Мы продолжаем рассказ о результатах социологического исследования, выполненного по заказу Московского городского комитета Профсоюза работников народного образования и науки деканом факультета менеджмента Высшей школы экономики А.Эфендиевым. Сегодня разговор пойдет об основных социально-экономических характеристиках московских одиннадцатикласников 2006 года.
Понятно, что многое в жизни школьников определяет семья, именно она влияет на уровень притязаний молодого человека в будущей взрослой жизни. Исследования, проведенные Эфендиевым, показали, что 13,3% отцов одиннадцатикласников имеют ученую степень, 54,9% – высшее образование, 28% – среднее специальное образование, и только 3,8% окончили школу или ПТУ. В школах с углубленным изучением иностранного языка образовательный статус еще выше: здесь больше остепененных – 22,1%. Иными словами, образование родителей таково, что они в состоянии создать своим детям благоприятные внутрисемейные условия для продолжения обучения, воспитать мотивацию к получению высшего образования. Вполне вероятно, что стремление практически 100% нынешних молодых людей к поступлению в вуз – результат атмосферы, создаваемой в их семьях, демонстрация того, что только качественное высшее образование может обеспечить в будущем благополучную и обеспеченную жизнь.
Кстати, ошеломляющими можно назвать результаты исследования, связанные с должностным статусом родителей. Выяснилось, что меньше всего среди одиннадцатикласников тех, чьи родители не были бы руководителями того или иного уровня. 20% из них – дети высших руководителей, 19% – дети руководителей среднего звена, 19% – дети специалистов, и только 23% – дети рядовых работников или руководителей низшего звена. Таким образом, можно сделать вывод, что получение хорошего среднего образования сегодня в большей степени становится уделом детей средних и высших руководителей.
Должностной статус родителей, как это ни странно, влияет на выбор профиля школы для их детей. В школах с углубленным изучением иностранного языка больше детей высших (10,2%), средних (16,3%) руководителей государственных предприятий, учреждений; владельцев или руководителей негосударственных предприятий, учреждений (13,6%). В школах с естественно-научным профилем больше детей рядовых работников (14,0%), специалистов с высшим образованием (25,0%) и руководителей среднего звена (21,6%). Дети специалистов с высшим образованием преобладают и в школах гуманитарного профиля (24,7%).
Эфендиев предположил (и не без оснований), что статус родителей влияет на имущественное положение семьи, а следовательно, и их питомцев – одиннадцатиклассников. Исследование позволило узнать, что в каждой десятой семье есть коттедж, преобладают иномарки, каждая девятая семья имеет по две автомашины иностранной марки, а 4,4% семей живут бедно и с трудом сводят концы с концами. Неплохо живут семьи 34% опрошенных, обеспеченно – около 50%, и только 11,2% ни в чем себе не отказывают.
На основании количественных данных о наличии в семье тех или иных предметов обихода, дачи и так далее социологи, изучив качественные портреты-описания благосостояния, разработали индекс уровня жизни, включающий пять ступеней, присущих семьям одиннадцатиклассников. Низкий уровень – 14,3%, ниже среднего – 32,9%, средний – 36,2%, высокий – 12%, наивысший – 4,7%.
Выбор школы при разных уровнях жизни, естественно, разный. На низком уровне чаще всего выбирают общую школу, на уровне ниже среднего – школу естественно-научного профиля. На среднем уровне лидируют школы с углубленным изучением иностранных языков, на высоком – в лидерах с незначительным отрывом гуманитарная школа и школа с углубленным изучением иностранного языка, на наивысшем уровне лидер один – школа с углубленным изучением иностранного языка.
Эфендиев пишет, что простая дача – садовый дом – есть у тех, кто имеет уровень ниже среднего (46,4%) или средний (30,6%), коттеджи – у тех, кто имеет высокий (24,6%) и наивысший (34,3%) уровни. Иностранные же автомобили имеют 56,5% тех, кто отнесен к среднему уровню, 91,6% – к высокому и 100% тех, кто отнесен к наивысшему уровню. Две иномарки имеют семьи, отнесенные к высшему (30,7%) и наивысшему уровням (84,3%).
Социологи установили связь уровня жизни семьи и количества книг в библиотеке: у тех, кто отнесен к высшему (66,5%) и наивысшему (60%) уровням, количество книг в личной библиотеке превышает несколько сотен.
Похоже, что уровень жизни семьи и статус родителей существенным образом определяют выбор школы для ее детей. Вырисовывается такая зависимость: должностной статус родителей определяет материальное положение семьи, а это в свою очередь влияет на то, в какой школе учатся дети.
После знакомства с материалами социологического исследования возникает стойкое убеждение, что хорошее образование под силу лишь детям из хорошо обеспеченных семей. В старшем классе школы социологи зафиксировали низкий процент детей из семей с низкими доходами. Таким образом, возникает вопрос о том, кому в столице сегодня доступно качественное образование. Если еще недавно мы рассуждали о том, кому доступно высшее образование, то сегодня, видимо, разговор может идти о школьном звене, что довольно печально. До сих пор мы имели дело с поляризацией общества по имущественному положению, сегодня, видимо, можно говорить и о поляризации общества по уровню доступа к качественному образованию и по уровню полученного образования.
С другой стороны, результаты исследования лично у меня вызывают некоторые сомнения потому, что получены после опроса молодых людей, в ходе которого они давали свои оценки, например, имущественному положению своих семей. Сегодня признаться в том, что семья бедна или еле-еле сводит концы с концами, решаются далеко не все, поэтому есть надежда, что опрошенные немного приукрашивали положение своих семей, отсюда столь высокие оценки и демонстрация их высокого имущественного уровня. Однако вполне возможно, что ситуация и на самом деле такова.
Наверное, следующим шагом должно стать исследование выпускников девятых классов, тогда, может быть, социологи сделают вывод о том, куда уходят из девятого класса дети из малоимущих семей, возможно, они становятся студентами учреждений среднего профессионального образования или рано начинают работать.
Комментарии