В этом году у меня два десятых и один девятый класс, и, хотя спецкурс «Культура речи» преподается в среднем звене, мы тоже работаем в этом направлении в рамках подготовки к ЕГЭ. Единый госэкзамен предполагает несколько заданий, в которых нужно найти ошибки в употреблении слов. А свою задачу я вижу не только в том, чтобы отработать с детьми эти навыки для ЕГЭ, но и сделать так, чтобы ребята вышли из стен школы культурными и образованными людьми.
Выяснилось, что незнание орфографии и того, как правильно произносится слово, ведет к неправильному произношению и написанию. Часто пишут и говорят подскользнулся вместо поскользнулся, дермантин вместо дерматин, экскалатор, хотя правильно эскалатор. Есть в ЕГЭ один очень интересный вопрос – неправильное употребление деепричастного оборота. Он, как известно, должен употребляться как добавочное действие при основном. Но часто встречаются предложения наподобие следующего: «Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа». Или вот недавно я видела по телевизору воронежскую рекламу постельного белья, которая звучала так: «Придя домой, вас согреет теплота и нежность нашего постельного белья». Разбирая трудные случаи, мы пользуемся учебником «Подготовка к ЕГЭ» нашего профессора Ольги Владимировны Загоровской, в нем три части, и после каждой темы идет параграф о культуре речи. Особое внимание уделяется подобным ошибкам, например неправильному употреблению местоимений. «Начальник попросил подчиненного зайти к себе в кабинет» – непонятно, в его кабинет или в кабинет начальника. Это ошибка в употреблении возвратного местоимения СЕБЯ. Особое внимание уделяем орфоэпическим ошибкам и расстановке ударений. Неправильная расстановка ударений снижает культуру речи и общую нашу культуру. Примеры: часто говорят звОнит вместо звонИт, дОговор вместо договОр, углУбленное обучение вместо углублЕнное, вклЮчит вместо включИт. Надо произносить правильно следующие слова: избалОванный, Иконопись, каталОг, газопровОд, трубопровОд, свЕкла, мАркетинг, Августовский (педсовет). Кстати, ребята специально спрашивали, почему мы, учителя, произносим это слово с ударением на О – августОвский, хотя правильно говорить Августовский. Мы вместе пришли к выводу, что это своего рода «профессиональное» произношение, то есть появилось среди людей, принадлежащих к одной профессии, – среди учителей, а теперь стало распространенным. Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея «Многоуровневый общеобразовательный комплекс № 2», Воронеж
Комментарии