Из многих нынешних проблем русской школы я бы назвал прежде всего обеспечение методической и учебной литературой: без предварительной оплаты Россия ее нам не поставляет, к тому же обходится нам российский учебник в 2-3 раза выше его номинальной стоимости. Если, случается, опаздываем с вывозом литературы со складов, за сутки просрочки платим по 90 миллионов неустойки. Мы рассчитались за последние два года, но на новый учебный 1995-1996 год наш заказ не был принят по ряду причин. И это создаст множество новых проблем.
Еще одна сложность – программы. Они очень отличаются от программ молдавской школы. Но нам кажется, что так быть не должно: школа в государстве, независимо от языка обучения, должна работать по единой учебной программе. Не разработали пока и русского, национального, и молдавского компонентов.
Особый разговор – о состоянии преподавания русского языка в молдавской школе, который в последние годы был практически оттуда изгнан и преподносился как иностранный. Мы такие подходы не разделяем и стараемся поднять и статус языка, и уровень его преподавания.
Семен МУСТЯЦА, первый заместитель министра образования Молдовы
Учащихся – 1347.
Учителей – 107.
Углубленная подготовка по направлениям: химико-биологическое, физико-математическое, гуманитарное.
Все старшеклассники гимназии, начиная с девятого класса, занимаются в заочной школе при Молдавском госуниверситете – это непременное условие. Каждый выбирает себе факультет по душе и в течение трех лет проходит курс наук, выполняя контрольные работы и различные задания. Что это дает, кроме документа об окончании заочной школы, который, кстати, вручается гимназистам вместе с аттестатом? Немало. Абсолютное большинство выпускников ориентируется на дальнейшее продолжение образования, заочная школа помогает избежать многих ошибок и разочарований.
Основной принцип, которому следует педколлектив: <>. Возможностей же для самоутверждения здесь предостаточно, так как поисковая и исследовательская работа – норма жизни гимназии.
В этом году, например, отметили пятилетие первой научно-практической конференции старшеклассников. Директор гимназии назвала такие цифры: если на первую конференцию было представлено всего 25 докладов весьма любительского уровня, то на нынешней их было уже около 130.
Назовем еще одну цифру: здесь каждый пятый школьник – участник творческого коллектива. Совсем неплохо, если учесть, что цифра эта – вполне реальная, а не из тех, что еще недавно украшали многие наши школьные отчеты.
В седьмой гимназии много молодых учителей. Некоторые из них – ее бывшие выпускники. Молода в своем большинстве кафедра начальных классов, а отсюда и постоянные поиски учителями этой кафедры новых форм и методов обучения.
Или вот факт иного рода. По инициативе и под руководством молодого педагога Игоря Викторовича Яшина разработаны программа и методика подготовки к школе ребят дошкольного возраста. Эти новые технологии <> на открытых при гимназии подготовительных платных курсах. Желающих набирается предостаточно, так что польза обоюдная. С одной стороны, у родителей не будет болеть голова о том, как качественно и профессионально подготовить сына или дочь к школе, с другой – учителя имеют возможность еще <> узнать ребенка, его сильные и слабые стороны. Ну а то, что при этом педагоги еще и зарабатывают какие-то деньги, так это при их нищенских зарплатах совсем нелишне.
Одно из самых ярких впечатлений об этом педколлективе – его способность к диалогу с учащимися. И желание вести его в любой доступной и понятной для ребят форме, в том числе и такой, которая еще вчера показалась бы многим возмутительным покушением на святая святых педагогики – учительский авторитет.
<> – такое <> название носит учительская команда КВН, члены которой такое <> перед учащимися, родителями, а то, случается, и перед широкой общественностью, что им вполне могли бы позавидовать наши соседи – <>.
Право же, наблюдать за тем, как воспринимают ребята поющих и пляшущих учителей своих, совершенно не опасающихся быть при этом смешными и откровенно, с юмором рассказывающих о своих учительских и житейских проблемах, – занятие, не менее увлекательное, чем смотреть само выступление <>. Нет, такими добрыми, все понимающими глазами на сухих и далеких <> нынешние дети смотреть не будут. Так смотрят на уважаемых и близких по духу людей, которым верят и которых любят. Ради этого понимания и любви, как утверждают члены команды <>, и несут свою службу <> педагоги седьмой гимназии. Добавим: несут с достоинством.
Учащихся – 750.
Учителей – 68.
На базе школы недавно прошла весьма представительная международная научно-практическая конференция <>. Ее участники дали высокую оценку организации всего учебно-воспитательного процесса в школе, особо отметив высокий уровень владения учащимися русским и болгарским языками.
Обстоятельно познакомившись с разными сторонами жизни этой сельской школы, гости с большим удовлетворением убедились и в столь редком для нашего времени ее материальном благополучии. А это действительно так. Местная агрофирма <>, ее председатель Василий Тимофеевич КОСТЕВ и его заместитель Иван Прокопович ПЕТРОВ остались для школы такими же заботливыми и заинтересованными шефами, какими были еще в давние времена. Вот некоторые из ее добрых акций. Учащиеся этой школы часто бывают в Болгарии, где знакомятся с традициями и культурой своей исторической Родины. К примеру, этим летом там побывал в полном составе десятый класс, занявший 1-е место в уборке урожая.
Все учащиеся в течение учебного года получали бесплатное одноразовое питание, а летом бесплатно отдыхали в оздоровительном лагере.
При местном детсаде открыты три первых класса, где ребятам создали прекрасные условия для учебы и отдыха, включая бесплатное четырехразовое питание.
Учащихся – 1100.
Учителей – 76.
Примерно год назад в 85-й школе серьезно занялись изучением национального состава семей учащихся и выяснили любопытную картину: из 1100 школьников 853 родились в смешанных по национальному составу семьях, причем в 724 оба родителя – представители славянских народов. <>, – рассказывает директор.
А начали эту работу с того, что выяснили, носителями каких славянских культур и языков, кроме русского, являются учителя школы. оказалось – многих: украинского, болгарского, белорусского, польского. И педагоги с удовольствием делятся своими знаниями с коллегами и школьниками. Интересен опыт учительницы русского языка и литературы А.А.Беляевой, уроженки одного из старообрядческих сел севера Молдовы. На ее уроках нередко звучат дуэты, трио и хоровое пение. Сама Анна Алексеевна – прекрасная исполнительница редких, истинно народных песен, веками сохраняющихся в старообрядческой среде. Надо ли говорить, какой интерес у ребят вызывают подобные <> в прошлое.
Удивительно красива и мелодична <> в устах молодой учительницы химии А.Д.Громик, которую учителя литературы специально приглашают на уроки изучения творчества Тараса Шевченко и Леси Украинки.
А учитель истории А.А.Фоноберов – непревзойденный знаток белорусской литературы и неподражаемый исполнитель басен на родном белорусском языке.
В школе есть различные спецкурсы <>: <>, <>, <>, <>, <>. Занятия ведут как учителя школы, так и приглашенные вузовские специалисты.
По данным последней (1989 г.) переписи населения: в Молдове проживают – 4355360 человек.
Из них:
молдаван – 2794749 – 64,5%
украинцев – 600366 – 13,8%
русских – 562069 – 13%
гагаузов – 153458 – 3,5%
болгар – 88419 – 2%
евреев – 65836 – 1,5%
белорусов – 19608 – 0,5%
В 1994-1995 учебном году в республике (без учета районов Левобережья) работали 1445 школ.
Из них:
с молдавским языком обучения – 1042;
с русским языком обучения – 273;
смешанных: молдавско-русских – 7;
еврейско-русских – 2
30 учителей русских школ Молдовы (преподаватели истории, отечественной культуры, русского языка и литературы, начальных классов) приняли участие в двухнедельном семинаре-совещании при Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Пребывание на семинаре полностью финансировалось российской стороной.
30 учащихся русских школ Молдовы из многодетных и малообеспеченных семей отдохнули этим летом в санатории <> Смоленской области. Все расходы взяла на себя российская сторона Для начала очень хотелось бы пожаловаться на жизнь. Но кого нынче в СНГ удивишь, что зарплата нищенская, учебников нет, ремонты терзают душу, а надежды на светлое завтра утеряны?
Но мы живем. Увлекаемся взахлеб западными моделями и технологиями, ощущаем крепчающий (и не свойственный русской педагогике) прагматизм и практицизм в обучении, возрождаем историю, развиваем культуру. И самое главное – сохраняем нашу школу такой, что она притягивает детей, интересует их, помогает им. Нет сомнений, если бы не самоотверженность учителей, если бы не <> за детские души, если бы не внутреннее неприятие лозунга <>, все могло бы быть значительно хуже.
Я хочу, чтобы вы побывали вместе со мной в русской школе Молдовы, я хочу, чтобы вы увидели ее моими глазами и глазами тех, кто любит эту школу, заботится о ее судьбе. Не судите меня за то, что в рассказе многовато мажора, – сам факт представления республики в <>, но все равно <> <> – уже повод для оптимизма. Значит, мы еще не забыли друг друга. Значит – живем.
Майя ИОНКО, собственный корреспондент <> в Республике Молдова, главный редактор <>
Юра Измашкин – семиклассник, учится в 85-й кишиневской школе. В конце прошлого учебного года школа отметила пятилетие Славянского фонда Молдовы большим праздником. К празднику же была приурочена персональная выставка картин Ю.Измашкина <>. Выставка потрясла многих. Откуда у <> мальчика, никогда, ни разу в жизни не бывавшего на своей исторической Родине, такое чувство всего русского, откуда мельчайшие детали быта, откуда нечто такое, чему и названия не подберешь, но что точно укладывается в понятие – <>?
Сам Юра говорит так: <>. Как живется нынче талантливому мальчику, которого воспитывает одна мама, говорит хотя бы вот это его искреннее признание: <>.
Помни имя свое. И отчество
Гражданам Молдовы ныне выдают паспорта нового образца, в которых нет графы <>. На том основании, что ни в английском, ни в молдавском языках в структуре имени собственного этого компонента нет. Таким образом, значительная часть граждан Молдовы, для которых трехчленное имя собственное, состоящее из имени, отчества и фамилии, лишается одного из признаков своей национальной самобытности.
В последние годы в школьном воспитании и преподавании теоретически превозносится высокая идея уважения истории своего народа, его культуры. Результат: старшеклассники и выпускники школ в сочинениях уже совершенно раскованно оперируют пушкинской цитатой о любви к родному пепелищу и отеческим гробам. Между тем в классных журналах и другой школьной документации эти дети будут лишены существенного показателя национальной самобытности – отчеств. А ведь, как писал известный русский мыслитель отец Павел Флоренский в своей книге <>, имя – это <>, а отчество в нем подчеркивает ДУХОВНУЮ связь с отцом.
Такая вот двойная идеология получается: любовь к отеческим гробам – отдельно, а духовная связь с живыми отцами – отдельно. И вот благородная идея превращается уже в своего рода идеолого-дидактический штамп.
Ирина ИОНОВА, доктор филологии, профессор Кишиневского государственного педагогического университета
Мы понимаем, сколь деликатен этот вопрос, и отнюдь не склонны делить руководителей школ на <> и <>, но реалии таковы, что русская школа Молдовы становится одним из важнейших очагов и носителей национальной культуры, потому нет ничего противоестественного в желании видеть во главе ее тоже носителя нашей национальной культуры. Почему-то не приходит никому в голову назначить директором той же украинской или еврейской школы представителя другой национальности. Русская же община располагает фактами открытых попыток румынизации русских школ вновь назначенными директорами.
Надеюсь, что принятый летом парламентом Молдовы Закон <>, дающий право на получение высшего образования и на русском языке, снимет напряжение в среде русскоязычного населения и приостановит <> юных мозгов. Подтверждение тому – и последняя встреча представителей русскоязычной диаспоры с новым руководством Минобразования, по инициативе которого уже стали восстанавливаться закрытые ранее русские группы в вузах. Отрадно и то, что молдавской школе будет возвращен русский язык, находившийся там в последние годы на положении пасынка.
Русская община разработала программу образования русской молодежи за пределами Молдовы, налажены хорошие контакты со многими российскими вузами, где нас понимают и поддерживают. Особая благодарность – МГУ и его ректору. Кстати, любопытная картина: чем дальше российский вуз от центра, тем больше запретительства и непонятной настороженности к выпускникам наших школ. Причем совершенно напрасно: Россия получает наших лучших ребят, как, кстати, и многих лучших учителей, тоже уезжающих из республики.
Раиса КОЧЕТКОВА, член правления Русской общины, председатель комиссии по вопросам образовани
Лидия из Хаджимуса
Тридцать лет тому назад студентка Калининского пединститута Лидия Захарченко познакомилась с рядовым Владимиром Козаком. Познакомилась, полюбила и поехала с любимым в его родную Молдавию. В селе Хаджимус она была первой <> невесткой, поэтому, конечно, волновалась – как встретят? Встретили замечательно – доброжелательно, с открытой душой. Сейчас Лидия Максимовна владеет молдавским в совершенстве, а тогда первым словом, которое она услышала, запомнила, было <> – весна. Так тепло и уютно было ей в доселе незнакомом селе, такой нежностью и заботой окружили ее односельчане. То соседка варенье из айвы принесет – попробуй, у вас в России, наверное, айва не растет. То на сельской улице незнакомые люди приветливо улыбнутся и пожелают счастья. На добро она отвечала добром, старалась быть похожей на этих удивительных людей. Поэтому совсем нетрудно понять, почему вскоре после ее приезда в селе с одобрением стали говорить, какая, оказывается, у Козаков невестка – справная, уважительная, со свекровью и свекром ладит. В общем, <> – <>.
Село Хаджимус под Бендерами – чисто молдавское. Вполне понятно, что и школа здесь молдавская, и педагоги, работающие в ней, тоже молдаване. Кроме Лидии Максимовны, которая преподает в школе русский язык и литературу. Случается, мы много говорим, что существует национальный вопрос, что отношения в бывших республиках СНГ складываются сложные между людьми коренных и некоренных национальностей. Кто так говорит, в Хаджимусской сельской школе никогда не был. Четыре года назад, в самый разгар лихой кампании <>, педколлектив Хаджимусской школы дружно, тайным голосованием из списка достойных кандидатур избрал директором Лидию Максимовну. Не в национальности, оказывается, дело. Стала Лидия Козак своей в селе, потому и признание в школе появилось, не только других учила жизни, тому, как воспитывать детей, но и своих сыновей Игоря и Олега растила так, как требовала совесть.
Кстати, теперь очень часто говорят о том, что школа-де воспитывать не должна. Может быть, потому, что не во всех школах могут сегодня воспитывать. Кто-то из учителей растерялся, кто-то устал от житейских сложностей, кто-то и впрямь думает, что не осталось у школы сегодня идеалов. А ведь они есть. Не исчезают в одночасье мужество народа, дружба, память о подвигах.
В войну за освобождение Хаджимуса от фашистов погибло много советских солдат – людей разных национальностей. До приезда Лидии Максимовны хаджимусцы не раз пытались узнать фамилии павших, но успех пришел только тогда, когда за дело взялась она вместе со своими учениками. Узнали в республиканском военкомате, что в районе Бендер во время Ясско-Кишиневской операции погибли 810 воинов, стали устанавливать имена тех, кто погиб в боях за Хаджимус. Сил потратили много, достаточно сказать, что в списке погибших не было ни одной правильно названной фамилии, что время тянулось удивительно долго от письма до письма. И вдруг через полгода в Хаджимусскую школу хлынул поток писем, потом гостей. В первый праздник Победы – 9 мая (первый в селе после начала поисков) приехали 278 посланцев всех народов бывшего СССР. Около ста – ветераны бывшей 95-й стрелковой дивизии, освобождавшей Хаджимус. После митинга на колхозном стадионе, построенном на месте бывших непроходимых плавней, там, где шли самые жестокие бои, был накрыт огромный праздничный стол. И поставили на этот праздничный стол и молдавские плацынды, и другие яства – украинские, белорусские, русские, грузинские, казахские… И сели за этот стол все гости и все жители Хаджимуса – молдаване, грузины, русские, азербайджанцы, украинцы, казахи… Никого при этом не интересовала <> соседа, все прекрасно понимали друг друга.
…Вряд ли сама Лидия Максимовна предполагала, какое продолжение получит задуманная ею встреча и насколько неподвластными времени окажутся те случайные встречи. Подружились многие хаджимусские семьи с гостями так, что вскоре и побратались, и стали ездить друг к другу, переписываться, на свадьбах детей и внуков гулять вместе.
Пятьсот восемнадцать фамилий выбиты на обелиске в центре села. В последние годы школьные следопыты выяснили обстоятельства гибели еще восемнадцати воинов, числящихся пропавшими без вести, <> двадцать три ветерана, значившихся в списке погибших. <>, – пишут вторые, ну а первые… от их имени низко кланяются Лидии Максимовне и ее питомцам их матери, жены, дети, внуки. Трех сыновей проводила на войну грузинская мать Дорико Зумбидзе. Ни один из них не вернулся, но ни на одной сыновней могиле не могла поплакать мать. Куда ни писала, в какую дверь ни стучала, отовсюду один ответ: <>. Когда несколько лет тому назад получила письмо из Молдавии и узнала, что ее Давид погиб и похоронен в Хаджимусе, вначале даже не поверила. А перечитав, собралась в дорогу.
Во время урока из окна класса увидела Лидия Максимовна, как у школы остановилась легковая машина и из нее вышла пожилая, с гордой осанкой женщина в черном, с ней ее близкие. <>, – тихо сказала она во время встречи и опустилась на колени перед Лидией Максимовной. С тех пор члены семьи Зумбидзе еще трижды приезжали в Хаджимус, старая мать мечтала купить здесь домик, чтобы дожить остаток дней рядом хотя бы с одним из своих сыновей.
Лежит в школьном музее небольшой скромный альбом. Он называется <>. Бесценная реликвия музея. Разъехались по разным краям ученики Лидии Максимовны. Здесь, в Хаджимусе, теперь ее дом, счастье, люди, которых она любит и уважает. И которые тем же платят ей. Русской из Хаджимуса.
Комментарии