Александр КИСЕЛЕВ, первый заместитель министра образования РФ:
– В Концепции модернизации российского образования особо отмечено, что опережающее развитие системы начального и среднего профессионального образования – приоритетное направление государственной политики. Мы прекрасно знаем, что подготовка рабочих кадров по отдельным направлениям экономической политики государства иногда оказывается более значимой задачей, чем подготовка инженеров, потому что ни одна блестящая идея, ни одна разработка ученых, конструкторов, технологов не будет реализована, если этой реализацией не займутся талантливые и хорошо подготовленные рабочие.
Почему и система образования, и производственная сфера должны заниматься воспитанием рабочих кадров? Прежде всего потому, что у нас нет выбора: учреждения НПО не “социальный отстойник” (так их называют те, кто незнаком с системой профобразования или несерьезно относится к ее работе), это учреждения, которые выполняют важную социальную задачу и поддерживают ребят из семей, потерпевших в определенном смысле социальную катастрофу, помогая им выстроить образовательный вектор, найти свое место в сложной, полной драматизма жизни. Предприятия должны стать партнерами системы НПО потому, что есть два варианта развития: или эти дети пополнят рабочий класс, или уйдут в криминал. Думаю, те, кто осознает свой долг – гражданский, патриотический, те, кто понимает, что нужно решать эту задачу, отстаивая прежде всего интересы государства, общества, конечно, приложат все силы, чтобы был выбран первый и единственно возможный вариант.
Сегодня большинство выпускников хотят стать студентами вузов, и можно радоваться, что растет интерес молодежи, например, к техническим специальностям, что конкурс в технические вузы свыше шести человек на место. Я недавно был в Орловской городской гимназии и спросил в выпускном классе, кто собирается поступать в вуз. Лес рук поднялся в ответ. “А что нам делать, – объяснил один из учащихся, – если в городе и области невозможно найти работу?” Это объясняет выбор молодых людей и данные статистики: только 15 процентов выпускников 11-х и 20 процентов выпускников 9-х классов идут в систему НПО. Это очень серьезная ситуация, которую надо исправлять.
Система начального профессионального образования обязана быть привлекательной, она должна помогать молодым людям найти работу по специальности. Но чтобы это происходило, необходимо чутко реагировать на запросы регионов, и тут очень многое зависит от точных социально-экономических прогнозов. Вот этого-то прогноза в большинстве регионов как раз и нет. Когда мы готовили контрольные цифры приема в учреждения НПО на 2002 год, то обнаружили парадоксальный факт: регионы давали нам данные о динамике развития специальностей, о потребности в специалистах, которые были не просто неточными, а сфальсифицированными. Между тем я, как историк, очень хорошо знаю: когда в октябре 1917 года был создан Народный комиссариат труда, то первым отделом в этой структуре стал отдел статистики во главе с академиком Струмилиным. Этот отдел давал точную картину и по динамике зарплаты, и по динамике рабочей силы, и по динамике безработицы, и, самое главное, по потребности промышленности, притоку рабочих кадров или их оттоку. Такой статистики у нас сегодня нет, значит, мы не можем точно определить востребованность кадров в будущем, готовить специалистов по целому ряду перспективных направлений. Но без этого социальное партнерство с промышленностью становится делом весьма проблематичным.
Предприятия всегда готовили часть рабочих кадров непосредственно на производстве. Завод Брондвея, возникший в 1815 году как слесарная мастерская, где два брата Брондвея с четырьмя рабочими изготавливали пилы, косы, превратился в крупный завод тогда, когда там началась соответствующая подготовка высококвалифицированных рабочих. Причем во главе такой подготовки всегда стоял мастер. В России знали, что рабочий Нефедов хорошо готовит слесарей, и земляки из деревень отправлялись к нему на учебу. Но чтобы сформировать такую систему, отечественным предпринимателям понадобилось два-три столетия. У нас нет времени на ожидание, но у нас есть система НПО, которой нужны партнеры-предприниматели, хорошо понимающие, что научить рабочего дешевле, чем потом переучивать. А переучивать сегодня придется, потому что организовать практику на предприятии сложно, получить новейшее оборудование еще сложней. Нельзя готовить будущего рабочего на допотопной технике, нельзя учить, не учитывая специфику современного предприятия. Пристального внимания требует и содержание образования. В Министерстве образования РФ создана специальная группа, причем в эту группу на равных входят руководители двух управлений – НПО и СПО. Думаю, что эта группа сможет подготовить предложения по изменению компонента содержания среднего образования в наших учебных программах.
Комментарии