Знание лексического значения слов помогает нам правильно подобрать проверочные слова или разобрать слово по составу. Поэтому на уроках мы часто обращаемся к этимологическому словарю, в котором узнаем о происхождении слова, и к толковому словарю. Например, пятиклассники, а лексику мы начинаем изучать с пятого класса, часто спрашивают, можно ли слово СТОЛИЦА проверить словом СТОЛ? Мы ищем ответ, определяем происхождение слова и подбираем однокоренные слова. Выясняется, что слово «престол» в словосочетании «взойти на престол» является проверочным для слова столица.
Часто у нас бывают олимпиадные задания, где нужно провести морфемный разбор слова – исторический и современный. Например, в слове ИЗОЩРЕННЫЙ: с точки зрения современного русского языка у нас будет корень «изощр», а в словаре мы выясняем, что этимологически корень здесь «остр», а «из» – это приставка, «ст» заменила буква «щ». При этом прослеживается связь с историческим лексическим значением слова, которое, несмотря на изменения, по сути остается тем же: острый ум и изощренный ум, хотя, конечно, у современного слова оттенок уже другой. В русском языке очень много фразеологизмов, а на олимпиадах много заданий, связанных с фразеологией. Однако историю появления даже самых известных словосочетаний знают далеко не все. Например, откуда взялся фразеологизм «оказать медвежью услугу»? Мы открываем фразеологический словарь и понимаем, что это выражение стало использоваться после выхода в свет басни Крылова «Пустынник и медведь»: желая угодить своему другу-пустыннику и избавить его от назойливой мухи, медведь убивает ее камнем в тот момент, когда муха садится на лоб спящему человеку. В ЕГЭ есть задания, связанные с паронимами. Надо уметь различать командированные-командировочные, абонент-абонемент, дипломат-дипломант и так далее. Ошибки в таких парах делают часто. Узнать правильное значение слова и верно его употребить помогает словарь паронимов. В пятом классе мы разбираем язык цветов: красная роза означает признание в любви, белая лилия – знак чистоты, красная гвоздика – очарование, желтая лилия – благодарность, астра – любовь и нежность. Позже мы обращаемся к цветовой палитре: красный – цвет любви и радости, розовый – нежности, желтый – измены, черный – печали и так далее. Эта работа приводит к более глубокому пониманию литературного и художественного творчества, например у символистов. Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж
Комментарии