search
main
0

Отличить вкусное от безвкусного

Встреча с легендарным литературным критиком Ириной Роднянской

Разговор между писателем и его интерпретатором может длиться много лет. Автор печатает один роман за другим, критик следит за его творчеством, читает новинки и отзывается о них. Причем эти книги могут критику даже не нравиться, просто в них есть что-то, что не дает ему покоя, задевает за живое, бывает материалом, способным стать почвой для серьезного и содержательного разговора. Можно сказать, что это своеобразная дружба, даже если писатель и его читатель никогда лично не встречались.

Ирина РОДНЯНСКАЯ подписала книгу статей «Книжная сотня» своей ученице – критику Валерии ПУСТОВОЙ
Фото Виталия РЕЙСЛЕРА

Задуматься о природе творческих взаимоотношений позволяют регулярные встречи, проходящие в рамках проекта «Актуальная критика», реализуемого Ассоциацией писателей и издателей России и Школой критики имени В.Я.Курбатова.

29 августа в Ассоциации писателей и издателей России прошла встреча с поистине легендарным человеком – Ириной Роднянской, занимающейся литературной критикой уже больше шестидесяти пяти лет. Двадцать один год она заведовала отделом критики журнала «Новый мир», тем самым определяя, какие книги действительно стоят того, чтобы их прочитать, рассказывала об этом в своих статьях, продолжает писать обзоры текущей литературы и сейчас, несмотря на почтенный возраст.

Встреча проводилась в формате открытого интервью. В качестве модератора выступила Анна Нуждина. Важно отметить, что она тоже связала свою жизнь с литературной критикой, потому, когда мы наблюдали за ходом беседы, в голову невольно приходили мысли о преемственности поколений: два разных человека, два взгляда на мир, два стиля, а объединяет их любовь к слову.

Ирина Бенционовна начала разговор с рассказа о своей юности и о том, почему она решила стать литературным критиком. Ответ простой: потому что по-другому никак не могла. Ее окружали хорошие книги, она их читала и чувствовала, что хочет о них рассказывать, здесь есть тот самый материал, которым надо поделиться с окружающими. «Когда я стала читающим отроком, то почувствовала, что хочется поделиться впечатлениями от читаемого», – призналась героиня встречи.

Так, Ирина Роднянская в детстве читала стихи Николая Некрасова и писала на них небольшие отзывы, которые показывала маме. Потом, уже в восьмом классе, открыла для себя Виссариона Григорьевича Белинского, даже призналась, что статью о «Герое нашего времени» прочитала прежде, чем сам роман Лермонтова, и поняла свое предназначение: читать книги и писать про них, анализировать актуальный литературный процесс и по возможности влиять на него.

Затем Ирина Бенционовна перешла к рассказу о том, как стала заведующей отделом критики журнала «Новый мир», и призналась, что, несмотря на серьезный читательский опыт, не только погружается в миры суровой академической прозы, но и уделяет время так называемой развлекательной, массовой литературе. Сказала, что очень любит детективы современной американской писательницы Элизабет Джордж («Расплата кровью», «Всего одно злое дело», «Горькие плоды смерти» и др.), потому что автор владеет мастерством детективщика, сюжеты ее книг очень продуманные и интересные, а язык хорош и приносит удовольствие. Развлекательная литература, на взгляд Ирины Роднянской, должна именно развлекать, а не заставлять читателя скучать. Она должна соответствовать определенным характеристикам, планке, по которой можно отличить «вкусное от безвкусного».

Конечно, интерес Ирины Бенционовны к современной прозе одними детективами не ограничивается. Она заметила, что в наши дни выходит очень много книг, объять необъятное никак не получится. Тем не менее она внимательно следит за творчеством нескольких современных авторов, в частности Виктора Пелевина, внимательно изучает каждый его новый роман. Можно сказать, что между Ириной Роднянской и Виктором Пелевиным ведется многолетний диалог: критик внимательно следит за творчеством автора с самых его первых публикаций, замечает, как оно меняется, и стремится это отобразить в своих текстах и суждениях. Кроме того, Ирина Роднянская старается читать и романы других авторов (например, Михаила Елизарова и Евгения Водолазкина), но призналась, что они ей не очень нравятся и кажутся переоцененными. Зато ей приносят большое удовольствие проза Дмитрия Данилова и работы Сергея Белякова, а также стихи молодого и очень талантливого поэта Григория Князева.

Важно отметить, что на встречу с Ириной Роднянской пришли ее коллеги Сергей Чупринин, Валерия Пустовая, Борис Кутенков, Павел Крючков. Они выразили свое почтение Ирине Бенционовне и отметили ее удивительный талант говорить о книгах так, что возникает ощущение, будто ты читаешь не критическую статью о романе, а сам роман. Роман, от которого не хочется отрываться и который со временем становится только толще и содержательнее, ведь он продолжается. Так возникает удивительная возможность узнать о том, какой видит современную прозу человек, живший и работавший в те времена, когда у здания редакции «Нового мира» можно было встретить Александра Твардовского, а на сцене – Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко. Это удивительный, потрясающий опыт, соприкоснуться с которым огромная удача для каждого из нас.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте