Прочитал на сайте «УГ» об очередном заседании патриотов «Единой России», на котором «досталось отечественному образованию». Не буду перечислять все претензии, которые единороссы предъявляют нашей школе в целом и Министерству образования и науки в частности, вы найдете их здесь: http://www.ug.ru/news/14112. Однако характер обвинений обескуражил настолько, что не могу их не прокомментировать.
С 1990 года я работаю на федеральном уровне в системе образования и за это время слышал массу критики в ее адрес – и справа, и слева. Ругали коммунисты, негодовали либералы, но патриоты «ЕР» превзошли их всех, вместе взятых. Заявить, что Министерство образования и науки – это «пятая колонна», то есть, продолжая мысль автора, все сплошь шпионы, работающие в интересах другого государства, – это сильно, такого еще не бывало. Я не согласен с многими вещами, которые делает министерство, но давайте спорить аргументированно. А вот с аргументами у «обвинителей» дела обстоят неважно. Начать с того, что на месте г-жи Яровой я уволил бы всех помощников, которые готовили ей информацию о количестве часов, выделенных в школе на изучение русского и иностранного языков. Она не имеет никакого отношения к действительности. Идти с такими цифрами, взятыми, простите, с потолка, на большую трибуну – это неловко и уж точно недостойно человека, занимающего столь высокий пост. Теперь что касается предложения «искоренить в российской школе чуждые влияния… сделав изучение иностранных языков в лучшем случае платным». В нашей стране с давних времен существовали приверженцы западных ценностей и те, кто предпочитал уникальный, самобытный русский путь, и нельзя сказать, что кто-то из них во всем прав, а другой абсолютно заблуждается. Но автаркия, к которой склоняются сторонники линии г-жи Яровой, – это очевидный тупик. Сегодня в этой системе координат живет, пожалуй, одна лишь Северная Корея, но я бы не хотел проснуться завтра и обнаружить за окном Пхеньян. Если следовать этой «патриотической» логике, мы должны забыть про любые международные турниры, соревнования, конкурсы: зачем принимать у себя этих сомнительных иностранцев с их сомнительными ценностями, да еще и общаться с ними на их чуждом нам языке? И уж тем более не стоит посылать наших ребят на соревнования за границу: а вдруг они там проиграют или какую «идеологическую заразу» подхватят? Подобный призыв к демонстративной изоляции чрезвычайно неконструктивен, даже в той конфликтной ситуации, что сейчас сложилась у России с западным миром. Но мы же видим, что переговорные процессы не прекращаются, рано или поздно компромиссы будут найдены. Предложение сделать изучение иностранных языков платным напомнило мне давнюю историю, как я, будучи еще молодым аспирантом, приехал проводить олимпиаду по математике в один отдаленный район в Сибири. Встретили меня там не слишком приветливо, мол, сейчас вы сманите лучших наших ребят в свой университет, а кто пахать будет, кто скот пасти будет? «Так, может, паспорта отобрать, чтобы уже наверняка никуда не делись?» – предложил я тогда в шутку. И услышал в ответ вполне серьезное: «А что, может, и отобрать…» Я искренне удивлен, что кому-то до сих пор нужно объяснять, что иностранный язык – это необходимый инструмент, без которого полноценная жизнь (деловая, научная, культурная) сегодня просто невозможна. Чего добиваются авторы идеи сделать изучение иностранного языка платным? Еще большего социального расслоения среди населения? Пусть те, кто побогаче, дают своим детям хорошее образование, чтобы они пользовались всеми благами мира – информационными, коммуникационными, культурными, а те, кто победнее… Да что о них говорить! Сразу отобрать паспорта – и дело с концом… NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии