search
main
0

Отношение к профсоюзу

Ностальгия сквозит сегодня в голосе посетителей нашего клуба. Они вспоминают прежние времена, когда профсоюз не выводил людей на улицы, а, наоборот, давал жилье. Ситуация изменилась. Изменилось ли отношение учителей к своему профессиональному союзу?

Тамара ДЕРКАЧ, директор эстетической гимназии №42, Пенза: Профсоюзы сидят в окопах

Когда я только начинала свою учительскую деятельность, меня выбрали председателем профкома. Раньше, в начале восьмидесятых годов, профсоюз был действительно сильной организацией, которая помогала учителям: устраивали их детей в ясли, поддерживали многодетные семьи, способствовали получению квартир. Ни одно крупное событие не обходилось без участия профсоюза. А самое главное, он отстаивал права педагогов.

В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Можно сказать, что учительские профсоюзы сидят в окопах. Во многом это связано с тем, что вновь пришедшие в школу педагоги не спешат вступать в организацию, не видят в ней реальной силы, считая такую деятельность бесполезной. Да и старшее поколение пережило настоящее разочарование в былых устоях. Скудное финансирование не позволяет профсоюзам работать так, как это происходило прежде. А причина такого положения дел – в недостаточном внимании государства к данной проблеме. Наша гимназия, в отличие от многих современных школ, пытается доказать, что в работе профсоюза больше плюсов, чем минусов. Мы всячески отстаиваем права наших педагогов, следим за соблюдением норм и правил по охране труда. Многие вопросы профессиональной этики закреплены в таких документах, как «Регламент деятельности сотрудников гимназии» и «Программа развития гимназии». В принятии важных для школы решений помогает профком, то есть коллегиальный подход является основополагающим.

Конечно, хочется, чтобы профсоюзная организация работала эффективнее, имела больший авторитет среди педагогов. Сделать это, используя только свои силы, вряд ли получится. В таком деле важна поддержка из центра, тогда и роль профсоюза будет более внушительной. А отказываться полностью от него нельзя ни в коем случае. Мне кажется, что в любой отрасли должны быть организации, отстаивающие интересы работников.

Александр ТОЛСТОНОЖЕНКО, директор школы №44, Уфа: Теперь не те времена

Нужно признать, что сегодня возможности профсоюза ограничены. Однако при той базе, которая осталась у организации, профсоюз пытается по мере возможностей помогать учителям организовывать отдых, решать вопросы с трудоустройством, уделять внимание охране труда и создавать комфортные условия в школе для учителей и учеников. Правда, своей очереди на путевку в санаторий педагогам приходится ждать годами. Увы, теперь уже совсем не то, что в былые времена, когда профсоюзы эффективно регулировали эти вопросы. Считаю, профсоюз должен укреплять свои позиции, чтобы у этой организации опять появились реальные рычаги влияния.

Часть нашего коллектива по-прежнему остается вне профсоюза, так как люди не видят реальной помощи от него, а значит, и смысла вступать в профсоюзную организацию. Хотя взносы сейчас, можно сказать, символические.

Для того чтобы людям хотелось вступить в профсоюз, нужно расширять его возможности, в том числе и финансовые. Организация должна иметь собственный авторитетный голос и при распределении жилья. Я уверен, что при расширении возможностей профсоюзной организации работники образования охотно пополнили бы ее ряды.

Надежда ШАБАНОВА, директор школы №148, Купино, Новосибирская область: Часть нашей жизни

В школе 50 учителей, 49 – члены профсоюза. Исправно платят взносы. Но дело ведь не в деньгах, а в реальных делах. Если бы профсоюзная организация существовала только по названию, для сбора взносов, для галочки и для отчетности, толку от нее не было бы. Она должна быть частью школы, и люди в ней должны работать активные, творческие, неравнодушные. Должна сказать, что профсоюзная организация в нашей школе очень активная. В 1990-е годы, когда были проблемы с заработной платой, наш профсоюз отстаивал интересы педагогов на всех уровнях, устраивал акции протеста. И мы добивались результатов. В последние годы положение изменилось к лучшему, и профсоюз занялся в основном решением личных проблем, если так можно выразиться. Помогает с жильем, трудоустройством, получением льготных путевок в местные дома отдыха и санатории. Кроме того, у нас организуются различные мероприятия: лыжные кроссы, походы.

Профсоюз уделяет много внимания и нашему досугу: организуются праздники и концерты. Так что наш профсоюз – это часть нашей школьной жизни.

Наталья ЩЕДРИНА, директор средней школы №120, Омск: Вся забота – «пустяшные» сувенирчики

– Разумеется, профсоюзная организация есть и в нашей школе. Человек двадцать. Существует, впрочем, профсоюз на бумаге, никакой роли в жизни школы не играя, да и нет у него к тому ни сил, ни способностей. «Пустяшные» сувенирчики подарить к празднику – вот, собственно, и вся забота профсоюза. Никогда профсоюз не был защитником интересов трудящихся, а сегодня тем более. И в советское время большинство членов профсоюза, годами выплачивая взносы, льгот не получало. В отличие от чиновников, общественных деятелей, которые с этого кормятся. Сейчас профком – во всяком случае школьный – не может никак помочь своему товарищу. Если раньше он, хотя бы формально, распределял квартиры, то теперь этим занимается администрация, а учителям все равно мало что светит. С путевками на отдых раньше были проблемы, а теперь – нет, потому что и путевок нет! Раньше профсоюз имел отношение к больничным листам, теперь это дело соцстраха. Я не вижу смысла в существовании профкома, кроме того, что профсоюзным функционерам – не школьного, конечно, уровня – надо получать зарплату, квартиры и путевки. Профсоюз всегда был придатком власти в нашей стране. Никаких трудящихся он и раньше не защищал. Он и сейчас моментально сросся с администрацией. Ну не умеет он по-другому, нет у него другой истории. Западные профсоюзы свою независимость отстаивали в борьбе, а кому из наших высокопоставленных деятелей придет в голову поспорить с властью? Хотя бы потребовать увеличения зарплаты педагогам?

Мне, честно говоря, непонятно, зачем профсоюз, как и любую другую общественную организацию, создавать принудительно? Не работает профсоюз, люди не хотят бессмысленно отдавать деньги неизвестно куда, выходят из него. А нам говорят – ну не профсоюз, какую-нибудь другую общественную организацию педагогов создайте. Зачем? Ладно бы еще создать клуб по интересам – это, может, и нужно для духовно близких людей. А зачем нужна общественная организация, объединяющая людей только профессией? Их и без того объединяет работа.

Валентина БОРИСЕНКО, директор школы №16, Деревяницы, Новгородский район, Новгородская область: Средств уж очень мало!

Большинство наших педагогов состоят в профсоюзе. Из 38 учителей членами этой организации являются 34 человека. Школьный профсоюз обладает широкими полномочиями, с ним согласовывается вся правовая документация, связанная с защитой прав учителей: коллективный договор, графики дежурств, договора, заключаемые непосредственно с работниками, режим работы школы. С членами профкома администрация обязана согласовывать должностные обязанности учителей. Председатель профкома входит в состав комиссии по распределению стимулирующих надбавок по новой системе оплаты труда и принимает участие в аттестации педагогов. Это важно опять-таки с точки зрения защиты их социальных прав, поскольку работник, аттестованный на более высокую категорию, получает боўльшую заработную плату. Профсоюзный комитет школы берет на себя организацию мероприятий по отдыху наших сотрудников: проводит, например, спортивные соревнования для учителей, учеников и их родителей.

Какую основную проблему я бы выделила в работе школьного профсоюза? Из взносов выделяются суммы на санаторно-курортное лечение педагогов. Но этих средств очень уж мало! Уменьшилось количество путевок, и, кроме того, не все учителя их могут выкупить. Хорошо еще, что нам выделяют путевки в профилакторий Новгородского государственного университета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте