search
main
0

Откуда вы это все знаете?

Не уроком единым…

Этот год объявлен Годом педагога и наставника, но всегда ли педагог – наставник? В идеале, конечно, да, но в жизни бывает по-разному. На мой взгляд, хороший педагог не должен ограничиваться только ведением уроков, иначе работа учителя превращается в недопустимый формализм. Но что значит быть наставником и какие качества его определяют? Для кого можно быть наставником? Давайте попробуем разобраться.

Первый аспект – уважение, которое необходимо заслужить. Про этот аспект мы, взрослые люди, часто забываем, нам кажется, что возраст и опыт априори ставят нас выше учеников или более молодых коллег, однако это заблуждение, уважение приобретается профессионализмом и личностными качествами педагога: владением материалом, умением грамотно его подать, доброжелательностью, уверенностью, способностью объяснить те или иные события и явления, аргументированно доказывать свою позицию любому, при этом уважая позицию оппонента независимо от возраста.

Второй аспект – доверие. Это прямое следствие первого пункта. Психологически мы доверяем людям, которых уважаем, и готовы прислушиваться к ним. Чужим доверием нельзя пренебрегать, чтобы не потерять уважение, – такая простая жизненная формула.

Если вы добились уважения и доверия, к вашему мнению прислушиваются, зачастую вам начинают подражать, это накладывает дополнительную ответственность на педагога-наставника. Об этом нельзя забывать, ведь подражать будут всему, вплоть до мелочей, и посылы, эмоциональные реакции, жизненные взгляды будут перениматься подопечными.

Вооружившись этими базовыми представлениями, рассмотрим аспекты наставничества. Постараюсь разобрать данный вопрос на основании собственного педагогического опыта. За десять лет работы мне довелось побывать наставником как школьников, так и студентов, и даже молодых педагогов.

В процессе преподавания у учеников средней и старшей школы важно проявлять принципиальность и уверенность в своих словах и действиях, при этом общение не должно носить авторитарный характер. Здесь проходит тонкая грань, которую легко переступить: единственно верным решением, на мой взгляд, может быть готовность аргументировать ученикам свою позицию и не отказываться от дискуссий. Ответ учителя на неудобный вопрос ученика в контексте «потому что я так сказал» – это прямой путь к потере доверия и уважения. Даже если ученик объективно неправ, потрудитесь объяснить ему свою позицию, задавайте наводящие вопросы, отвечая на которые ребенок сам осознает свою ошибку. Бывает и так, что в процессе дискуссии осознаешь правоту ученика, и это нормально, все мы люди и можем ошибаться, но нужно уметь это признавать.

Подростки иногда нуждаются в доверительной беседе, ребят могут волновать самые разно­образные вещи, которыми они боятся или стесняются поделиться с родителями или сверстниками. В этом случае важно пользоваться принципом «не навреди». В любом случае, когда ученик нуждается в том, чтобы выговориться, не отказывайте ему в этой возможности, можно подбодрить ученика, мотивировать его на преодоление трудностей. Неравнодушие – важнейшее качество наставника.

Работа с учениками в контексте наставничества может быть расширена путем организации мероприятий со школьниками, ведением проектно-исследовательской деятельности, участием в городских проектах, таких как олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». В современном ритме жизни у родителей зачастую не хватает сил и времени устраивать ребятам культпоходы, да и психолого-возрастные особенности подростков не подразумевают, как правило, желания проводить много времени с родственниками, зато они расположены к прогулкам в компании сверстников. Когда вы собираете команду ребят для участия в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» и, учитывая их пожелания, выводите их в парк или музей, где они интересно проводят время, узнавая для себя много нового, они испытывают чувство благодарности, и уважение к вам растет. Это отражается в повышении внимания к вашему предмету не только в этом классе, но и в школе в целом, ведь сарафанное радио в школьной среде работает замечательно.

Особая роль наставничеству отводится в подготовке проектно-исследовательских работ: передавая собственный опыт научно-исследовательской деятельности, обучая основам и правилам научной работы своих учеников, вы не только растете в их глазах, но и повышаете уровень мотивации ребят к саморазвитию, что, несомненно, будет оценено. Здесь важен, конечно, уровень знаний (предметных и метапредметных) и компетентности самого преподавателя. Неоднократно слышал возгласы удивления и восхищения, например: «Как вы это все запоминаете?!», «Откуда вы это все знаете?!», когда отвечал на вопросы по химии, физике, математике, истории и другим предметам, которые я не веду, а ведь многое из озвученного относится к общекультурным знаниям. И ответ всегда один: «Я хорошо учился в школе и вузе». Это вызывает интерес к получению знаний.

Если говорить об опыте проведения педагогических практик и наставничества молодых педагогов, то тут, разумеется, своя специфика.

В первую очередь, будущие педагоги и молодые специалисты хотят получить практический опыт деятельности и добиться высоких результатов. Чаще всего у них складываются неплохие отношения с подростками, однако в желании быть с ребятами на одной волне кроется опасность – перейти черту, отделяющую взаимоуважение от чувства «побратима», когда ребенок перестает видеть в учителе взрослого человека, педагога и начинает видеть приятеля, с которым можно общаться на равных не в лучшем смысле этого слова. Задача более опытного педагога – показать молодым и будущим коллегам те модели поведения, которые помогут им в работе: поддерживать дисциплину на уроке, не позволяя переходить на панибратский тон общения, но сохраняя атмосферу взаимоуважения и открытости к диалогу. Из-за загруженности зачастую опытные педагоги не торопятся посещать уроки молодых коллег, но делать это необходимо, чтобы делиться опытом, помогать молодым специалистам развиваться в профессии, не совершая грубых ошибок.

Быть наставником – важная часть работы педагога, наполняющая осмысленностью труд учителя. Это, безусловно, накладывает дополнительные обязательства и требует серьезных моральных, временных, физических усилий, однако без наставников не будет преемственности, а без нее и сложившейся системы общественных ценностей, взаимоуважения между разными поколениями и передачи бесценного опыта. Так давайте не отворачиваться от тех, кто в нас нуждается.

Юрий ДОЛГАНОВ, учитель географии и биологии школы №121

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте