключений на нормативные правовые акты в сфере образования, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, разработанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7.3.2. Обеспечивает руководство, координирует работу, определяет основные направления деятельности технической инспекции труда Профсоюза.
Организует обучение технических инспекторов труда и проверку знания требований охраны труда.
7.3.3. Осуществляет защитные функции по соблюдению прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, гарантии и компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда, привлекая для этих целей технических инспекторов труда, внештатных технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, представляет интересы членов Профсоюза в органах государственной власти, в суде.
7.3.4. Осуществляет профсоюзный аудит системы управления охраной труда, оценки профессиональных рисков, специальной оценки условий труда, условий и охраны труда в образовательных организациях, выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
Организует работу технических инспекторов труда Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда Профсоюза, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда по проведению периодических визуальных осмотров, обследований зданий и сооружений образовательных организаций.
7.3.5. Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников образовательных организаций.
7.3.6. Обеспечивает реализацию права работника на сохранение за ним места работы (должности) и среднего заработка на время приостановки работ в организации либо непосредственно на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника, а также в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.
7.3.7. Содействует избранию уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждой первичной профсоюзной организации.
7.3.8. Взаимодействует с органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами государственного контроля (надзора) по вопросам охраны труда, предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
7.3.9. Обращается в компетентные органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве с работниками и обучающимися при проведении образовательной деятельности.
7.3.10. Принимает участие в лице своих представителей, включая технических инспекторов труда Профсоюза и внештатных технических инспекторов труда Профсоюза, в работе комиссий по проверкам:
а) готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года;
б) организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, перед началом летней оздоровительной кампании.
7.3.11. Организует ежегодное проведение и подведение итогов Общероссийского смотра-конкурса на звания «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации» и «Лучший внештатный технический инспектор труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации».
7.4. Стороны совместно:
7.4.1. Обеспечивают разработку методических рекомендаций по совершенствованию системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
7.4.2. Рекомендуют руководителям образовательных организаций создавать комитеты (комиссии) по охране труда, обеспечивать условия их работы.
7.4.3. Содействуют выполнению представлений и требований технических инспекторов труда и внештатных технических инспекторов труда, предложений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных организаций, выданных работодателям, по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований охраны труда.
7.4.4. Осуществляют ведомственный и общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде и охране труда, в том числе в части обеспечения безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных организаций, за расследованием несчастных случаев на производстве, за учетом и рассмотрением обстоятельств и причин событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников образовательной организации, в установленном законодательством порядке.
7.4.5. Регулярно рассматривают на совместных совещаниях, коллегиях Министерства просвещения Российской Федерации вопросы охраны труда, безопасности образовательного процесса, производственного травматизма и несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7.4.6. Принимают участие в организации и проведении семинаров-совещаний по охране труда, Всемирного дня охраны труда, выставок по охране труда.
7.4.7. Продолжают работу по здоровьесбережению работников образования, в том числе по внесению дополнений в Перечень профессиональных заболеваний, связанных с перенапряжением голосового аппарата педагогических работников.
VIII. Содействие занятости, повышение квалификации и закрепление профессиональных кадров
8.1. Министерство просвещения Российской Федерации:
8.1.1. Содействует проведению государственной политики в области занятости, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки, трудоустройства выпускников, оказания эффективной помощи педагогическим и научным работникам из числа молодежи в профессиональной и социальной адаптации и координирует работу организаций по эффективному использованию кадровых ресурсов.
8.1.2. Анализирует кадровый состав и потребность в кадрах образовательных организаций высшего образования, в том числе с целью актуализации контрольных цифр приема (КЦП), профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, потребность в получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования.
8.1.3. Координирует деятельность образовательных организаций, направленную на обеспечение современного развития кадрового потенциала сферы образования, рынка педагогического труда, на востребованность и конкурентоспособность педагогической профессии, на формирование позитивного образа преподавателя, учителя в общественном сознании.
8.1.4. Определяет формы поощрения и общественного признания достижений работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения (заслуги) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функций по оказанию государственной услуги и управлению государственным имуществом в сфере ведения Министерства просвещения Российской Федерации.
Министерство просвещения Российской Федерации исходит из того, что согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля 2021 г. №400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2021 г., регистрационный №64798) к награждению ведомственными наградами могут быть представлены работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, государственные гражданские и муниципальные служащие, работники аппарата Профсоюза и его региональных (межрегиональных) и территориальных организаций, а также иные категории лиц, имеющие заслуги в установленной сфере деятельности и отвечающие требованиям, установленным для представления к каждой из наград.
Отсутствие у кандидатов наград, установленных в субъекте Российской Федерации, не является основанием для отказа при представлении к награждению ведомственными наградами.
При определении количества лиц, ежегодно представляемых к награждению по конкретным организациям (органам), учитывается мотивированное мнение соответствующих первичных, территориальных и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования.
8.1.5. Принимает меры по повышению социального и профессионального статуса педагогических работников, в том числе относящихся к профессорско-преподавательскому составу, научным работникам, качества кадрового потенциала образовательных организаций, по созданию необходимых безопасных и комфортных условий труда для работников сферы образования.
8.1.6. Информирует Профсоюз не менее чем за три месяца о решениях, влекущих возможные массовые увольнения работников организаций, их числе, категориях и сроках проведения мероприятий по высвобождению работников.
8.2. Стороны считают, что при изменении типа, организационно-правовой формы, ликвидации организаций, сокращении численности или штата работников организаций и в других случаях Профсоюз представляет и защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов – всех работников, независимо от их членства в Профсоюзе.
8.3. Стороны совместно:
8.3.1. Принимают меры по созданию автоматизированной базы данных о работающих в системе образования лицах, имеющих почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Народный учитель Российской Федерации»; по проведению широкого общественно-профессионального обсуждения с целью актуализации критериев выявления кандидатов на награждение почетным званием «Народный учитель» и популяризации этого звания в педагогическом сообществе, а также среди руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
8.3.2. Разрабатывают предложения по внесению изменений в статут почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», утвержденный указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1099, с целью расширения категорий педагогических работников, которым может быть присвоено это звание.
8.3.3. Разрабатывают предложения по совершенствованию ведомственной наградной системы в части расширения перечня ведомственных наград, в том числе за счет ранее применявшихся; а также путем введения в этот перечень наград для молодых учителей и ветеранов просвещения.
8.3.4. Ежегодно рассматривают вопросы занятости, подготовки, получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки работников (в том числе высвобождаемых), трудоустройства выпускников образовательных организаций.
8.3.5. Не допускают принятия решений, которые могут повлечь массовые сокращения работников при проведении структурных преобразований в сфере образования.
8.3.6. Принимают участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников организаций.
Прим. ред. Документ публикуется в редакции оригинала.
Продолжение следует
Комментарии