Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:
– Я хочу, чтобы в определении целей и задач дошкольного образования подготовка к школе была как-то завуалирована или даже спрятана, во всяком случае не выступала в первых рядах. Система дошкольного образования в принципе во многом пострадала именно в свое время (еще в 1936 году), как только в нее официально была введена система обучения. С тех пор мы и говорим, что ставим основную задачу развития ребенка, а вся остальная система дошкольного образования, стремясь быть лучше, – показать родителям результаты своей работы и, добившись каких-то стандартов, стремится к урокоданию, к урокообучению. Сегодня наша система дошкольного образования страдает оттого, что сегодня каждый воспитатель стал вообще носителем вербальных форм общения с ребенком. Он может учить, а вот спуститься вниз, поиграть с ребенком наши воспитатели разучились еще с 1936 года. Как теперь их научить этому? Нужно смотреть, что происходит в наших колледжах, потому что система преподавания методик все равно считает ведущей функцию обучения, это занятия для ребенка. Так мы и два, и полтора года учим ребенка до школы. Да, есть воспитатели, которые пытаются этого не делать, и многие не делают, но рядом с ними стоит другой, более опытный человек, который говорит так: «Посади детей, они так лучше слушают, они так легче понимают, ими так легче управлять!» Тогда мы и начинаем сажать детей на стульчики, и воспитатель при этом не виноват, так как на него действует сила убеждения более опытного, старшего коллеги. Я тоже бабушка, и я не хочу, чтобы моего ребенка постоянно усаживали на стульчик, за стол и учили, потому что ему только три года. В игре он может научиться тому же, но по-другому.
Ольга Николаевна Ларионова права, когда говорит, что очередность будет двигаться, но сама очередь будет увеличиваться. Уже нет старых детсадовских зданий, которые бы можно было сносить и на их месте строить новые современные здания. Думаю, может быть, нужно посмотреть другими глазами на существующую сеть специализированных детских садов или специализированных групп. Абсолютно точно мы сможем решить тут две проблемы. С одной стороны, это будет движение к интеграции, с другой – получение дополнительных мест. Что происходит сегодня? Мы очень долго занимались развитием специализированной сети как повышением качества услуг. У нас было очень много площадей, они пустовали, поэтому мы создавали и развивали различные группы. Например, в группе для детей с дефектами ОДА – опорно-двигательного аппарата, шесть детей. Это дети, у которых что-то с позвоночником или есть другие осложнения. Таких детей море, но они не инвалиды, они могут быть в одной группе с вполне здоровыми детьми. Вот для них открыта отдельная группа, но если мы ее закроем, в обычной группе не будет специалистов, которые бы занимались с ними. Может быть, стоит подумать, что нам сделать для таких детских садов, где есть норматив на одного ребенка, где руководитель получает норматив на 20 человек, в рамках действующего штатного расписания имеет право и должен взять специалиста, который может заниматься детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и эти шесть детей растворятся в массе. С одной стороны, мы получим в ДОУ дополнительные места, с другой – получим процесс интеграции, который нам сегодня желателен. Детей с логопедическими дефектами уже давно стоило бы смешать в обычных группах с детьми, таких дефектов не имеющими, ведь есть разные формы и методы работы, наши педагоги-дошкольники со всеми задачами справятся.
У нас открываются большие возможности посмотреть, что делается с дошкольным образованием в системе ЮНЕСКО. Наши дошкольники – трудолюбивейшие люди, они многое могут сделать, но какие-то вещи они должны посмотреть, чтобы понять, что нужно делать по-другому. За рубежом не умеют делать то, что умеем делать мы, но очень хорошо делают то, чего не умеем делать мы. Это общение с ребенком, это культура общения с ребенком и родителями, это система использования среды, в которой воспитывается ребенок в системе дошкольного образования. Нам нужно найти возможность и показать воспитателям, что делается, например в Женеве, там, где есть цивилизованные «садовницы», которых мы в свое время потеряли. Наши воспитатели посмотрят, поймут, приедут в Москву и сделают все в сто раз лучше.
Комментарии