Окончание. Начало в N 47
В процессе политической деятельности различные политические силы взаимодействуют друг с другом. Их взаимодействие может иметь характер как сотрудничества, союза, согласия, взаимной поддержки, так и противостояния, противоборства, столкновения. Напомним, что политическую деятельность нередко характеризуют как противостояние социальных сил, политических партий и организаций в борьбе за власть. Конфликт – всегда столкновение сторон из-за различия их положений в обществе, противоречий их интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов между политическими организациями; ветвями власти (парламентом и исполнительной властью); субъектами Федерации и федеральными органами; межнациональных и межгосударственных конфликтов.
Источники и значение конфликтов в политике. Итак, политический конфликт – это столкновение, противоборство субъектов политики.
Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их интересов. Ее целью является реализация этих интересов в сфере государственной власти. Это борьба за влияние в системе принятия политических отношений.
Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут отражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторонниками усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между тенденцией к социальному равенству и углублением дифференциации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об использовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя государственную власть, делает их политическими.
Вместе с тем политические конфликты возникают и в результате развития собственно политических противоречий:
1) между государственной властью и местным самоуправлением;
2) между государством и обществом, порождаемые несовпадением интересов аппарата государственного управления и народа;
3) между различными элементами политической системы: федеральной властью и органами власти субъектов Федерации, законодательной и исполнительной властями, политическими партиями.
Своевременное выявление и разрешение противоречий может предотвратить их развитие в конфликт. И, напротив, невнимание власти к противоречиям в обществе и в политической системе, их игнорирование порождают конфликтные ситуации. В этом случае конфликт становится способом разрешения противоречий.
Постоянно существующие противоречия между государствами, отражающие несовпадение, а подчас и противоположность их интересов, могут стать источником межгосударственных, региональных, международных конфликтов.
Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.
Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т.д. В этом случае положение и интересы различных социальных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения их потребностей.
Второй коренится в расхождении людей по вопросам о базовых ценностях и политических идеалах. Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет ценности и идеалы тоталитарной системы.
Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе. Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т.п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии – “наши – не наши”.
Ученые-политологи по-разному оценивают роль конфликта в политической сфере.
Одни считают, что политике присуща конфликтность, что конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновлению политической системы. Другие делают акцент на согласие, стабильность в обществе, рассматривая конфликт как аномалию политического процесса, отклонение от нормального развития.
Истории известны конфликты, которые вели к обновлению государственных органов, политических норм, политических отношений, политической идеологии. Но были и такие, которые, принимая наиболее острые формы, имели разрушительный характер. Особенно тяжелы последствия вооруженных конфликтов, в ходе которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности, травмируется психика людей, вовлеченных в такой конфликт.
Эскалация политического конфликта. Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя после скрытого от широкой общественности периода постепенного обострения противоречий, его порождающих. На этой стадии стремление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких-либо сферах жизни общества вызывает напряженность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил обостряет возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию.
В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, используя средства массовой информации, стремятся воздействовать на общественное мнение, склонить его на свою сторону. Предпринимаются действия, направленные на привлечение в свои ряды новых сторонников.
На этой стадии развития конфликта проявляются его основные черты.
Во-первых, обозначен объект конфликта, то, из-за чего возникло противостояние. Из-за территорий? Из-за границ? Из-за дискриминации этноса, расы, социальной группы? Из-за условий развития национальной культуры? Или борьба развернулась вокруг вопроса о путях развития страны? Или методов, использованных в политике? Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.
Во-вторых, выявляется состав участников конфликта. Какие политические силы определили свои позиции по обе стороны от “линии” конфликта? На поддержку каких социальных групп они опираются? Какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государства? Какова степень вовлеченности в конфликт масс?
В-третьих, становится все заметнее растущая напряженность в отношениях между участниками конфликта. Раздаются угрозы, выражается намерение нанести ущерб противникам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т.е. требований, невыполнение которых влечет за собой применение санкций (например, в международном конфликте это могут быть экономические, политические или военные санкции).
Происходит эскалация (от английского слова escalation – восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление, ужесточаются формы политического поведения.
Развертывается политическая борьба. К противникам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу.
В тех случаях, когда одной из сторон является государственная власть, борьба ее противников грозит принять наиболее острые формы. Это может быть бунт, т.е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения конфликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического поведения имеет разрушительный характер и является одним из наиболее опасных вариантов развития конфликта. Его характерная черта – слепые, бессознательные действия, приносящие беды и страдания значительной части населения.
В отличие от бунта мятеж является вооруженным и организованным выступлением. Организаторами мятежа являются либо офицеры, либо нелегальные организации, ведущие за собой вооруженные формирования.
Восстание характеризуется чертами мятежа и бунта и, будучи массовым выступлением, может стать формой революции, т.е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.
Использование методов вооруженной борьбы обеими сторонами конфликта внутри страны иногда приводит к гражданской войне. Характерными чертами гражданской войны являются непримиримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.
Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.
Бунты, мятежи, восстания, войны – наиболее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.
Урегулирование конфликтов. Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разрушительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план другими, более значительными и острыми конфликтами. Но полагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирования, разрешения конфликтов.
На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубоко изучать причины напряженности, своевременно принимать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфликта.
Конфликт может закончиться сам собой, без участия третьей стороны, если объект конфликта потерял былое значение; если обнаружилось явное превосходство одной из сторон, с чем вынуждена считаться ослабленная сторона; если одна из борющихся сторон уничтожена. Бывают и неразрешимые конфликты, ведущие в тупик.
В условиях начавшегося конфликта выработать меры его урегулирования намного сложнее. Теперь важно учитывать не только причины конфликта, реальные силы борющихся сторон, но также изучать тактику сторон, их намерения, готовность или нежелание остаться в рамках установленных норм взаимоотношений.
В процессе регулирования конфликта между борющимися сторонами организуются переговоры, результатом которых может быть компромисс.
Компромиссом (от латинского слова compromissum – соглашение, достигнутое путем взаимных уступок) называют разумный способ разрешения конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон. Для компромисса важно осознание пределов уступок, на которые может пойти каждая из сторон, их готовность в какой-то степени отступить от первоначальных требований.
Переговоры – это совместное обсуждение конфликтующими сторонами спорных вопросов с целью достижения согласия. Переговоры являются своеобразным продолжением конфликта и одновременно средством его преодоления. В тех случаях, когда участники конфликта пытаются вести переговоры с позиции силы, они демонстрируют свое превосходство над противником, чтобы добиться односторонней победы. Такой стиль переговоров может не ослабить конфликт, а, напротив, обострить его. В лучшем случае достигается частичное разрешение.
Когда стороны идут на переговоры с намерением вести честную дискуссию, с готовностью к уступкам и удовлетворению части требований сторон, возможно урегулирование конфликта.
Большую роль в примирении сторон может сыграть посредничество. Посредник – это третий независимый участник переговоров. Он должен быть признан обеими конфликтующими сторонами как нейтральная фигура, не заинтересованная в выигрыше одной из них, способная сохранить объективность в решении спора. Посредник должен помочь противникам понять друг друга, добиться соблюдения правил ведения переговоров, искать решение, которое бы удовлетворило обе противостоящие стороны.
В зависимости от полноты разрешения противоречия участниками конфликта возможны три типа соглашения между ними.
Первый тип – соглашение о перемирии – означает прекращение на определенное время вооруженных столкновений (если конфликт достиг вооруженной стадии). Перемирие позволяет остановить насилие и предоставить время для переговоров, для обсуждения вариантов урегулирования конфликта мирным путем.
Результатом переговоров может быть урегулирование конфликта – соглашение, при котором происходит увязка интересов сторон и снижение остроты противоречий (но не их снятие).
Третий тип – соглашение, основанное на разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, т.е. разрешение конфликта, его ликвидация.
В международных конфликтах наряду с соглашением сторон может иметь место и принуждение под угрозой применения санкций со стороны международных организаций. Наряду с посредничеством используется арбитраж. В отличие от посредников арбитры принимают решения, имеющие для участников конфликта юридическую силу.
Конфликты исследуются специальной областью знания – конфликтологией. Она обобщает опыт изучения и урегулирования конфликта, который накоплен в политической практике.
Вопросы и задания
1. Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфликты в политической жизни общества?
2. Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта?
3. Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта.
4. Каковы пути предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов? В чем заключается роль переговоров? Роль посредничества? Роль арбитража?
5. Русский философ Н.Ф.Федоров (1828-1903) писал: “В том и состоит унижение, что не закон человечности человек распространяет на животных, а себе усвояет животный закон борьбы”. Имеет ли это высказывание связь с проблемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?
Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук
Комментарии