search
main
0

Отпустите школу в рынок! . И она преобразится

В Новгородской области накоплен большой опыт нормативного бюджетного финансирования. Внедрение региональных нормативов позволило руководителям образовательных учреждений разобраться, на что и в каком объеме им выделяются денежные средства.

Сегодня на Новгородчине каждый директор детского сада или школы – экономный хозяйственник. Он знает формулу расчета бюджетных ассигнований, по которой сможет составить смету доходов и расходов.

Централизованная бухгалтерия и коэффициенты

В 1996 году в Новгородской области в соответствии со статьей 41 Закона РФ «Об образовании» были разработаны первые региональные нормативы бюджетного финансирования. Через три года был утвержден порядок их расчета. С чего же все начиналось?

– Вначале мы пошли по тому же пути, что и другие регионы: рассчитывали среднюю «стоимость» одного ребенка, – рассказывает заместитель начальника отдела планирования, финансирования и контроля комитета образования Новгородской области Татьяна Ерош. – Через два года сделали вывод, что из этого расчета необходимо исключить льготы педагогическим работникам. В норматив также не входят компенсации на книгоиздательскую продукцию и льготы по коммунальным услугам – эти расходы рассчитываются отдельными строками.

Норматив бюджетного финансирования текущих расходов разбит на три части: норматив фонда оплаты труда, затем материального обеспечения учеников и норматив материальных затрат.

В норматив материальных затрат включены компенсации на питание школьников, в него же входят и учебные расходы. Таким образом, мы вышли на норматив учебных расходов на одного ребенка, учитывая в нем и приобретение учебных книг для библиотеки. Директора школ настояли, чтобы эти затраты не корректировались, а были представлены четко оговоренной суммой.

– Норматив фонда заработной платы мы тоже делим, – продолжает Татьяна Николаевна. – Отдельно – норматив педагогической заработной платы и отдельно – норматив для административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. Дело в том, что у нас специфический регион – очень много маленьких школ, и говорить о норме расходов на одного ученика просто невозможно. И мы пришли к тому, что норматив по заработной плате должен быть установлен не на одного фактического ученика, а на одного расчетного. Естественно, норматив по зарплате не может быть одинаков.

– Что значит: «расчетного»?

– Возьмем, к примеру, учеников первого класса и десятого. Норма часов у них разная. В первом классе по базисному учебному плану – 22 часа, а в 10-м – 36 часов. Количество педагогов – разное. Вот и выходит, что десятиклассник дороже первоклассника, а умственно отсталый ученик почти в четыре раза дороже ребенка из общеобразовательного класса.

Для того чтобы сделать расчет, выведены определенные коэффициенты. Они просчитываются с учетом того, что в методических рекомендациях утверждены нормы наполняемости классов и нормы продолжительности занятий по группам классов (для 1-4-х классов одна норма, для 5-9-х – другая, для 10-11-х – третья). Таким образом, на каждую группу классов и на каждого ребенка есть свой коэффициент расчета. За норматив берется минимальная «стоимость» ученика (1-4-е классы, 25 часов, учитель имеет 12-й разряд ЕТС). Но в методике также предусмотрены поправочные коэффициенты с учетом качественного состава педагогов в каждом районе области. (Собирается сводная ведомость тарификации, выводится средняя ставка зарплаты учителя и по каждой территории дается поправочный коэффициент). Поскольку аттестация педагогов при планировании бюджета не учитывается, на нее закладываются дополнительные расходы – средняя ставка зарплаты, сложившаяся на территории, увеличивается на несколько процентов.

– В селе – то же самое?

– Там свои трудности – нельзя прийти к единой норме наполняемости, в некоторых школах есть классы с пятью, с тремя и даже с одним учеником в классе. Значит, расчет по зарплате сельского учителя производится на один класс-комплект, а не на одного ученика, как в городских школах.

– А норматив по вспомогательному персоналу?

– При расчете норматива по административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу за основу взяты действующие типовые штаты, в которые введены еще и бухгалтеры. Таким образом просчитаны нормативы для школ с определенным количеством классов-комплектов. Норматив для социальных педагогов и психологов определяется с учетом количества детей от 3 до 18 лет, проживающих на конкретной территории: один социальный педагог на 1200 детей, один педагог-психолог на 800 детей.

– Я знаю: образовательные учреждения области работают в режиме финансовой самостоятельности… – продолжаю я свой разговор уже с первым заместителем председателя комитета образования Новгородской области Ниной Ивановой.

– Да, в 1995 году мы пошли на эксперимент, – отвечает она. – Создали централизованную бухгалтерию (ЦБ), в которой сельские и городские школы открыли свои расчетные счета. Затем ЦБ разделили – создали подразделения, осуществляющие учет отдельно по школам, детским садам и учреждениям дополнительного образования. Дальше за каждым крупным учебным заведением мы закрепили своего бухгалтера. Сейчас уже во всех бухгалтериях сельских администраций открыты расчетные счета школ, и каждый директор знает, что это только его деньги и их никто не отберет.

Школу нужно раскрепостить

По словам председателя комитета образования Владимира Аверкина, в Новгородской области придерживаются некоторых правительственных постановлений еще советских времен:

– Они до сих пор остаются в силе. Но, чтобы закрыть то, что гарантирует государство в сфере образования, нашей области требовалось три миллиарда рублей, что почти равнялось областному бюджету. Сегодня нам говорят: вот вам полтора миллиарда рублей – живите и ни в чем себе не отказывайте. На питание сироты не 55 рублей, как положено, а 35. На одежду не 8 тысяч, а всего лишь две. На дрова в деревне и учебники денег не осталось.

В 43-й статье Конституции РФ говорится, что государство гарантирует доступность и бесплатность посещения детских садов и получения начального и основного образования. А вот затраты на дошкольное и начальное образование – это одно и то же или нет? Это огромная разница. В детском саду ребенка надо три раза накормить, часов 8-10 его содержать. Со школьником проще. Если сегодня доступность и бесплатность дошкольного образования понимать так, как это понималось при социализме, то ребенка в детском саду нужно кормить по натуральным нормам – минимум на 65 рублей в день. Необходимо создать современные условия для его развития и медицинского обслуживания. Таких денег ни в одном из бюджетов нет. Вот тут-то и надо говорить: мы уменьшим пребывание ребенка в детском саду до 4 часов, за это время выдадим ему образовательные услуги за счет бюджета. Остальные затраты, дорогие родители, несите по своему усмотрению. Мы это кому-нибудь сказали? Нет. И вот на местах начинают все кроить по-своему, единых правил нет.

По глубокому убеждению Аверкина, школу необходимо пустить в рынок. Раз мы не можем увеличить расходы на образование, давайте согласимся с тем, что у нас дети перегружены, и оставим федеральную нагрузку в 10-м классе в количестве 18-20 часов. Школы вступят в рыночные отношения с родителями, с работодателями, мэрами, губернаторами. Если у них есть деньги, то они должны их вкладывать в образование. Вспомните заведения общественного питания при развитом социализме. Это же стыд и позор – грязные полы, засаленные стаканы. К счастью, они исчезли. А ведь никаких программ по реструктуризации системы общественного питания правительство не принимало, никаких инвестиций в них не вкладывали. Сегодня в заведения общепита приятно зайти – там чистота и порядок, там разнообразно и вкусно готовят.

Неужели кто-то считает, что учителя настолько бездарны, что свою школу они не могут сделать райским уголком, в котором дети будут не только получать хорошие знания, но и чувствовать себя как дома? Для того чтобы школа по-настоящему расцвела, государство не должно держать ее на «поводке».

Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте