search
main
0

Отметим юбилей с размахом

Тезисы выступления председателя первичной профсоюзной организации на профсоюзном собрании с единой повесткой дня «100 лет профсоюзам России и 15 лет Российскому профсоюзу образования»

I. Из истории профсоюзного движения в образовании

1. В 2005 году исполняется 100 лет организованному профсоюзному движению в России и образовании и 15 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время профсоюз объединяет 5,5 миллиона членов профсоюза, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций профсоюза, 2488 окружных, городских, районных и 96231 первичных профсоюзных организаций. Более миллиона профсоюзных активистов осуществляют выборную профсоюзную деятельность.

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые «дни свобод», когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания «Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию».

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и устава создаваемого союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал бюро Московского союза, которому поручил совместно с бюро Петербургского учительского союза подготовить делегатский съезд по организации Всероссийского союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся учредительный съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию на котором присутствовало 147 делегатов от

81 местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп. На этом съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное бюро союза, утвержден устав, в котором были заложены идеи организационного строения союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в

С-Петербурге состоялся 2 делегатский съезд союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский съезд союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский съезд Всероссийского союза учителей, который признал союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений «О непосредственных задачах профессиональной борьбы». Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России ( 1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском съезде союз принял название Всероссийского учительского союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского союза была направлена против советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И.Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального союза работников просвещения и социалистической культуры.

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В мае 1921 года в Профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На состоявшемся 26 – 27 сентября 1990 года Всероссийском Учредительном съезде было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР, принят устав профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003 года. Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов профсоюза в самые трудные годы новейшей российской истории. Отмечая выдающиеся заслуги Яковлева В.М. перед профсоюзом, IV (внеочередной) съезд профсоюза учредил ежегодную премию имени В.М.Яковлева для награждения профсоюзного актива.

На V съезде профсоюза, состоявшемся 5 апреля 2005 года, председателем профсоюза избрана МЕРКУЛОВА Г.И.

Меркулова Галина Ивановна работает в профсоюзе с 1986 года. В образовании прошла путь от учителя до заведующего Ждановским районным отделом образования г. Москвы. С 1990 года заместитель Председателя профсоюза. Член Генерального совета ФНПР. В 1996 году избрана членом Европейского комитета Интернационала образования, а в 2003 году вице-перезидентом паневропейской структуры Интернационала образования. Имеет государственные награды, звание «Заслуженный учитель РФ», знак «Отличник народного просвещения».

2. Годы первой революции (1905-1907) не только дали жизнь первым профсоюзным организациям российских рабочих, но и пропустили их через горнило самой острой и радикальной формы социальной борьбы.

Активность профсоюзов в начале ХХ века развивалась на фоне стремительной и потому жесткой капитализации экономики России, шла параллельно и в одно время со становлением целого ряда общественных объединений и партий, претендовавших на право выражать интересы многослойного российского общества.

Эта активность то сливалась с действиями различных левых, и в первую очередь социал-демократических движений, объединений, то расходилась с ними в оценке происходивших событий, в выборе форм и методов отстаивания прав работников на производстве, в том числе на охрану труда, медицинское обслуживание, бытовое обустройство и многое другое.

В то же время, совместные действия организаций левого фланга и профсоюзов заметно радикализировали последние, особенно по сравнению с тем, как это происходило в Европе.

Российские профсоюзы за первые пять – семь лет своего существования прошли более чем полувековой путь европейского профдвижения. Они очень быстро создали свои организации на фабриках и заводах, в школах и дошкольных учреждениях, других предприятиях. Профсоюзы создавались по профессиональному принципу, а в городах и крупных промышленных районах (центрах) образовывались территориальные объединения профсоюзов. Такая структура обеспечила в дальнейшем профсоюзам определенную гибкость и историческую устойчивость.

Существенная по тем временам массовость, проникновение в трудовые коллективы, четко обозначившиеся организационные возможности были серьезно, и как выяснилось позже, с перспективой оценены российской социал-демократической партией. На ее V Съезде в мае 1907 года победила разработанная В.И. Лениным – наиболее молодым и решительным ее лидером – большевистская резолюция, которая предусматривала необходимость придерживаться во взаимоотношениях партии и профсоюзов концепции непременного установления организационной связи, при условии признания последними идейного партийного руководства.

Как мы знаем под идейным партийным руководством наши профсоюзы проработали более 80 лет, вплоть до 1990 года, что сковывало и сдерживало развитие самих профсоюзов.

II. Деятельность

Профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов

членов Профсоюза

Говоря о мерах, принимаемых профсоюзом сегодня по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, следует подчеркнуть, что принятие делегатами V съезда профсоюза обращений к Президенту России В.В. Путину по проблемам повышения уровня жизни работников образования, сохранения социальных гарантий обучающихся, направление итоговых документов съезда Президенту России, в Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, проводимый в регионах России членами профсоюза в течение полутора месяцев сбор подписей под обращениями делегатов съезда, а также направление предложений профсоюза по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ способствовали активизации обсуждения поднятых профсоюзом проблем в обществе.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2005 год поставлены задачи, а в плане по реализации основных положений Послания взят под контроль вопрос повышения заработной платы учителей, врачей, работников культуры и других категорий работников бюджетной сферы.

В результате внесения изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» получило законодательное оформление объявленное Президентом РФ решение о повышении стипендии студентам на 100 рублей с 1 апреля и с 1 сентября 2005 года.

Президиум ЦК профсоюза подчеркивает, что Администрацией Президента РФ оставлено без внимания Обращение V съезда профсоюза к Президенту РФ В.В. Путину, в котором изложена позиция по важнейшим проблемам студенческой молодежи и содержится предложение активно вмешаться в проводимую Правительством РФ политику в отношении студенчества.

Сегодня профсоюз выражает серьезную обеспокоенность по поводу того, что до настоящего времени не определены сроки, размеры и условия поэтапного повышения зарплаты работников образования в связи с поручением Президента РФ. Правительством РФ неоднозначно определяется начальный период отсчета повышения номинальной заработной платы работников бюджетной сферы в 2 раза (в реальном исчислении в 1,5 раза).

Прогнозные параметры проектировок расходов федерального бюджета на 2006 год учитывают в настоящее время лишь принятое решение об индексации с 1 сентября 2005 г. заработной платы работникам бюджетной сферы на 11 % и не содержат предложений по срокам и размерам её индексации в 2006 году, несмотря на законодательно закрепленную индексацию МРОТ с 1 мая 2006 г. на 37,5 % (увеличение с 800 до 1100 руб.).

Президиум ЦК профсоюза отмечает, что реальная учебная нагрузка учителей во многих регионах уменьшается в связи с сокращением численности обучающихся и количества классов-комплектов, поэтому и реальная заработная плата не увеличивается пропорционально проводимой индексации. Подтверждением этому служат данные Росстата, согласно которым в целом по Российской Федерации заработная плата работников образования в первом квартале т.г. повысилась лишь на 8,3 % по сравнению с соответствующим показателем IV квартала прошлого года, тогда как по поступающей из регионов России информации выплата заработной платы осуществляется исходя из повышенных на 20 % с 1 января 2005 г. ставок и окладов.

Профсоюз сегодня констатирует, что правительственная сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уклоняется от вынесения на рассмотрение на своем заседании вопроса о ходе выполнения решения РТК от 02.11.2004 г. о реализации требований работников образования, здравоохранения и культуры, несмотря на неоднократные обращения в РТК Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы и ФНПР.

Установленный порядок и сроки подготовки основных характеристик проекта федерального бюджета на 2006 год могут привести к нарушению порядка подготовки единых рекомендаций по системе оплаты труда работников бюджетных отраслей на федеральном, региональном и муниципальном уровне, предусмотренных ст. 35 Трудовым кодексом РФ в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, согласно которому эти рекомендации должны быть утверждены РТК до внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу.

В условиях увеличения стоимости минимального набора продуктов питания в среднем по России за первые четыре месяца т.г. уже на

11,1 %, резкого роста тарифов и цен платных услуг, в том числе роста только за I квартал 2005 г. жилищно-коммунальных услуг более чем на 26 %, непрекращающегося роста цен на бензин, неизбежно ведущего к росту промышленных, а затем и потребительских цен, профсоюз подтверждает необходимость повышения заработной платы работников образования с 1 сентября 2005 года на всей территории Российской Федерации в объеме, обеспечивающем индексацию не менее чем в 1,5 раза в течение 2005 года, учитывая, что проведенная с 1 января т.г. индексация заработной платы работников образования на 20 % лишь отчасти компенсировала увеличение стоимости жизни за весь период, начиная с октября 2003 года, когда была проведена предыдущая индексация.

Учитывая социальную значимость образования, ведущую роль государственных и муниципальных образовательных учреждений в обеспечении конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, члены профсоюза выражают сегодня несогласие с высказываемой представителями главных федеральных экономических ведомств позицией о том, что бюджетные средства, высвобождающиеся в связи с реформированием сферы образования, включая оптимизацию численности работников и изменение организационно-правовых форм собственности, следует рассматривать в качестве реального источника финансирования дополнительных расходов, связанных с введением новой отраслевой системы оплаты труда.

Профсоюз в лице своего президиума настаивает на принятии решения о введении новой отраслевой системы оплаты труда в образовании при условии увеличения фонда оплаты труда работников отрасли не менее чем в 2 раза, законодательного установления минимальных государственных гарантий по уровням оплаты труда по отраслевым профессионально-квалификационным группам работников, и оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ при осуществлении соответствующего повышения заработной платы на региональном и муниципальном уровнях.

Президиум ЦК профсоюза принял решение об объявлении очередного этапа Всероссийской акции профсоюза и призвал организации всех уровней структуры профсоюза направить в один день 3 июня т.г. в адрес Администрации Президента РФ подписные листы в поддержку обращений, принятых V съездом профсоюза к Президенту РФ В.В. Путину, по вопросам повышения уровня жизни работников образования, сохранения социальных гарантий студентам.

В случае непринятия Правительством РФ мер по индексации заработной платы работникам образования с 1 сентября 2005 г. не менее чем в 1,5 раза (с учетом индексации с 01.01.2005 г. на 20 %) и в 2006 году в 1,5 раза ЦК профсоюза призывает работников образовательных учреждений к проведению 12 октября 2005 г. Всероссийской акции в форме забастовки и иных формах коллективных действий.

Кроме того, учитывая резкое сокращение уровня социальных гарантий студентов и отсутствие официальной реакции властных структур на принятое делегатами V съезда профсоюза обращение в адрес Президента РФ В.В. Путина, Президиум ЦК профсоюза призвал студенческие профсоюзные организации принять участие во Всероссийской акции 12 октября 2005 года.

Сегодня президиум ЦК профсоюза проводит организаторскую работу по подготовке акций профсоюза. Планируется проведение в конце августа Всероссийского селекторного совещания о подготовке к Всероссийской акции 12 октября 2005 г. с участием профсоюзного актива районных, городских и первичных организаций профсоюза. Планируется с использованием электронных средств связи и сайта профсоюза проведение конференции по проблемам студенческой молодежи и готовности их участия во Всероссийской акции 12 октября и др. мероприятия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте