Среди множества профессий есть такие, что требуют от человека не одной только усидчивости, или внимательности, или владения определенными навыками, но и применения самых разных качеств. Такова, например, профессия режиссера, не важно, снимает ли он кино или ставит спектакли в театре. Или дирижера симфонического оркестра. Учитель – одна из таких профессий, дело всей жизни для полифоничных людей.
Зита Цораева, учитель английского языка школы №8 г. Беслана, училась в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л.Хетагурова сразу на двух факультетах. Первым был факультет иностранных языков (специализация – «турецкий и английский языки»), вторым – юридический. Вторым по времени, но не по значимости: свою профессиональную жизнь Зита хотела связать с юриспруденцией. О педагогике и не думала. Говорит, так получилось.
Многие ее знакомые, оканчивая иняз, мечтали уехать в большой город или вовсе покинуть страну, но только не Зита Энверовна. Она очень любит Беслан, город с 40‑тысячным населением, малоэтажный, очень зеленый и любовно ухоженный. Вдалеке виднеются горы, где ревущий Терек показывает свой суровый характер. Беслан же находится на равнине, здесь тихо протекают спокойные дети-притоки грозного Терека.
В Беслане все друг друга знают, и не только своих, городских, но и жителей окрестных сел. В небольшой Северной Осетии по-прежнему придерживаются национальных традиций. В каждом жилом дворе есть специальная пристройка, называемая «ирон хадзар». Это дом общего пользования, где справляются свадьбы, поминки, национальные праздники. В хадзаре в особые дни собираются не только многочисленные родственники, друзья и знакомые виновников торжества, но и все соседи по двору. Люди по-прежнему хотят общаться лично, а не через экраны смартфонов.
Особые торжества проходят в середине ноября, когда осетины отмечают День святого Георгия – покровителя мужчин. Джеоргуыба – так праздник называется по-осетински – длится целую неделю. Первый понедельник принято отмечать в домашнем кругу. На стол ставятся три пирога со знаменитым осетинским сыром. Далее соседи договариваются между собой, кто в какой из дней принимает гостей. Так и ходят друг к другу в гости целую неделю, получается этакий праздничный фестиваль.
Зита окончила иняз на год раньше, чем юридический факультет, и решила поработать в школе. Идя по улице, приходила в восторг от того, что все дети от мала до велика не только ее знают и здороваются, но и относятся с особым уважением: в маленькой республике почитание старших и учителей сохранили по сей день.
Молодую выпускницу университета с удовольствием взяли преподавать английский в родную школу – ту, что она окончила. Здесь активную девчушку помнили и любили: золотая медалистка, ученица, без которой не могло состояться ни одно школьное событие. Если затевался КВН, она становилась капитаном команды. Если честь школы защищал хоровой коллектив, она солировала – пригодились занятия в музыкальной школе. Впрочем, в пятом классе девушка музыкалку бросила. Сейчас жалеет. Говорит, иногда родителям нужно быть строже, а не идти на поводу у собственных детей, ведь музыкальная школа многое дает ребенку в плане развития. Одним словом, в школе было интересно, уходить после уроков домой совсем не хотелось.
Молодому специалисту Зите Цораевой сразу дали классное руководство в десятом классе. Она считает, что это очень важно – быть не только предметником. По ее мнению, учитель не транслятор знаний, учитель – и психолог, и воспитатель. «Мне кажется, если у учителя нет своего класса, он не до конца состоялся, потому что не сопереживает своим ученикам, не ощущает их проблемы как свои», считает Зита Энверовна, она сопереживает. Если видит, что ребенок раздражен, не собран, не готов сегодня работать на уроке, то понимает, что для этого есть причины: что-то случилось в семье, или подрался с одноклассником, или просто не выспался. Когда у ее детей возникают конфликты с учителями-предметниками, она ищет и всегда находит причину, призывая коллег понять ученика и сегодня не предъявлять к нему обычных требований, дать ему побыть собой.
Уже будучи преподавателем в родной школе, она поняла, что уходить из любимых стен ей по-прежнему не хочется. «Я даже замуж выходила из своей школы», – смеется Зита Энверовна. На мой недоуменный возглас поясняет:
– По традиции выходить замуж я должна была из дома, а на улице и в хадзаре предполагались накрытые столы, танцы и все, что сопутствует свадьбе. Но так случилось, что общий дом понадобился для поминок, и нужно было срочно искать другое место. Я попросила директора школы разрешить сыграть свадьбу в школьной столовой. Друзья потом шутили: училась, работала, да еще и замуж вышла из одной и той же школы.
Спустя несколько лет она родила первенца, а через два года – второго сына. За три года, что провела в декретном отпуске, многое в Беслане изменилось. Произошел теракт, сделавший ее город печально известным на весь мир. А позже на бюджетные деньги были построены две новые школы, оснащенные по последнему слову техники. Одна стала правопреемницей разрушенной во время теракта, второй присвоили номер восемь. Сюда из прежней школы перешли работать многие учителя и завуч, сюда же после декретного отпуска вышла Зита Цораева.
За семнадцать лет преподавания английского она выработала девиз успеха, состоящий из трех глаголов: очаровать, заинтриговать и организовать. Очаровать детей нужно в самом начале, еще во втором классе. Малыши ведь не знают, что такое иностранный язык, насколько он важен, пригодится ли в дальнейшем, главное – они должны полюбить учителя как человека. В этом, считает Зита Энверовна, залог успеха любого предмета. Бывает, ребенок приходит из сложной семьи, да и сам с тяжелым характером, а вот окружит его теплом учитель, например математики, и у него по этому предмету будут одни пятерки на фоне двоек по всем остальным.
Судя по успехам ее учеников, а они неоднократно становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, с очарованием и пониманием у нее все в порядке. В качестве подспорья Зита Цораева использует различные инструменты: недели английского языка, театрализованные представления, музыкальные гостиные, литературные вечера. В старших классах применяет технологию ситуативного моделирования. Например, дает такое задание: создать и разместить в соцсети пост по теме экологии Беслана.
Зита Энверовна поделилась маленьким секретом: она не исправляет ошибки, пока на уроке ребенок говорит на английском на заданную тему. Учительница слышит, что он неправильно употребил форму глагола, опустил артикль, использовал неточное слово, но, пока он погружен в чужой язык, останавливать его нельзя – ребенок может, не преодолев языковой барьер, замкнуться или вовсе потерять интерес к предмету. Уже потом, сделав вывод, в каком месте хромают фонетика, грамматика, спряжение глаголов, учительница еще и еще раз проходит ту или иную тему, закрепляя правила. «Для нас главное, чтобы человек сумел сориентироваться в любой ситуации, – делится она. Чтобы, находясь в заграничном аэропорту, смог пообщаться, спросить, как пройти в нужное место, и понять ответ. И поблагодарить не простым thanks, но построить более сложную фразу: «It’s very kind of you».
За 17 лет работы в школе Зита Цораева не выгорела профессионально. Напротив, берется за любое дело, мгновенно зажигаясь сама и легко воспламеняя других. Когда в середине учебного года был вынужден уволиться завуч по воспитательной работе, согласилась на полставки еще и на эту должность. Теперь после уроков не идет домой, у нее начинается «вторая смена», уже в качестве завуча. А последние полтора года она работала в бешеном ритме из-за участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года».
Но сначала была победа в конкурсе «Учитель года» в Республике Северная Осетия – Алания. Победа, ставшая для нее полной неожиданностью. Зита Цораева не верила, что выиграет. Ей страстно хотелось попробовать свои педагогические силы, а еще не подвести коллектив родной школы. И она не подвела.
Впрочем, Зита Энверовна говорит, что в соревнованиях любого уровня есть элемент удачи: как бы хорошо ты ни был подготовлен, что-то может неожиданно пойти не так. Кажется, она до сих пор не верит в свой триумф на региональном профессиональном конкурсе. Но, как представляется, есть не только удача, но и закономерность: если человек повернут к миру светлой стороной, он уже этим притягивает к себе позитивные события.
У нее уже был опыт участия в региональном этапе конкурса, оставивший после себя ощущение досады. Шел 2010 год. Будучи молодым специалистом, она готовилась к конкурсу, что называется, вслепую. У участников не было достаточной информации о том, какие методики следует презентовать, как это правильно сделать. Тогда она сказала себе, что больше не будет участвовать в подобных мероприятиях. Но, как говорится, никогда не говори «никогда».
На этот раз организаторы конкурса постарались довести информацию до участников в максимально полном объеме. На установочных семинарах лекции читала Елена Михайловна Пахомова, доцент кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук. Участникам разъяснили нюансы, рассказали, как все будет происходить, что приветствуется, а чего следует избегать.
От Всероссийского этапа конкурса осталось ощущение полного погружения в профессиональную среду. Зита Энверовна признается: благодаря ярким людям, которые окружали ее на конкурсе, ощущение праздника не померкло в ней до сих пор. Она лишь жалеет, что было мало времени пообщаться с коллегами из других городов. «Но мы успели подружиться, – делится учитель английского языка, – среди нас выявились моторчики-мотиваторы, такие как Маша Чердакова из Смоленска. Она сразу нас объединила, и мы до сих пор общаемся в соцсетях. А Настя Камитова из Тюменской области взяла на себя обязанность поздравлять каждого с днем рождения. Есть такие люди, которым больше всех надо. В хорошем смысле».
Саму себя она оценивает как человека, который старается относиться ко всем явлениям философски и никого не идеализирует. Принимает людей – коллег, детей и их родителей – такими, как есть, со всеми их достоинствами и недостатками. В классе у нее не бывает любимчиков, а поэтому нет детей, которые бы ее когда-либо разочаровали.
Наверное, в школе остаются работать потому, что здесь можно попробовать себя в разных сферах. Она хотела быть юристом, и даже эти знания ей пригодились. Как классный руководитель, бывает, выступает в роли адвоката или прокурора. Имея хороший, звучный голос, легко управляет аудиторией. Немного психолог, отчасти философ. И просто очень красивый во всех смыслах человек. Полифоничный, одним словом.
Галина СЕРГЕЕВА, Беслан, Республика Северная Осетия – Алания
Комментарии