search
main
0

Относиться друг к другу с добром и теплом Тема “Толерантность”. 7-й класс

Цели: формировать представление у учащихся о толерантности; определить значение ее в жизни человека. Совместно с детьми выявить существующие различия между людьми. Развивать умение работать в группах, находить компромиссное решение обсуждаемых проблем и вопросов. Формировать у школьников толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Основные понятия: толерантность, различия между людьми.
Оборудование: ленточки трех цветов по три штуки (красные, зеленые, синие), кувшин с водой, корзинка с булочками, зонт – для проведения ролевой игры. Книга “Ваши права” по одному экземпляру на парту, плакат “Карусель толерантности”, тетради учащихся.
Основные вопросы
1. Ролевая игра.
2. Анализ ролевой игры.
3. Что такое толерантность?
4. Какие существуют различия между людьми в реальной жизни?
5. Что объединяет разных людей?

План-конспект
Организационный момент
Сегодня у нас урок граждановедения. Мы с вами говорим о таких социальных явлениях, с которыми вы встречаетесь в реальной жизни повсеместно и каждодневно, о таких человеческих качествах, которые помогают жить всем людям в мире и согласии. Вы узнаете, как правильно называются такие качества. И я надеюсь, что вы все ими, безусловно, овладеете.
Усвоение новых знаний
Ролевая игра
Чтобы вам было легче понять, я предлагаю провести интересную игру. Мне нужно 9 помощников – по три человека с каждого ряда. Мы попробуем обыграть одну необычную историю, а остальные будут зрителями.
(Звучит спокойная тихая музыка).
“Вначале в мире все было очень тихо и спокойно. Земля, казалось, была усыпана камнями и валунами. Но, приглядевшись, можно было увидеть, что это были не камни, а люди, которые совсем не двигались”. Представьте себя в роли этих людей. (Дети присели на корточки, голову прикрыли руками, сжались в комок). “Однажды над землей подул теплый ветер. (Музыка меняется на более веселую). Он согрел людей и вдохнул в них жизнь и любовь. Вы стали двигаться… рассматривать друг друга… разговаривать друг с другом…” – ребята, изобразите это. “Когда вы стали знакомиться с миром вокруг себя, то обнаружили на земле цветные ленты, обрадовались и стали их собирать”. Ребята, берите эти ленты. “Я вижу, что одни выбрали синие, другие – красные, третьи – зеленые. Вы радостно стали повязывать друг другу эти ленты и улыбались, глядя на яркие цвета. (Зазвучала тревожная музыка). Неожиданно подул другой, холодный, злой ветер. Вы задрожали от холода. Посмотрели друг на друга и поняли, что выглядите по-разному… и перестали доверять друг другу. И тут, внимание:
красные собрались вместе и побежали в один угол;
синие собрались вместе и побежали в другой угол;
зеленые собрались вместе и побежали в третий угол.
И вы забыли о том, что были друзьями. Другие цвета казались вам какими-то странными и неприветливыми. Между вами выросла стена недоверия, вражды, нетерпимости. (Возможны реплики детей: “Они не такие, как мы! Они другие! Они чужие!”).

Но оказалось, что:
у красных есть вода, но нет еды;
у синих есть еда, но нет воды;
у зеленых есть кров, но нет еды и воды”.

Каждая группа получает свои атрибуты: красные – кувшин с водой, синие – корзинку с булочками, зеленые – зонт, символизирующий кров.
Неожиданно появился незнакомец (эту роль исполнять буду я). “Выходите! Чего же вы боитесь? Давайте поговорим друг с другом. Скажите друг другу, чем вы можете поделиться и что вам нужно получить”. Синие сказали: “Мы можем поделиться едой, но у нас нет воды”. Красные сказали: “Мы можем поделиться водой, но нам нужна еда”. Зеленые сказали: “Мы можем поделиться кровом, но нам нечего есть и пить”. “Тогда почему бы вам не собрать все вместе и не поделиться этим? Тогда бы у вас не было недостатка в еде, воде, тепле и крове”. Дети обмениваются. И тогда произошло чудо: стена различий рухнула, и вы стали приветствовать друг друга, как старые друзья. Различия между вами остались, но появилось взаимопонимание и уважение. Спасибо, ребята, за помощь. Садитесь на свои места.

Анализ ролевой игры
Почему люди этой планеты вдруг перестали доверять друг другу? (Они осознали, что выглядят по-другому, что они разные).
К чему привело это недоверие и эти различия? (Все люди разделились на группы по цветам).
Какие были взаимоотношения между людьми разных групп? (Они не общались, не доверяли друг другу).
К чему бы это привело? Могли ли они существовать друг без друга? (У одних была вода, у других – еда, у третьих – кров. И друг без друга им выжить невозможно).
И где же выход из такой ситуации? (Ответы детей).
Вывод учителя: Нужно терпимо относиться к представителям других групп, принимать их такими, какие они есть. И тогда стены различий, нетерпимости и конфликтов будут разрушены. Люди смогут мирно сосуществовать.
Ребята, именно такие человеческие качества, как терпимость к другим людям, их различиям, восприятие другого человека таким, каков он есть, и называются толерантностью.
Работа в тетрадях
Запишите в тетрадях число и тему нашего урока: “Толерантность”. Запишем определение понятия “толерантность”, которое мы сейчас с вами сформулируем.
Итак, толерантность – это терпимое отношение к другим людям, их различиям. Это восприятие другого человека таким, каков он есть.
Работа в группах (по 4 человека)
Подумайте, обсудите в своих группах, какие могут быть различия между людьми в реальной жизни? (Возможные ответы детей: цвет кожи, язык, культура, пол, возраст, интересы, национальность, увлечения, внешность, способности, здоровье, возможности и т.д.).
Как вы считаете, возникают ли какие-либо разногласия между людьми из-за существующих различий между ними? Приведите примеры.
Почему возникают эти разногласия?
Как нужно относиться друг к другу, чтобы эти различия не мешали людям жить в мире и согласии?
Да, необходимо толерантное отношение друг к другу.

Работа со Всеобщей декларацией прав человека
Откройте книгу “Ваши права”, прочитайте статьи 1 и 2 Всеобщей декларации прав человека. Как вы понимаете содержание этих статей?
Так что же объединяет всех этих людей, таких разных? (Уважение, понимание, толерантное отношение).

Подведение итогов
Я предлагаю вам мысленно покататься вот на этой “карусели толерантности”. Вместо предъявления билета на этот аттракцион вы должны ответить на такие вопросы:
Что такое толерантность?
Нужно ли это качество людям? Зачем?
Назовите основу этой необычной “карусели”, что ее составляет? (Дети зачитывают плакат).
Все эти качества присущи человеку. Посмотрите внимательно и скажите, какое слово здесь зашифровано? (Толерантность).
Да, безусловно, и вы можете занять места рядом с этими счастливыми детьми. Потому что, я уверена, вы сможете существовать без конфликтов, разногласий, столкновений.

Домашнее задание
Я попрошу вас дома поразмышлять на тему “Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой” и написать небольшое сочинение-рассуждение к следующему уроку.
Есть ли у вас ко мне вопросы?
И наш урок мне хотелось бы закончить такими словами:

Только в этом спасенье,
Спасенье в одном,
Относиться друг к другу
С добром и теплом.
Научиться свободно,
С достоинством жить,
Но при этом к другим
Равнодушным не быть.

Наталья ЧУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте