1 апреля 2020 года Департаментом образования и науки города Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации заключено Отраслевое соглашение между Департаментом образования и науки города Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2020‑2022 годы.
Отраслевое соглашение на 2020‑2022 годы прошло уведомительную регистрацию в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы без замечаний (2 апреля 2020 года, регистрационный №69).
Начиная с июня 2019 года в числе основных вопросов для рассмотрения на заседаниях Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Отраслевая комиссия) было проведение подготовительной работы и коллективных переговоров по подготовке и заключению городского отраслевого соглашения на новый период.
Коллективные переговоры велись на базе действовавшего до 31 декабря 2019 года Отраслевого соглашения между Департаментом образования города Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2017‑2019 годы (в редакции дополнительного соглашения от 26 июня 2018 года), в десять разделов которого сторонами было предложено более 90 поправок содержательного характера, из которых принято и включено в текст полностью и с учетом доработки более 90 процентов предложений сторон.
Основной целью коллективных переговоров было обеспечение сохранения достигнутого и качественное улучшение содержания соглашения в целях усиления взаимодействия сторон социального партнерства на городском и локальном уровнях и расширения дополнительных прав и гарантий работников отрасли.
В ходе работы над проектом соглашения стороны исходили из того, что необходимо обеспечить:
– преемственность и актуализацию текста с точки зрения учета новых реалий по отдельным вопросам взаимодействия сторон и уже принятых решений (совместное рассмотрение обращений работников отрасли, реализация наградной системы в отрасли, сотрудничество со службой финансового контроля и др.);
– «осовременивание» содержания соглашения с позиции учета произошедших изменений и появившихся новаций в нормативно-правовом регулировании отношений в области образования и в социально-трудовой сфере (прежде всего по вопросам регулирования трудовых отношений и др.);
– учет рекомендаций Московского трехстороннего соглашения на 2019‑2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018‑2020 годы.
В соответствии с пунктом 1.9 Соглашения оно вступило в силу со дня подписания сторонами и действует по 31 декабря 2022 года. При этом следует учитывать, что в соответствии с частями 4, 5 и 6 статьи 12, частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации применительно к действию Соглашения во времени предусмотрена обратная сила. Так, абзацем 2 пункта 1.9 Соглашения установлено, что Соглашение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, следовательно, социальными партнерами на отраслевом и локальном уровнях должно обеспечиваться применение его положений начиная с 1 января 2020 года.
Обращаем внимание также на важные и принципиальные нововведения в текст Соглашения, которые качественно улучшили его содержание по четырем основным группам его положений:
– дополнительные гарантии социально-трудовых прав педагогических и других работников образовательных организаций, обеспечивающие повышенный уровень защиты (пункты 2.4.14, 5.2, 5.3, 5.7, 5.8.7, 5.8.8, 7.12, 8.2.12);
– усиление взаимодействия сторон социального партнерства по важным вопросам социально-экономического характера и развития кадрового потенциала отрасли (пункты 2.1.13, 2.2.9, 2.4.2, 2.4.6, 2.4.9, 2.4.12, 2.4.13, 3.2.2, 3.2.7, 3.2.8, 4.1.4, 8.4.7, 9.5.2, 10.1.6, 10.5.8);
– рекомендации для усиления участия первичной профсоюзной организации в решении социально-трудовых вопросов и развития коллективно-договорного регулирования на локальном уровне (пункты 2.5.1‑2.5.5, 3.4.3, 3.4.6, 4.4.5, 4.4.11, 8.2.9, 10.6.9‑10.6.11);
– дополнительные гарантии деятельности первичных профсоюзных организаций и профсоюзного актива (пункты 10.4, 10.6.2‑10.6.5).
Отраслевое соглашение на 2020‑2022 годы включает в себя четыре приложения:
– приложение №1 – рекомендации сторон по включению в коллективные договоры наиболее важных позиций в развитие положений Соглашения (18 пунктов);
– приложение №2 – Положение об Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, включающее нормы по совершенствованию работы этого постоянно действующего органа социального партнерства;
– приложение №3, которое определяет соотношение должностей педагогических работников в целях установления тождества по должностям педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, для регулирования этих вопросов на локальном уровне;
– приложение №4 – Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, которое рекомендуется для использования в образовательных организациях при регулировании данного вопроса.
Департамент и МГО Профсоюза отмечают, что в связи с заключением Отраслевого соглашения на 2020‑2022 годы должна последовать работа сторон, территориальных и первичных профсоюзных организаций МГО Профсоюза и образовательных организаций (работодателей) по его практической реализации на всех уровнях.
Наряду с этим необходимо обеспечить учет его положений в коллективных договорах образовательных организаций, что будет способствовать активизации и повышению роли и значения коллективно-договорной работы как базового механизма, гарантирующего стабильность в коллективе на основе четкой и структурированной системы взаимодействия сторон и регламентации социально-трудовых вопросов.
Текст Соглашения размешен на странице Департамента интернет-портала mos.ru и официальном сайте МГО Профсоюза в сети Интернет mgoprof.ru.
Отраслевое соглашение между Департаментом образования и науки города Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2020‑2022 годы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее – Соглашение) заключено на отраслевом уровне социального партнерства в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы с целью определения в договорном порядке согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций и иных организаций (далее также – организации, образовательные организации), подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования, их гарантии, компенсации и льготы, положения которого обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Рекомендации по включению положений в коллективные договоры образовательных организаций содержатся в приложении №1 к настоящему Соглашению.
1.2. Сторонами Соглашения (далее – стороны) являются:
– работники организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования и науки города Москвы, в лице их полномочного представителя – Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз);
– работодатели – государственные образовательные организации и иные организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования и науки города Москвы, в лице их полномочного представителя – Департамента образования и науки города Москвы (далее – Департамент).
1.3. Соглашение распространяется на работников организаций и работодателей, подведомственных Департаменту, а также на работников аппаратов первичных и территориальных профсоюзных организаций, Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации в части, касающейся применения профсоюзными организациями гарантий работникам их аппаратов, избранным (делегированным) в состав профсоюзных органов.
1.4. Стороны договорились о том, что:
1.4.1. Коллективные договоры организаций не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением.
В коллективном договоре организации с учетом особенностей ее деятельности, финансовых возможностей могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением, а также могут устанавливаться дополнительные меры социальной поддержки, льготы и гарантии работников в соответствии с трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
Законодательные и иные нормативные правовые акты, улучшающие правовое регулирование социально-экономического положения работников по сравнению с регулированием, предусмотренным Соглашением, применяются с даты вступления их в силу.
1.4.2. Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения Соглашения, внесения в него изменений, осуществления контроля за ходом его выполнения, разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по выполнению Соглашения, стороны на равноправной основе формируют Отраслевую городскую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Отраслевая комиссия), действующую в соответствии с Положением об Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений согласно приложению №2 к настоящему Соглашению.
Все спорные вопросы по толкованию и реализации положений Соглашения решаются Отраслевой комиссией. Решения, принятые Отраслевой комиссией, являются обязательными для их выполнения сторонами.
1.5. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить в него изменения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
Принятые сторонами изменения к Соглашению оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью Соглашения.
1.6. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекращать выполнение принятых на себя обязательств.
В случае реорганизации или изменения правового статуса сторон Соглашения права и обязательства сторон по выполнению Соглашения переходят к их правопреемникам и сохраняются до окончания срока его действия.
1.7. В период действия Соглашения стороны обязуются использовать все имеющиеся возможности для устранения причин и обстоятельств, которые могут повлечь возникновение коллективных трудовых споров и применение крайней меры их разрешения – забастовок.
1.8. После уведомительной регистрации в установленном порядке Департамент доводит текст Соглашения и изменения к нему до подведомственных организаций, Профсоюз – до территориальных и первичных профсоюзных организаций (по договоренности сторон может доводиться совместным письмом).
Текст Соглашения и изменений к нему после получения уведомительной регистрации публикуется в «Учительской газете-Москва», а также размещается на официальных сайтах сторон в двухнедельный срок.
1.9. Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2022 года.
Настоящее Соглашение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2022 года.
1.10. Соглашение открыто для присоединения к нему других работодателей, в том числе и муниципальных образовательных организаций.
2. Обязательства в области обеспечения условий труда, занятости, повышения квалификации и закрепления профессиональных кадров
2.1. Департамент:
2.1.1. Осуществляет полное и своевременное финансовое обеспечение деятельности организаций исходя из объема лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для государственных казенных организаций, а также размеров субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для государственных бюджетных и автономных организаций.
2.1.2. Обеспечивает в качестве минимальной гарантии оплаты труда в организациях минимальную заработную плату в городе Москве, установленную в порядке, предусмотренном московским трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, и ее своевременную индексацию.
2.1.3. Содействует повышению квалификации работников, оказанию эффективной помощи молодым специалистам в профессиональной и социальной адаптации, содействует развитию практики стажировки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций.
2.1.4. Анализирует кадровый состав, потребность в кадрах подведомственных организаций, обеспечивает необходимые условия для профессиональной подготовки и переподготовки работников, повышения квалификации.
Организует систематическую работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических, руководящих и других работников подведомственных организаций.
2.1.5. Координирует деятельность образовательных организаций педагогического профессионального образования, направленную на обеспечение современного развития кадрового потенциала сферы образования, рынка педагогического труда, востребованности и конкурентоспособности педагогической профессии, на формирование позитивного образа учителя и педагогических работников в общественном сознании.
2.1.6. Обеспечивает участие представителей Профсоюза в работе Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников, а также в Аттестационной комиссии по аттестации руководителей образовательных организаций.
2.1.7. Предоставляет Профсоюзу по его запросам информацию о численности и составе работников, системах оплаты труда, размерах средней заработной платы по категориям персонала и иных показателях заработной платы, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штата) работников и другую необходимую информацию по социально-трудовым вопросам с учетом положений, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152‑ФЗ «О персональных данных».
2.1.8. Направляет в Профсоюз копии приказов Департамента о реорганизации образовательных организаций в порядке, определяемом Отраслевой комиссией.
2.1.9. Информирует Профсоюз не менее чем за три месяца о решениях, влекущих возможные массовые увольнения работников, их числе, категориях и сроках проведения мероприятий по высвобождению работников.
2.1.10. Информирует Профсоюз о показателях эффективности деятельности образовательных организаций по управлению финансовыми ресурсами и об их изменении.
2.1.11. Предоставляет ежеквартально информацию об остатках финансовых средств на расчетных счетах образовательных организаций в первичные профсоюзные организации по адресам корпоративной электронной почты и обобщенную информацию в Профсоюз.
2.1.12. Осуществляет ведомственный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
2.1.13. Обеспечивает применение в отрасли установленной системы государственных и ведомственных наград и наград города Москвы, определяет формы поощрения и общественного признания достижений работников организаций, входящих в городскую систему образования, взаимодействует с Профсоюзом по этим вопросам в порядке, определенном действующим законодательством, соглашениями и Департаментом.
2.2. Профсоюз:
2.2.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в том числе в форме участия Профсоюза в разработке проектов приказов и распоряжений Департамента, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы работников в порядке, предусмотренном настоящим Соглашением.
2.2.2. Оказывает первичным профсоюзным организациям и членам Профсоюза, а также работникам, не являющимся членами Профсоюза, но уполномочившим выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации, помощь в вопросах применения трудового законодательства; принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2.2.3. Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах организаций.
2.2.4. При изменении правового статуса (типа государственного учреждения и др.), ликвидации и реорганизации организаций, сокращении численности или штата работников представляет и защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов – всех работников независимо от их членства в Профсоюзе.
2.2.5. Принимает участие в процедуре аттестации педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории или подтверждения соответствия занимаемой должности, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке; аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций в установленном Департаментом порядке.
2.2.6. Участвует в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников, студентов, анализирует практику применения трудового законодательства, законодательства об образовании.
2.2.7. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, содействует предупреждению, выявлению и устранению нарушений социально-трудовых прав работников.
2.2.8. Содействует проведению специальной оценки условий труда работников; проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников организаций.
2.2.9. Проводит мониторинги общественного мнения работников образовательных организаций и направляет их результаты с предложениями в Департамент, а также вносит на рассмотрение Отраслевой комиссии.
2.2.10. Содействует работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества и результативности труда.
2.3. Стороны совместно:
2.3.1. Не реже одного раза в полугодие проводят анализ фактически складывающегося уровня оплаты труда по категориям работников и типам образовательных организаций.
2.3.2. По мере необходимости проводят анализ результатов социальных последствий реорганизации образовательных организаций, в том числе в области трудовых отношений и оплаты труда.
2.3.3. Ежегодно рассматривают вопросы занятости, подготовки, повышения квалификации работников, профессиональной переподготовки высвобождаемых работников, принимают участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников.
2.3.4. В целях достижения социального эффекта по результатам реализации направлений государственной политики развития образования принимают участие в разработке мер по обновлению и качественному совершенствованию кадрового состава системы образования, снижению текучести кадров в сфере образования, созданию условий для непрерывного профессионального образования и повышению квалификации педагогических работников.
2.3.5. Осуществляют меры по реализации Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, включающей мероприятия по внедрению профессионального стандарта педагога, модернизации педагогического образования, повышению престижа профессии педагога, а также по реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273‑р).
2.3.6. Проводят анализ и осуществляют контроль за выполнением образовательными организациями показателей эффективности деятельности по управлению ресурсами.
2.4. Стороны договорились:
2.4.1. Способствовать повышению качества образования, развитию образовательной системы города Москвы, результативности деятельности образовательных организаций, конкурентоспособности работников на рынке труда при реализации национального проекта «Образование», Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» и других программ в сфере образования.
2.4.2. В целях содействия реализации программ, связанных с развитием инклюзивного образования, определять меры по подготовке, переподготовке и дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, а также по обеспечению реализации трудовых прав педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование.
2.4.3. Считать критериями массового увольнения следующие показатели численности увольняемых работников организаций:
– ликвидация организации с численностью работающих 15 и более человек;
– сокращение численности или штата работников в количестве 20 и более человек в течение 30 календарных дней;
– увольнение 10 и более процентов работников организации в течение 90 календарных дней.
2.4.4. Организовать работу по изучению и пропаганде передового педагогического опыта с привлечением широкой педагогической общественности, в том числе советов молодых педагогов, советов ветеранов педагогического труда; ежегодно проводить конкурсы педагогического мастерства.
2.4.5. В течение учебного года в государственных образовательных организациях не осуществляются организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение педагогических работников до окончания учебного года.
2.4.6. Осуществлять анализ реализации кадровой политики в образовательных организациях с рассмотрением результатов в различных формах, в том числе на заседаниях Отраслевой комиссии.
2.4.7. Проводить аттестацию педагогических работников образовательных организаций, входящих в ежегодный рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование по итогам учебного года, в соответствии с алгоритмами проведения процедуры аттестации, утверждаемыми решениями Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационных категорий (далее – ГАК).
При проведении аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории учитывается их результативное участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях, определяемых решениями ГАК.
2.4.8. Педагогическому работнику, имеющему (имевшему) высшую квалификационную категорию по одной из должностей, не может быть отказано в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности, в том числе в случае, если на высшую квалификационную категорию педагогический работник претендует впервые, не имея первой квалификационной категории.
2.4.9. Осуществлять взаимодействие по вопросам развития системы независимой оценки квалификации работников образования.
2.4.10. Принимать меры по недопущению сбора отчетов, документов и иной информации, находящейся в распоряжении образовательных организаций и содержащейся в Комплексной информационной системе «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде», в том числе в электронном журнале, от педагогических работников образовательных организаций.
2.4.11. Работодатели представляют профкому информацию о выполнении показателей эффективности деятельности образовательной организации по управлению финансовыми ресурсами, связанными прежде всего с оплатой труда работников.
2.4.12. Проводить анализ судебной практики по трудовым спорам, касающимся работников образовательных организаций, с рассмотрением Отраслевой комиссией и информированием сторонами образовательных и профсоюзных организаций.
2.4.13. Принимать меры, направленные на обеспечение условий труда работников, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, профессионального образования вне места нахождения работодателя (возможность приема пищи, осуществления санитарно-гигиенических нужд и др.).
2.4.14. При установлении органами финансового контроля неправомерных, необоснованных выплат педагогическому работнику образовательной организации по вине иных должностных лиц образовательной организации требования по возмещению образовательной организации средств предъявляются к указанным должностным лицам.
2.5. Департамент и Профсоюз рекомендуют работодателям и первичным профсоюзным организациям:
2.5.1. В целях обеспечения повышения эффективности и качества работы образовательных организаций проводить комплекс мероприятий, направленных на:
– включение работников в возрасте до 35 лет в резерв руководящих кадров;
– создание работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования в соответствии с трудовым законодательством, соглашениями, коллективным договором, локальными нормативными актами, в том числе установление по согласованию с работниками индивидуального режима труда;
– проведение работы по сохранению и развитию системы наставничества;
– развитие системы взаимодействия между образовательными организациями с целью обмена опытом в различных формах (взаимообучение и др.).
2.5.2. Развивать взаимодействие по вопросам обеспечения условий труда и занятости работников, включая мероприятия по проведению сокращения численности или штата работников организации, с целью обеспечения обязательного участия выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 82 Трудового кодекса Российской Федерации, настоящим Соглашением, другими соглашениями и коллективным договором в принятии соответствующих решений работодателем (путем направления в профком проектов приказов, копий документов, являющихся основанием для принятия решений).
2.5.3. Закреплять в трудовых договорах с педагогическими работниками их право не представлять работодателю информацию, которая может быть получена путем выгрузки из информационных систем, включая информацию, необходимую для прохождения педагогическим работником аттестации.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений) с педагогическими работниками руководствоваться рекомендациями и разъяснениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы по снижению отчетности.
2.5.4. Осуществлять взаимодействие по вопросам поощрения и награждения работников, в том числе государственными, ведомственными и отраслевыми наградами и наградами города Москвы, с использованием общественно-коллегиальных механизмов (ходатайство о награждении от первичной профсоюзной организации и (или) учет ее мнения, рассмотрение кандидатур на общем собрании работников организации и др.).
2.5.5. При установлении тождества по должностям педагогических работников, имеющих квалификационную категорию (в том числе по совместительству), при условии, что по этим должностям совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы, руководствоваться нормативными правовыми и иными актами, коллективным договором, локальными нормативными актами, приложением №3 к настоящему Соглашению.
3. Развитие молодежного кадрового потенциала
3.1. Стороны при рассмотрении вопросов развития молодежного кадрового потенциала городской системы образования исходят из того, что в целях закрепления в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту, молодых специалистов и в иных случаях, когда правовыми актами города Москвы предоставление мер социальной поддержки связывается с наличием статуса «молодой специалист», такой статус определяется в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 постановления Правительства Москвы от 23 марта 2004 г. №172‑ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы».
В целях настоящего Соглашения под молодыми педагогами понимаются педагогические работники образовательных организаций в возрасте до 30 лет и имеющие стаж педагогической работы после получения высшего или среднего профессионального образования не более пяти лет.
3.2. С целью развития кадрового потенциала, обеспечения профессионального роста и социальной защищенности молодых педагогов стороны совместно:
3.2.1. Содействуют профессиональной и социальной адаптации, закреплению на рабочих местах и профессиональному росту молодых педагогов.
3.2.2. Содействуют организации института наставничества молодых педагогов в образовательных организациях, в том числе в форме принятия рекомендаций сторон информационно-методического характера (примерного положения о системе наставничества в образовательной организации и других документов).
3.2.3. Способствуют привлечению молодых педагогов к реализации городских образовательных проектов и социально значимых мероприятий.
3.2.4. Привлекают молодых педагогов к активному участию в различных формах государственно-общественного управления.
3.2.5. Поддерживают создание и развитие молодежных педагогических объединений и обеспечивают поддержку социальных инициатив молодых педагогов.
3.2.6. Содействуют проведению молодежных конкурсов профессионального мастерства.
3.2.7. Изучают, обобщают и распространяют лучшие педагогические практики в целях профессионального развития молодых педагогов; проводят тематические мероприятия для молодых педагогов, в том числе по вопросам реализации социально-трудовых прав.
3.2.8. Организуют и проводят совместно с ГАОУ ДПО МЦКО, ГАОУ ДПО МЦРКПО, ГБУ МГДУ мероприятия для молодых педагогов по развитию профессиональных и управленческих компетенций.
3.3. Профсоюз:
3.3.1. Реализует Программу Московской городской организации Профсоюза на 2017‑2020 годы «Молодежь – наш стратегический выбор».
3.3.2. Способствует повышению правовой, финансовой грамотности и социальной защищенности молодых педагогов.
3.3.3. Информирует молодых педагогов о деятельности профсоюзных организаций по вопросам защиты их социально-трудовых прав и экономических интересов, по другим социально значимым вопросам.
3.3.4. Осуществляет поддержку совместного проекта молодых педагогов и Профсоюза – мобильного приложения «Навигатор молодого педагога».
3.3.5. Координирует деятельность «Столичной ассоциации молодых педагогов».
3.3.6. Оказывает материальную поддержку и организационную помощь молодежным педагогическим объединениям (межрайонным советам молодых педагогов, советам молодых педагогов образовательных организаций и др.).
3.3.7. Создает условия для организации активного досуга молодых педагогов, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий.
3.4. Департамент и Профсоюз рекомендуют работодателям с участием выборного органа первичной профсоюзной организации:
3.4.1. Создавать условия для адаптации и профессионального становления молодых педагогов, формирования их компетенций, повышения мотивации к педагогической деятельности.
3.4.2. Создавать молодым педагогам необходимые условия труда, в том числе обеспечение оснащенности рабочего места современными оргтехникой и лицензионными программными продуктами.
3.4.3. Организовывать методическое сопровождение молодых педагогов, включая закрепление наставников за молодыми специалистами из числа педагогических работников, показывающих высокие образовательные результаты, а также осуществлять материальное и моральное поощрение наставников в размерах и на условиях, определяемых локальными нормативными актами в соответствии с коллективным договором.
3.4.4. Создавать условия для профессионального и карьерного роста молодых педагогов через повышение квалификации, профессиональные, творческие и профсоюзные конкурсы.
3.4.5. Способствовать формированию и деятельности молодежного педагогического объединения в образовательной организации в форме совета молодых педагогов.
3.4.6. Предусматривать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки молодых педагогов, включая материальное и моральное поощрение, в размерах и на условиях, определяемых локальными нормативными актами в соответствии с коллективным договором.
3.4.7. Реализовывать систему кураторства по молодежным вопросам, в том числе путем назначения ответственного за работу с молодыми педагогами из числа руководящих работников образовательной организации.
4. Развитие социального партнерства и участие профсоюзных органов в управлении организациями
4.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие организаций системы образования и науки города Москвы и необходимость улучшения положения работников образования и науки, Департамент и Профсоюз договорились:
4.1.1. При разработке предложений по совершенствованию целевых показателей эффективности деятельности образовательных организаций учитывать в их числе показатели коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
4.1.2. Осуществлять взаимодействие сторон при проведении ведомственного контроля и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Департаменту организациях.
4.1.3. Содействовать созданию и реализации задач профессиональных и иных объединений (ассоциаций) педагогических и иных работников образовательных организаций.
4.1.4. Осуществлять взаимодействие сторон по рассмотрению поступивших в Департамент и направленных в образовательные организации и первичные профсоюзные организации обращений работников образовательных организаций по социально-трудовым вопросам.
4.1.5. В целях обеспечения соблюдения трудовых прав работников взаимодействовать по вопросам, связанным с реализацией функции по осуществлению финансового контроля за деятельностью образовательных и иных организаций, подведомственных Департаменту, в том числе в форме привлечения представителей Профсоюза в качестве экспертов при проведении контрольных мероприятий.
4.2. В целях развития социального партнерства Департамент и Профсоюз обязуются:
4.2.1. Строить свои взаимоотношения на основе принципов коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
4.2.2. Участвовать в постоянно действующих органах социального партнерства, создаваемых на уровне города и отрасли комиссиях.
4.2.3. Проводить систематические взаимные консультации (переговоры) по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в сфере образования города Москвы, в том числе выполнения и текущего финансирования городских программ в сфере образования, по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников образовательных организаций, совершенствования нормативных правовых актов в сфере образования, затрагивающих социально-трудовые права работников образовательных организаций.
4.2.4. Обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения в работе своих коллегиальных органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением.
4.2.5. Предоставлять другой стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
4.2.6. Развивать и совершенствовать систему постоянно действующих органов социального партнерства в отрасли, в том числе в образовательных организациях.
4.2.7. Содействовать повсеместному заключению и повышению эффективности коллективных договоров, обеспечивая непрерывность коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в образовательных организациях.
4.2.8. Содействовать осуществлению в организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установления либо изменения существенных для работников условий труда и иных социально-экономических условий с учетом мотивированного мнения или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
4.2.9. Содействовать реализации принципа государственно-общественного управления в образовательных организациях.
4.2.10. Осуществлять систематический мониторинг, обобщение опыта заключения коллективных договоров в образовательных организациях, результаты которых публиковать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, на официальных сайтах в сети Интернет.
4.3. Департамент обязуется:
4.3.1. При подготовке и принятии приказов, распоряжений, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы работников, заблаговременно информировать о них Профсоюз для учета мнения Профсоюза и выполнения положений настоящего Соглашения.
4.3.2. При формировании рабочих групп по разработке проектов нормативных правовых актов города Москвы, касающихся трудовых, социально-экономических прав и интересов работников образовательных организаций, включать в состав указанных рабочих групп представителей Профсоюза.
4.4. Стороны согласились:
4.4.1. Рекомендовать работодателям заключать коллективные договоры с выборными профсоюзными органами первичных профсоюзных организаций, входящих в структуру Профсоюза, обеспечивать исполнение законодательства Российской Федерации, законодательства города Москвы и отчитываться не реже одного раза в год перед работниками образовательных организаций о выполнении коллективных договоров.
4.4.2. Оказывать содействие Профсоюзу в проведении совместных семинаров, повышения квалификации, мероприятий в других формах для представителей работодателей, территориальных и первичных профсоюзных организаций по проблемам ведения коллективных переговоров, заключения и выполнения коллективных договоров.
4.4.3. Рекомендовать работодателям принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения либо по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
4.4.4. Содействовать созданию новых и укреплению действующих первичных профсоюзных организаций в образовательных организациях.
4.4.5. Предоставить право первичным профсоюзным организациям:
– выдвигать кандидатуры для награждения работников образовательных организаций ведомственными наградами и наградами города Москвы;
– ходатайствовать по согласованию с Московской городской организацией Профсоюза перед образовательной организацией о награждении ведомственными наградами и наградами города Москвы председателей, членов выборных органов первичных профсоюзных организаций образовательных организаций.
4.4.6. Способствовать созданию и деятельности в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе с применением образовательными организациями примерного положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, принятого социальными партнерами на федеральном отраслевом уровне.
4.4.7. Регулярно освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, на официальных сайтах в сети Интернет результаты выполнения Соглашения, а также документы Отраслевой комиссии.
4.4.8. Способствовать формированию в образовательных организациях с участием выборных профсоюзных органов системы внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
4.4.9. Осуществлять меры по усилению взаимодействия и координации деятельности межрайонных советов директоров государственных образовательных организаций и межрайонных советов председателей первичных профсоюзных организаций.
4.4.10. Рекомендовать работодателям предоставлять по письменному запросу первичной профсоюзной организации информацию по вопросам оплаты труда работников организации, по условиям и охране труда, включая статистическую информацию, использование которой осуществляется профкомом с соблюдением законодательства о защите персональных данных.
4.4.11. Рекомендовать работодателям при приеме на работу направлять работника в выборный орган первичной профсоюзной организации с целью информирования о ее деятельности.
4.5. Профсоюз обязуется:
4.5.1. Способствовать реализации Соглашения, сохранению социальной стабильности, укреплению трудовой дисциплины в коллективах образовательных организаций, установлению партнерских взаимоотношений выборных органов первичных профсоюзных организаций с работодателями.
4.5.2. Представлять, выражать и защищать социальные, трудовые, профессиональные права и интересы работников образовательных организаций – членов Профсоюза в судебных органах, в органах государственной власти, других органах и организациях.
4.5.3. Содействовать предотвращению в организациях коллективных трудовых споров при выполнении обязательств, включенных в Соглашение и коллективные договоры.
4.5.4. Организовывать лектории, постоянно действующие семинары, выпуск информационных бюллетеней, методических материалов, публиковать материалы в средствах массовой информации, на сайте Профсоюза в сети Интернет по вопросам социального партнерства и другим вопросам.
4.5.5. Осуществлять обучение руководителей и специалистов образовательных организаций, членов выборных коллегиальных органов, профсоюзных работников и активистов профсоюзных организаций по вопросам применения трудового законодательства, а также по другим вопросам социально-трудового характера и профессионального развития.
4.5.6. Выступать инициатором начала переговоров по продлению действия настоящего Соглашения, заключению Соглашения на новый срок за три месяца до окончания настоящего Соглашения.
5. Трудовые отношения
Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
5.1. Трудовой договор с работниками образовательных организаций заключается, как правило, на неопределенный срок в письменной форме.
Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом.
5.2. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, настоящего Соглашения, устава, коллективного договора и иных локальных нормативных актов образовательной организации.
В трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) устанавливаются обязательные и иные условия трудового договора, в том числе трудовая функция с определением должностных обязанностей (включая установленный при тарификации объем учебной нагрузки для педагогических работников с указанием наименования предметов (дисциплин), классов (групп), количества часов и количества обучающихся в них, в том числе детей-инвалидов, путем оформления приложения к трудовому договору (дополнительному соглашению) – выписки из тарификационного списка), условия оплаты труда (размер оклада, должностного оклада, ставки заработной платы, тарифной ставки; выплаты компенсационного и стимулирующего характера и условия их осуществления), условия предоставления мер социальной поддержки и др.
5.3. Работодатели в соответствии с действующим порядком обеспечивают заключение (оформление в письменной форме) с работниками трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору), в котором конкретизированы его трудовые (должностные) обязанности, условия оплаты труда, а также меры социальной поддержки, предусматривающего в том числе такие обязательные условия оплаты труда, как:
– размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, устанавливаемые за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц, а для педагогических работников исходя из количества обучающихся и учебной нагрузки;
– размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда, и др.);
– размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.
5.4. Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.
Работодатели обеспечивают своевременное уведомление работников в письменной форме о предстоящих изменениях условий трудового договора и причинах, вызвавших необходимость таких изменений, в том числе об изменениях размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (при изменении порядка определения условий их установления и (или) при увеличении), размеров постоянных выплат стимулирующего характера, установленных на год, размеров компенсационных выплат за вредные и (или) опасные условия труда (при наличии), а также своевременное заключение дополнительных соглашений к трудовому договору об изменении условий трудового договора.
Возложение на педагогических работников выполнения дополнительной работы, в том числе функций административного характера, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством с их письменного согласия и дополнительной оплатой за такую работу.
5.5. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.
5.6. Работники образовательных организаций (в том числе руководители и заместители руководителей образовательных организаций по согласованию с Департаментом), реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, наряду с работой, определенной трудовым договором, могут замещать в той же образовательной организации на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности (далее – учебная нагрузка) в классах, группах, кружках, секциях (в том числе в рамках часов внеаудиторной занятости с отдельными категориями обучающихся), которая не считается совместительством.
При достижении обучающимися высоких качественных показателей образования, занятия обучающимися призовых мест в конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней такие работники, за исключением руководителей и их заместителей, имеют право наряду с другими педагогическими работниками получать выплаты стимулирующего характера по результатам их преподавательской деятельности.
Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная нагрузка, ее содержание и объем, а также размер оплаты.
Предоставление учебной нагрузки указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных организаций, работникам организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования) осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данная образовательная организация является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой (учебной нагрузкой) по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
5.7. Работодатели обязаны в сфере трудовых отношений:
– до подписания трудового договора с работником ознакомить его под подпись с уставом образовательной организации, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящим Соглашением, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника;
– руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащим в том числе квалификационные характеристики должностей работников образования, а также руководителей и специалистов высшего и дополнительного профессионального образования, в которых предусматриваются должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности;
– при заключении дополнительных соглашений к трудовым договорам педагогических работников не допускать снижения уровня трудовых прав педагогических работников с учетом гарантий в сфере оплаты труда, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами образовательной организации;
– учитывать профессиональные стандарты в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации;
– обеспечивать на основании письменного заявления работника ведение его трудовой книжки в бумажном виде или предоставление ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
5.8. Департамент и Профсоюз:
5.8.1. Совместно участвуют в создании условий для реализации порядка проведения аттестации педагогических работников, установленного в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами, и в совершенствовании методики ее проведения на основе анализа результатов аттестации.
5.8.2. При аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности при оценке профессиональной компетентности и результатов их профессиональной деятельности рекомендуют аттестационной комиссии образовательной организации учитывать условия труда работников, обеспеченность работников средствами для исполнения должностных обязанностей.
5.8.3. При проведении структурных преобразований в отрасли не допускают массовых сокращений работников, заранее планируют трудоустройство высвобождаемых работников, принимают участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников организации.
5.8.4. Способствуют созданию и деятельности в образовательных организациях комиссий по рассмотрению трудовых споров.
5.8.5. Содействуют образовательным организациям по вопросам применения профессиональных стандартов.
5.8.6. Исходят из того, что изменение требований к квалификации педагогического работника по занимаемой им должности, в том числе установленных профессиональным стандартом, не может являться основанием для изменения условий трудового договора либо расторжения с ним трудового договора по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации) при успешном прохождении им аттестации.
5.8.7. Способствуют соблюдению работодателями трудовых прав работников образовательных организаций по вопросам прекращения трудовых отношений, в том числе рекомендуют представителям работодателей незамедлительно информировать в письменной или электронной форме выборный орган первичной профсоюзной организации о поступившем заявлении от работника об увольнении по соглашению сторон и по инициативе работника (по собственному желанию).
5.8.8. Во взаимосвязи с положениями пункта 5.8.7 настоящего Соглашения рекомендуют выборному органу первичной профсоюзной организации при получении от представителя работодателя в письменной или электронной форме информации о заявлении работника об увольнении по соглашению сторон и по инициативе работника (по собственному желанию) оперативно рассмотреть этот вопрос на заседании профсоюзного комитета с приглашением представителя работодателя и работника с целью выявления объективных причин для прекращения трудовых отношений и предотвращения трудового спора.
5.8.9. Способствуют реализации правового статуса педагогических работников, установленного законодательством об образовании, включая право на защиту профессиональной чести и достоинства, и рекомендуют образовательным организациям руководствоваться при разработке и принятии соответствующего локального нормативного акта примерным положением о нормах профессиональной этики педагогических работников, принятым социальными партнерами на федеральном отраслевом уровне (приложение №4 к настоящему Соглашению).
6. Оплата труда и нормы труда
При регулировании вопросов оплаты труда Департамент и Профсоюз исходят из того, что:
6.1. Системы оплаты труда работников устанавливаются в организациях коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и правовыми актами города Москвы, соглашениями, рекомендациями Департамента.
6.2. Работодатели с участием выборного органа первичной профсоюзной организации:
6.2.1. Разрабатывают положение об оплате труда работников организации, которое, как правило, является приложением к коллективному договору, а также локальные нормативные акты по вопросам осуществления стимулирующих выплат, за исключением целевых выплат из бюджета города Москвы, установленных нормативными правовыми актами города Москвы.
6.2.2. Предусматривают регулирование вопросов оплаты труда, обеспечивая:
– зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, объема и сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, результатов работы без ограничения ее максимальным размером;
– недопущение работодателем какой бы то ни было дискриминации работников – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
– формирование размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы для педагогических работников, непосредственно осуществляющих основной образовательный процесс (учителей, воспитателей, преподавателей и мастеров производственного обучения, педагогов дополнительного образования), на основании «ученико-часа», «дето-дня», «студенто-часа», по иным категориям – по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, не допуская установления различных размеров «ученико-часа», «дето-дня», «студенто-часа», тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию в одной образовательной организации;
– установление размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
– гарантии по оплате труда работников, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе по уровню средней заработной платы педагогических работников, определяемому в соответствии с решениями органов государственной власти;
– зависимость оплаты труда работников от их личных результатов и участия в эффективном функционировании организации;
– учет типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда);
– определение размеров ежемесячных выплат стимулирующего характера за результативность работы в предыдущем учебном году, премий (по результатам работы в текущем учебном году, разовые премии) и иных выплат стимулирующего характера, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями;
– обязательное участие профсоюзного комитета в установлении заработной платы, включая участие в распределении стимулирующих выплат работникам, а также в разработке и согласовании формулы, с применением которой рассчитывается заработная плата педагогических работников.
6.3. При разработке и утверждении в организациях показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда работников учитываются следующие основные принципы:
– вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности);
– вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всей организации и уровню квалификации работника (принцип адекватности);
– размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности);
– работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости);
– правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости);
– принятие решений о выплатах и их размерах должны осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип прозрачности).
6.4. Работодатели осуществляют оплату труда работников в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, но не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время, но не ниже указанных выше размеров, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
Комментарии